На рис. 1 изображена структура невербального поведения. Главная из них та, что отражается с помощью оптической системы. Зрительно воспринимаемый диапазон движений тела, жесты рук, движения глаз и лица принято называть кинесикой. Центральное место в кинесике занимает экспрессивная подструктура, которая подразделяется на выразительные движения и физиогномику. По мнению С. Г. Геллерштейна и П. М. Я-кобсона, выразительные движения, проявляющиеся в общении при различных психических состояниях, служат внешним выражением этих состояний, а. также отношений к тем или другим лицам, предметам или явлениям действительности. Данная точка зрения поддерживается значительным числом исследователей, о
СТРУКТУРНАЯ СХЕМА НЕВЕРБАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
I Невербальное поведение человека динамическое прикосновение
Рис 1 Структурная схема невербального поведения человека' 1 — ведущие системы отражения невербального поведения человека, 2 — структуры; 3 — подструктуры,
4 — компоненты; 5 — элементы
чем свидетельствует тот факт, что динамические компоненты экспрессии изучаются в психологии невербального поведения, главным образом, как показатели эмоциональных состояний и отношений личности, т. е. как структурные элементы динамических характеристик личности.
Еще одной подструктурой кинесики являются движения глаз или «контакт глаз». В этом разделе кинесики изучаются способы обмена взглядом во время беседы, длительность и частота фиксации взгляда на партнере, направление движения глаз.
Следующая структура невербального поведения — просодическая. Она отражается с помощью акустического канала. К ней примыкает экстралингвистическая структура, состоящая из речевых пауз, различных психофизиологических реакций человека: плач, кашель, смех, вздох и т. д
|
Следующая система отражения невербального поведения — тактильно-кинестезическая. Тактильно-кинестезические данные поступают от рецепторов, находящихся в коже, мышцах, сухожилиях, суставах. Именно мышечные рецепторы сообщают о том, какова сила рукопожатия, поцелуя, насколько близко находится другой человек. Начиная с раннего возраста физический контакт в виде прикосновений, поглаживаний, поцелуев, похлопываний является важным средством развития личности. По этой причине они выделены в отдельную область изучения и представляют еще одну структуру невербального поведения — такесику. Такесическая структура находится под контролем не только тактильно-кинестезической системы отражения, но и воспринимается с помощью зрения (например, амплитуда движения при рукопожатии), слухового анализатора, что способствует оценке всех нюансов физического контакта.
Следующая структура невербального поведения — ольфакторная. Она получила свое название в соответствии с ольфакторной системой отражения, базирующейся на обонянии человека. Данная структура включает искусственные и естественные запахи (запах тела и косметики).
В качестве основных характеристик невербального поведения, с помощью которых можно описать любую из его структур (кинесическую, такесическую, просодическую структуры и систему запахов), выступают следующие: «степень дискретности — континуальности»; «степень произвольности — непроизвольности»; «степень осознанности — неосознаности невербального поведения»; «степень целенаправленности — нецеленаправленности; «степень интенциональности — непреднамеренности»; «степень определенности — неопределенности»; «степень абстрактности — конкретности»; «степень устойчивости — вариабельности»; «степень однозначности — многозначности»; «линейность — пространственно-временная целостность».
|
Соотнесение крайних позиций на каждой из шкал дают два абстрактных типа невербального поведения. Первый тип невербального поведение имеет такие характеристики, как высокая степень дискретности, произвольности, осознаваемости, целенаправленности, интенциональности, определенности, высокая степень отчужденности от действительных состояний и отношений личности, устойчивости (внеситуативности), однозначности и линейности. Второй тип невербального поведения представляет собой образование, имеющее такие характеристики, как континуальность, непроизвольность, неинтенциональность, неопределенность, высокая степень связи с психологическими и социально-психологическими характеристиками личности, вариабельность (зависимость от контекста общения) многозначность, пространственно-временная целостность. Между этими двумя типами невербального но ведения располагается все многообразие форм и паттернов невербального поведения личности, которые представляют собой совокупность движений, отличающихся сочетанием выше перечисленных параметров невербального поведения. Поэтому структура невербального поведения может быть представлена с точки зрения соотношения в ней движений определенного вида.
