Системы отражения невербального поведения




На рис. 1 изображена структура невербального по­ведения. Главная из них та, что отражается с помощью оптической системы. Зрительно воспринимаемый диа­пазон движений тела, жесты рук, движения глаз и лица принято называть кинесикой. Центральное место в кинесике занимает экспрессивная подструктура, кото­рая подразделяется на выразительные движения и фи­зиогномику. По мнению С. Г. Геллерштейна и П. М. Я-кобсона, выразительные движения, проявляющиеся в общении при различных психических состояниях, слу­жат внешним выражением этих состояний, а. также отношений к тем или другим лицам, предметам или явлениям действительности. Данная точка зрения под­держивается значительным числом исследователей, о

СТРУКТУРНАЯ СХЕМА НЕВЕРБАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

I Невербальное поведение человека динамическое прикосновение

Рис 1 Структурная схема невербального поведения человека' 1 — ведущие системы отражения невербального поведения человека, 2 — структуры; 3 — подструктуры,

4 — компоненты; 5 — элементы

чем свидетельствует тот факт, что динамические ком­поненты экспрессии изучаются в психологии невер­бального поведения, главным образом, как показатели эмоциональных состояний и отношений личности, т. е. как структурные элементы динамических характерис­тик личности.

Еще одной подструктурой кинесики являются дви­жения глаз или «контакт глаз». В этом разделе кинеси­ки изучаются способы обмена взглядом во время бесе­ды, длительность и частота фиксации взгляда на партнере, направление движения глаз.

Следующая структура невербального поведения — просодическая. Она отражается с помощью акустичес­кого канала. К ней примыкает экстралингвистическая структура, состоящая из речевых пауз, различных пси­хофизиологических реакций человека: плач, кашель, смех, вздох и т. д

Следующая система отражения невербального пове­дения — тактильно-кинестезическая. Тактильно-кинестезические данные поступают от рецепторов, находя­щихся в коже, мышцах, сухожилиях, суставах. Именно мышечные рецепторы сообщают о том, какова сила рукопожатия, поцелуя, насколько близко находится другой человек. Начиная с раннего возраста физичес­кий контакт в виде прикосновений, поглаживаний, по­целуев, похлопываний является важным средством раз­вития личности. По этой причине они выделены в отдельную область изучения и представляют еще одну структуру невербального поведения — такесику. Такесическая структура находится под контролем не толь­ко тактильно-кинестезической системы отражения, но и воспринимается с помощью зрения (например, амп­литуда движения при рукопожатии), слухового анали­затора, что способствует оценке всех нюансов физичес­кого контакта.

Следующая структура невербального поведения — ольфакторная. Она получила свое название в соответ­ствии с ольфакторной системой отражения, базирующейся на обонянии человека. Данная структура вклю­чает искусственные и естественные запахи (запах тела и косметики).

В качестве основных характеристик невербального поведения, с помощью которых можно описать любую из его структур (кинесическую, такесическую, просо­дическую структуры и систему запахов), выступают следующие: «степень дискретности — континуальнос­ти»; «степень произвольности — непроизвольности»; «степень осознанности — неосознаности невербально­го поведения»; «степень целенаправленности — неце­ленаправленности; «степень интенциональности — не­преднамеренности»; «степень определенности — неопределенности»; «степень абстрактности — конк­ретности»; «степень устойчивости — вариабельности»; «степень однозначности — многозначности»; «линей­ность — пространственно-временная целостность».

Соотнесение крайних позиций на каждой из шкал дают два абстрактных типа невербального поведения. Первый тип невербального поведение имеет такие ха­рактеристики, как высокая степень дискретности, про­извольности, осознаваемости, целенаправленности, интенциональности, определенности, высокая степень отчужденности от действительных состояний и отноше­ний личности, устойчивости (внеситуативности), одно­значности и линейности. Второй тип невербального поведения представляет собой образование, имеющее такие характеристики, как континуальность, непроиз­вольность, неинтенциональность, неопределенность, высокая степень связи с психологическими и социаль­но-психологическими характеристиками личности, вариабельность (зависимость от контекста общения) многозначность, пространственно-временная целостность. Между этими двумя типами невербального но ведения располагается все многообразие форм и пат­тернов невербального поведения личности, которые представляют собой совокупность движений, отличаю­щихся сочетанием выше перечисленных параметров невербального поведения. Поэтому структура невер­бального поведения может быть представлена с точки зрения соотношения в ней движений определенного вида.