|
Традиционно считается, что собственно невербальное поведение — это явление, в структуре которого преобладают непроизвольные, неосознаваемые, неинтенциональные, но сопряженные с психологическими особенностями личности комплексы движений, которые представляют собой целостность, трудноразложимую на отдельные единицы. Поэтому невербальное поведение «верно передает душу во всем ее бессознательном и сознательном составе... — передает... гораздо больше, чем сами сознают и чем могут выразить словами люди» (57. С. 132)
Невербальное поведение считается многими исследователями той частью невербального общения, которая трудно поддается формализации и за которую человек не несет ответственности. Психологическую суть невербального поведения как сложно опровергнуть, так и нелегко подтвердить. Поэтому в культуре складываются, главным образом, требования, касающиеся речевого поведения. Человек несет ответственность за сказанное слово, но не за свое невербальное поведение, которое не имеет безусловных формальных характеристик и остается как бы «невидимым» как для субъекта, так и для партнера, но оказывает заметное влияние на все стороны общения.
Трактовка невербального поведения как индивидуального выражения, приобретающего смысл в общении, — это только одно из направлений психологии невербального общения. Другое направление строится на том, что поведение — это не только «феномен получателя — посылателя». Оно является социально обусловленной системой взаимодействия, следовательно, имеет ряд формальных критериев и может быть описано с помощью определенных алфавитов. Таким образом, невербальное поведение представляет также собой совокупность движении, включающую как движения, не имеющие четких формальных критериев, смысл которых появляется в результате общения, так и движения, имеющие социально-определенный статус, очерченный круг значений. Данный подход к структуре невербального поведения можно обозначить, как психосемиотический, социолингвистический.
Особенным, как замечает М. М. Бахтин (19) для невербального поведения является также и то, что оно частично представлено самому субъекту. Он не видит напряжения своих мышц, всей пластики своих поз, экспрессии своего лица, экспрессии его отношений к другому, в то время как партнер по взаимодействию может отражать невербальное поведение с помощью оптической, тактильно-кинестетической, акустической, ольфакторной систем, взаимодействие между которыми способствует возникновению многозначных связей между невербальным поведением и психологическими характеристиками личности. Взаимосвязь между различными структурами невербального поведения и системами отражения представлена на рис. 1.
Высокие диагностические возможности невербального поведения, его постоянная представленность другому («осязаемое данное») привели к развитию противоположной назначению невербального поведения функции — функции маскировки действительных переживаний и отношений человека, к развитию на ее основе способностей к управлению невербальным поведением, формирование которых поощряется во всех социальных группах и сообществах. Без таких «невербальных защит» трудно представить процесс социализации и вхождения личности в культуру. Социокультурная разработка «невербальных защит», «невербальных масок» осуществляется, как правило, в направлении отбора совокупности движений, делающих поведение человека социально-приемлемым, успешным, привлекательным (см. например, современные руководства по практическому взаимодействию). В психологии невербального поведения представлены работы, в которых отмечается, что оно может управлять социальной жизнью человека, входя в качестве индивидуальной составляющей в структуру его поведения. Благодаря социальной функции, невербальное поведение влияет на формирование аффективных реакций человека, на развитие у него умения нейтрализовать социально-неприемлемые способы взаимодействия. С помощью невербального поведения человек нейтрализует нежелательные состояния, отношения (например, агрессию) и предъявляет социально-желательные экспрессивные «маски». Такое невербальное поведение выполняет дополнительную функцию — оно управляют коммуникацией без существенной эмоциональной нагрузки партнеров по общению.
Формирование невербального поведения личности, ее невербального репертуара осуществляется на стыке природных форм выражения переживаний, отношений и социокультурных способов поведения, взаимодействие между которыми опосредовано обстоятельствами жизнедеятельности субъекта, центральное место среди которых занимает общение. Иными словами, «...вовлечение живого движения, действия, деятельности, поступка в сферу анализа духовного организма представляет собой учет в этом организме и человеческой телесности, выступающей в своих облагороженных духом культурных, а не только в природных формах» (54. С. 144). Определенные «экспрессивные защиты» или «экспрессивные маски» вводятся в структуру невербального поведения как бы под влиянием внешних условий, несмотря на это они неотделимы от личности и выполняют свои самые разнообразные функции потому, что, как и все невербальное поведение, они являются формой существования и проявления разноуровневых компонентов личности. Индивидуальные «невербальные» привычки, невербальные поведенческие штампы, невербальное «косноязычие», выражающие конкретные черты конкретной личности, входят в структуру ее невербального поведения, раскрывая индивидуальность человека. Например, у одного есть скверная привычка в задумчивости почесывать затылок, у другого — тереть нос, у третьего — кривить губы или по-особенному прищурить глаза и т. д.
Итак, невербальное поведение неотделимо от личности. В нем не просто выражаются какие-то ее психические состояния, особенности темперамента или отношения к другому, а представлены психологические особенности, присущие конкретной личности. Поэтому невербальное поведение индивидуально и неповторимо настолько, насколько индивидуальна и неповторима личность во всех своих переживаниях. Именно поэтому появляются трудности, связанные с его интерпретацией и точностью понимания в общении.
Невербальное поведение, в отличие от невербальных коммуникаций, — это не просто средство информации, средство, улучшающее ориентировку одного человека в другом, не просто внешнее сопровождение психических явлений. Если и можно говорить о невербальном поведении как инструменте познания внутреннего мира человека, то только потому, что оно и есть часть этого мира, форма его существования. Невербальное поведение — это не маска, которую можно снять или надеть, это сама личность во всех ее проявлениях.
Совокупность вышеперечисленных характеристик придает особый статус невербальному поведению, которое является важной частью поведенческой модели личности и отделяет его от невербальных коммуникаций. Невербальное поведение, если и сообщает «нечто» о человеке, то именно то, что всегда сопряжено с психологическими и социально-психологическими свойствами человека и особенностями взаимодействия его с другими людьми. О целостности, многокомпонентности невербального поведения, о его соответствии различным аспектам структуры личности, ее внутренним характеристикам свидетельствуют те функции, которые невербальное поведение выполняет в общении. Анализ имеющихся по данному вопросу исследований показывает, что каждая структура и подструктура невербального поведения выполняет информационную (диагностическую), регулятивную, аффективную функции. В этом плане нет приоритета у тех или иных структур или подструктур невербального поведения. Они полифункциональны и выступают регулятором всех типов взаимодействия.
Кинесика
Кинесика представляет собой совокупность жестов, поз, телодвижений, используемых при коммуникации в качестве дополнительных выразительных средств общения. Этот термин был предложен для изучения общения посредством движений тела. «Кин» — мельчайшая единица движения тела человека, считывая которую можно интерпретировать передаваемые через жесты и другие движения сообщения.Поведение человека складывается из «кинем» так же, как человеческая речь из последовательности слов, предложений, фраз.
Кинемы выполняют роль дополнения или замещения речевых сообщений. Кинесика включает зрительно воспринимаемые движения, выполняющие регулятивную функцию в общении. Это не только движения лица и тела, но и оформление внешности, походка, почерк и др. Элементами кинесики принято считать жесты, мимику, позы и взгляды, которые имеют как физиологическое происхождение (например, зевота, потягивание, расслабление и др.), так и социокультурное (широко раскрытые глаза, сжатый кулак как знак победы и т.п.).
Жесты представляют собой различного рода движения тела, рук или кистей рук, сопровождающие в процессе коммуникации речь человека и выражающие его отношение непосредственно к собеседнику, к какому-то событию, другому лицу, какому-либо предмету, свидетельствующие о желаниях и состоянии человека.Большинство людей во время общения использует руки, чтобы подчеркнуть или выделить наиболее важные места в разговоре, указать на предметы или людей, выразить мысль жестом и проиллюстрировать свое высказывание. По мнению исследователей, жест несет информацию не только о психическом состоянии человека, но и об интенсивности его переживаний. Считается, что жесты имеют социальное происхождение, поэтому межкультурные различия проявляются в них особенно ярко.
Их можно классифицировать следующим образом:
- иллюстраторы — описательно-изобразительные и выразительные жесты, сопровождающие речь и вне речевого контекста теряющие смысл. Эти жесты сопровождают идущий в данный момент разговор, более подробно раскрывая его содержание. Так, иллюстраторы имеют свойство усиливаться, когда увеличивается энтузиазм говорящего или когда ему кажется, что слушающий это не понимает;
- конвенциональные жесты, или эмблемы, они используются при приветствии или прощании, приглашении, запрещении, оскорблении и т.п. Они могут быть прямо переведены в слова, употребляются сознательно и являются условными движениями. Часто их применяют вместо слов, которые неловко высказать вслух, поэтому все неприличные жесты попадают в эту категорию;
- модальные жесты — жесты одобрения, неудовольствия, иронии, недоверия, неуверенности, незнания, страдания, раздумья, сосредоточенности, растерянности, смятения, подавленности, разочарования, отвращения, радости, восторга, удивления. Они выражают эмоциональное состояние человека, его оценку окружающего, отношение к предметам и людям, сигнализируют об изменении активности субъекта в ходе коммуникации;
- жесты, используемые в различных ритуалах (христиане крестятся, мусульмане в конце молитвы проводят двумя ладонями по лицу сверху вниз и др.).