Традиционно считается, что собственно невербаль­ное поведение — это явление, в структуре которого преобладают непроизвольные, неосознаваемые, неинтенциональные, но сопряженные с психологическими особенностями личности комплексы движений, кото­рые представляют собой целостность, трудноразложи­мую на отдельные единицы. Поэтому невербальное по­ведение «верно передает душу во всем ее бессознательном и сознательном составе... — передает... гораздо больше, чем сами сознают и чем могут выра­зить словами люди» (57. С. 132)

Невербальное поведение считается многими иссле­дователями той частью невербального общения, кото­рая трудно поддается формализации и за которую че­ловек не несет ответственности. Психологическую суть невербального поведения как сложно опровергнуть, так и нелегко подтвердить. Поэтому в культуре складыва­ются, главным образом, требования, касающиеся рече­вого поведения. Человек несет ответственность за ска­занное слово, но не за свое невербальное поведение, которое не имеет безусловных формальных характери­стик и остается как бы «невидимым» как для субъекта, так и для партнера, но оказывает заметное влияние на все стороны общения.

Трактовка невербального поведения как индивиду­ального выражения, приобретающего смысл в обще­нии, — это только одно из направлений психологии невербального общения. Другое направление строится на том, что поведение — это не только «феномен полу­чателя — посылателя». Оно является социально обус­ловленной системой взаимодействия, следовательно, имеет ряд формальных критериев и может быть опи­сано с помощью определенных алфавитов. Таким обра­зом, невербальное поведение представляет также собой совокупность движении, включающую как движения, не имеющие четких формальных критериев, смысл ко­торых появляется в результате общения, так и движе­ния, имеющие социально-определенный статус, очер­ченный круг значений. Данный подход к структуре невербального поведения можно обозначить, как пси­хосемиотический, социолингвистический.

Особенным, как замечает М. М. Бахтин (19) для не­вербального поведения является также и то, что оно частично представлено самому субъекту. Он не видит напряжения своих мышц, всей пластики своих поз, экспрессии своего лица, экспрессии его отношений к другому, в то время как партнер по взаимодействию может отражать невербальное поведение с помощью оптической, тактильно-кинестетической, акустической, ольфакторной систем, взаимодействие между которы­ми способствует возникновению многозначных связей между невербальным поведением и психологическими характеристиками личности. Взаимосвязь между раз­личными структурами невербального поведения и сис­темами отражения представлена на рис. 1.

Высокие диагностические возможности невербаль­ного поведения, его постоянная представленность дру­гому («осязаемое данное») привели к развитию проти­воположной назначению невербального поведения функции — функции маскировки действительных пе­реживаний и отношений человека, к развитию на ее основе способностей к управлению невербальным по­ведением, формирование которых поощряется во всех социальных группах и сообществах. Без таких «невер­бальных защит» трудно представить процесс социали­зации и вхождения личности в культуру. Социокультур­ная разработка «невербальных защит», «невербальных масок» осуществляется, как правило, в направлении отбора совокупности движений, делающих поведение человека социально-приемлемым, успешным, привлека­тельным (см. например, современные руководства по практическому взаимодействию). В психологии невербального поведения представлены работы, в которых отмечается, что оно может управлять социальной жиз­нью человека, входя в качестве индивидуальной состав­ляющей в структуру его поведения. Благодаря социаль­ной функции, невербальное поведение влияет на формирование аффективных реакций человека, на раз­витие у него умения нейтрализовать социально-неприем­лемые способы взаимодействия. С помощью невербаль­ного поведения человек нейтрализует нежелательные состояния, отношения (например, агрессию) и предъяв­ляет социально-желательные экспрессивные «маски». Такое невербальное поведение выполняет дополнитель­ную функцию — оно управляют коммуникацией без существенной эмоциональной нагрузки партнеров по общению.

Формирование невербального поведения личности, ее невербального репертуара осуществляется на стыке природных форм выражения переживаний, отношений и социокультурных способов поведения, взаимодей­ствие между которыми опосредовано обстоятельствами жизнедеятельности субъекта, центральное место среди которых занимает общение. Иными словами, «...вовле­чение живого движения, действия, деятельности, поступка в сферу анализа духовного организма представ­ляет собой учет в этом организме и человеческой теле­сности, выступающей в своих облагороженных духом культурных, а не только в природных формах» (54. С. 144). Определенные «экспрессивные защиты» или «экспрессивные маски» вводятся в структуру невер­бального поведения как бы под влиянием внешних ус­ловий, несмотря на это они неотделимы от личности и выполняют свои самые разнообразные функции пото­му, что, как и все невербальное поведение, они явля­ются формой существования и проявления разноуров­невых компонентов личности. Индивидуальные «невербальные» привычки, невербальные поведенчес­кие штампы, невербальное «косноязычие», выражаю­щие конкретные черты конкретной личности, входят в структуру ее невербального поведения, раскрывая ин­дивидуальность человека. Например, у одного есть скверная привычка в задумчивости почесывать заты­лок, у другого — тереть нос, у третьего — кривить губы или по-особенному прищурить глаза и т. д.

Итак, невербальное поведение неотделимо от лично­сти. В нем не просто выражаются какие-то ее психи­ческие состояния, особенности темперамента или отно­шения к другому, а представлены психологические особенности, присущие конкретной личности. Поэто­му невербальное поведение индивидуально и неповто­римо настолько, насколько индивидуальна и неповто­рима личность во всех своих переживаниях. Именно поэтому появляются трудности, связанные с его интер­претацией и точностью понимания в общении.

Невербальное поведение, в отличие от невербальных коммуникаций, — это не просто средство информации, средство, улучшающее ориентировку одного человека в другом, не просто внешнее сопровождение психичес­ких явлений. Если и можно говорить о невербальном поведении как инструменте познания внутреннего мира человека, то только потому, что оно и есть часть этого мира, форма его существования. Невербальное поведение — это не маска, которую можно снять или надеть, это сама личность во всех ее проявлениях.

Совокупность вышеперечисленных характеристик придает особый статус невербальному поведению, ко­торое является важной частью поведенческой модели личности и отделяет его от невербальных коммуника­ций. Невербальное поведение, если и сообщает «нечто» о человеке, то именно то, что всегда сопряжено с пси­хологическими и социально-психологическими свой­ствами человека и особенностями взаимодействия его с другими людьми. О целостности, многокомпонентности невербального поведения, о его соответствии раз­личным аспектам структуры личности, ее внутренним характеристикам свидетельствуют те функции, которые невербальное поведение выполняет в общении. Анализ имеющихся по данному вопросу исследований показы­вает, что каждая структура и подструктура невербаль­ного поведения выполняет информационную (диагно­стическую), регулятивную, аффективную функции. В этом плане нет приоритета у тех или иных структур или подструктур невербального поведения. Они полифунк­циональны и выступают регулятором всех типов взаи­модействия.

Кинесика

Кинесика представляет собой совокупность жес­тов, поз, телодвижений, используемых при коммуникации в качестве дополнительных выразительных средств общения. Этот термин был предложен для изучения общения посредством движений тела. «Кин» — мельчайшая единица движения тела человека, считывая которую можно интерпретировать передаваемые через жесты и другие движения сообщения.Поведение человека складывается из «кинем» так же, как человеческая речь из последовательности слов, предложений, фраз.

 

Кинемы выполняют роль дополнения или замещения речевых сообщений. Кинесика включает зритель­но воспринимаемые движения, выполняющие регулятивную фун­кцию в общении. Это не только движения лица и тела, но и оформ­ление внешности, походка, почерк и др. Элементами кинесики принято считать жесты, мимику, позы и взгляды, которые имеют как физиологическое происхождение (например, зевота, потяги­вание, расслабление и др.), так и социокультурное (широко раскрытые глаза, сжатый кулак как знак победы и т.п.).

 

Жесты представляют собой различного рода движения тела, рук или кистей рук, сопровождающие в процессе коммуникации речь человека и выражающие его отношение непосредственно к собесед­нику, к какому-то событию, другому лицу, какому-либо предмету, свидетельствующие о желаниях и состоянии человека.Большинст­во людей во время общения использует руки, чтобы подчеркнуть или выделить наиболее важные места в разговоре, указать на предметы или людей, выразить мысль жестом и проиллюстриро­вать свое высказывание. По мнению исследователей, жест несет информацию не только о психическом состоянии человека, но и об интенсивности его переживаний. Считается, что жесты имеют социальное происхождение, поэтому межкультурные различия проявляются в них особенно ярко.

Их можно классифицировать следующим образом:

- иллюстраторы — описательно-изобразительные и выразитель­ные жесты, сопровождающие речь и вне речевого контекста те­ряющие смысл. Эти жесты сопровождают идущий в данный момент разговор, более подробно раскрывая его содержание. Так, иллюстраторы имеют свойство усиливаться, когда увеличива­ется энтузиазм говорящего или когда ему кажется, что слушаю­щий это не понимает;

- конвенциональные жесты, или эмблемы, они используются при приветствии или прощании, приглашении, запрещении, оскорблении и т.п. Они могут быть прямо переведены в слова, употребляются сознательно и являются условными движения­ми. Часто их применяют вместо слов, которые неловко выска­зать вслух, поэтому все неприличные жесты попадают в эту ка­тегорию;

- модальные жесты — жесты одобрения, неудовольствия, иро­нии, недоверия, неуверенности, незнания, страдания, разду­мья, сосредоточенности, растерянности, смятения, подавлен­ности, разочарования, отвращения, радости, восторга, удив­ления. Они выражают эмоциональное состояние человека, его оценку окружающего, отношение к предметам и людям, сиг­нализируют об изменении активности субъекта в ходе комму­никации;

 

 

- жесты, используемые в различных ритуалах (христиане крестят­ся, мусульмане в конце молитвы проводят двумя ладонями по лицу сверху вниз и др.).