Поскольку все эти жесты культурно обусловлены, в разных культурах одни и те же жесты могут иметь совершенно разное значение, что зачастую создает много проблем в межкультурной коммуникации. Особенно разнообразным является жест приветствия, который в различных культурах может выражаться поклоном, поднятием бровей, кивком головы, ударом руки, поцелуем, объятием, слезами, биением черепа до крови и т.д.
Например, для нас привычно при приветствии помахать рукой из стороны в сторону. На индонезийском острове Бали двое влюбленных могут приветствовать друг друга тяжелым дыханием в виде дружеского сопения. Жители Бирмы, Монголии и Лапландии в качестве приветствия традиционно обнюхивают друг друга. Эскимосы приветствуют незнакомцев ударом кулака по голове или плечу. Жители Амазонии свое приветствие выражают взаимным похлопыванием по спине, а полинезийцы обнимают и потирают спину собеседника. В районе островов Торреса для приветствия необходимо изогнуть правую руку в форме Крюка, затем почесывать ладони друг другу, повторяя это несколько раз.
Практически во всем мире получил широкое распространение жест, который в русской культуре называется «фига». В зависимости от принадлежности к той или иной культуре он расценивается как шуточный жест, как жест-издевка, как защитительный знак (от «дурного глаза»), как символ плодородия, как непристойное приглашение к сексуальным отношениям, какжест понимания между влюбленными, как знак величайшего презрения и т.д. Даже в настоящее время в Италии, Сербии, Англии, Шотландии верят в оберегающую силу фиги. Приверженцы религиозного культа Макумба в Южной Америке (прежде всего, в Бразилии) носят по этой причине изображение фиги в качестве брелока на шее.
При контактах с представителями других культур во многих ситуациях возникает впечатление, что люди ведут себя неестественно.
Например, если мы говорим о себе и показываем при этом пальцем на свою грудь, то этот жест покажется японцам странным, так как в таких случаях они прикасаются пальцем к носу. Только в XX в. рукопожатие стало приемлемым во всем мире. В прошлом такой прямой физический контакт считался неприличным во многих культурах. Китайцы и в настоящее время стараются избегать телесных контактов с незнакомцами. Для них крепкое рукопожатие так же непринято, как для европейцев и американцев похлопывание по плечу (для «западника» это означает «будь здоров»).
Жесты и телодвижения зачастую свидетельствуют о принадлежности человека к какой-либо культуре, даже если он в совершенстве владеет иностранным языком. Например: существует немало анекдотов о том, каким образом обнаруживают себя американские и русские шпионы. Американца легко узнать по специфической манере сидеть, положив лодыжку одной ноги на колено другой, откинувшись на стуле и заложив руки за голову. Русских же подводит традиционная привычка пить чай, не вынимая ложки из стакана.
Поза является весьма значимой формой невербальной коммуникации. Поза — положение человеческого тела, которое принимает человек в процессе коммуникации. Это одна из наименее подконтрольных сознанию форм невербального поведения, поэтому она говорит об истинном состоянии человека больше, чем выражение его лица. Дело в том, что человека с раннего детства обычно учат владеть своим лицом при выражении каких-либо чувств, но не обучают сознательно управлять положением своего тела, и поэтому именно поза может рассказать нам о настоящих переживаниях людей и их истинном отношении к окружающим.
В коммуникативистике при общении принято выделять три группы поз:
- включение или исключение из ситуации общения (открытость или закрытость для контакта).При готовности к общению человек улыбается, голова и тело повернуты к партнеру, туловище наклонено вперед. Закрытость достигается скрещиванием на груди рук, сплетенными в замок пальцами, фиксирующими колено в позе «нога на ногу», отклонением спины назад и др.;
- доминирование или зависимость. Доминирование проявляется в «нависании» над партнером, похлопывании его по плечу, руке, лежащей на плече собеседника, зависимость — во взгляде снизу вверх, сутулости;
- противостояние или гармония. Противостояние проявляется в следующей позе: сжатые кулаки, выставленное вперед плечо, руки на боках. Гармоничная поза всегда синхронизирована с позой партнера, открыта и свободна.