Поскольку все эти жесты культурно обусловлены, в разных культурах одни и те же жесты могут иметь совершенно разное значение, что зачастую создает много проблем в межкультурной коммуникации. Особенно разнообразным является жест привет­ствия, который в различных культурах может выражаться покло­ном, поднятием бровей, кивком головы, ударом руки, поцелуем, объятием, слезами, биением черепа до крови и т.д.

Например, для нас привычно при приветствии помахать рукой из стороны в сторону. На индонезийском острове Бали двое влюбленных могут приветствовать друг друга тяжелым ды­ханием в виде дружеского сопения. Жители Бирмы, Монголии и Лапландии в качестве приветствия традиционно обнюхивают друг друга. Эскимосы приветствуют незнакомцев ударом кулака по голове или плечу. Жители Амазонии свое приветствие выра­жают взаимным похлопыванием по спине, а полинезийцы об­нимают и потирают спину собеседника. В районе островов Торреса для приветствия необходимо изогнуть правую руку в форме Крюка, затем почесывать ладони друг другу, повторяя это не­сколько раз.

Практически во всем мире получил широкое распространение жест, который в русской культуре называется «фига». В зависимости от при­надлежности к той или иной культуре он расценивается как шуточный жест, как жест-издевка, как защитительный знак (от «дурного глаза»), как символ плодородия, как непристойное приглашение к сексуаль­ным отношениям, какжест понимания между влюбленными, как знак величайшего презрения и т.д. Даже в настоящее время в Италии, Сер­бии, Англии, Шотландии верят в оберегающую силу фиги. Привер­женцы религиозного культа Макумба в Южной Америке (прежде все­го, в Бразилии) носят по этой причине изображение фиги в качестве брелока на шее.

При контактах с представителями других культур во многих ситуациях возникает впечатление, что люди ведут себя неестест­венно.

Например, если мы говорим о себе и показываем при этом пальцем на свою грудь, то этот жест покажется японцам стран­ным, так как в таких случаях они прикасаются пальцем к носу. Только в XX в. рукопожатие стало приемлемым во всем мире. В прошлом такой прямой физический контакт считался непри­личным во многих культурах. Китайцы и в настоящее время ста­раются избегать телесных контактов с незнакомцами. Для них крепкое рукопожатие так же непринято, как для европейцев и американцев похлопывание по плечу (для «западника» это озна­чает «будь здоров»).

Жесты и телодвижения зачастую свидетельствуют о принад­лежности человека к какой-либо культуре, даже если он в совер­шенстве владеет иностранным языком. Например: существует немало анек­дотов о том, каким образом обнаруживают себя американские и русские шпионы. Американца легко узнать по специфической манере сидеть, положив лодыжку одной ноги на колено другой, откинувшись на стуле и заложив руки за голову. Русских же под­водит традиционная привычка пить чай, не вынимая ложки из стакана.

Поза является весьма значимой формой невербальной ком­муникации. Поза — положение человеческого тела, которое принимает человек в процессе коммуникации. Это одна из наименее подконтрольных сознанию форм невербального поведения, по­этому она говорит об истинном состоянии человека больше, чем выражение его лица. Дело в том, что человека с раннего детства обычно учат владеть своим лицом при выражении каких-либо чувств, но не обучают сознательно управлять положением свое­го тела, и поэтому именно поза может рассказать нам о настоя­щих переживаниях людей и их истинном отношении к окружа­ющим.

В коммуникативистике при общении принято выделять три группы поз:

 

- включение или исключение из ситуации общения (открытость или закрытость для контакта).При готовности к общению человек улыбается, голова и тело повернуты к партнеру, туловище на­клонено вперед. Закрытость достигается скрещиванием на гру­ди рук, сплетенными в замок пальцами, фиксирующими коле­но в позе «нога на ногу», отклонением спины назад и др.;

 

- доминирование или зависимость. Доминирование проявляется в «нависании» над партнером, похлопывании его по плечу, руке, лежащей на плече собеседника, зависимость — во взгляде снизу вверх, сутулости;

 

- противостояние или гармония. Противостояние проявляется в следующей позе: сжатые кулаки, выставленное вперед плечо, руки на боках. Гармоничная поза всегда синхронизирована с позой партнера, открыта и свободна.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: