Основные этапы реализации проекта




МБОУ СОШ №3 им.Т.Гиззата г. Агрыз РТ

 

 

Природа и наше место в ней

Исследовательская работапо теме:

Путешествие по заповедным тропинкам

Кичке -Танского заказника “

Номинация: “Заповедные территории

и охрана окружающей среды»

 

 

Работу выполнила: Кухарчук Сабина

ученица 8 «а» класса

МБОУ СОШ №3 им.Т.Гиззата г.Агрыз РТ

 

Руководитель работы: Кудрявцева Н.В.

учитель географии

МБОУ СОШ №3 им.Т.Гиззата г.Агрыз РТ

 

Год

Оглавление

Введение ---------------------------------------------------------------------------------------3

I. Путешествие по заповедным тропинкам Кичке-Танского заказника--------5

1. Создание заказника------------------------------------------------------------------------5

2. Смешанный лес---------------------------------------------------------------------------- 7

3. Растительность----------------------------------------------------------------------------- 8

4. Животный мир------------------------------------------------------------------------------9

5. Птицы----------------------------------------------------------------------------------------10

Выводы по I главе --------------------------------------------------------------------------12

II. Разработка социально значимого проекта экологической направленности--14

1.Основные этапы реализации проекта--------------------------------------------------14

Выводы по II главе---------------------------------------------------------------------------15

Заключение------------------------------------------------------------------------------------16

Литература-------------------------------------------------------------------------------------18

Приложение------------------------------------------------------------------------------------19

 

Введение

Актуальность данной темы заключается в том, что в данный момент по всей планете вырубка лесов, исчезновение вместе с ними редких видов растений, животных, насекомых, рыб и птиц - очень велики. А ведь лес является домом для многих животных. Количество страниц «Красной книги» увеличивается с каждым днем. А это не очень радостная перспектива для будущего нашей планеты. Люди не могли не заметить происходящие в природе перемен, её истощение и постепенной гибели и начали создавать территории, на которых охота, рыболовство и прочая деятельность людей была под контролем. Государство создаёт особо охраняемые территории - национальные парки, заказники, памятники природы, заповедники. В многочисленных заповедниках спокойно живут и размножаются разные звери. Они занимают особое место в охране природы. С одной стороны, это хорошо, что появились всевозможные заказники, заповедники, национальные парки, но с другой стороны, сам факт их появления говорит лишь о том, что люди не могут сами относиться бережно к природе.

Главный лесничий Агрызского района Р. У. Имангулов на встречах со школьниками учит нас понимать лес, преумножать его богатство. Равиль Усманович внушает молодому поколению, что никакая строгость законов и надежная охрана не смогут уберечь лес, пока сами люди не откликнутся добром и заботой.

Мы привыкли к тому, что изо дня в день нас окружают растения, животные, солнечный свет золотыми струями разливается вокруг каждое утро. Нам кажется, что всё это было, есть и будет всегда. На лугах всегда будут лежать зелёным ковром травы, будут цвести цветы, очаровывая нас своим ароматом, в лесах будет раздаваться пение птиц, земные недра всегда будут дарить свои богатства, чтобы нам было светло, тепло и уютно жить на нашей планете Земля. Мы думаем так потому, что привыкли получать всё это, и забываем, что удивительный, а порой неожиданный мир, который нас окружает и принимает нас, подвержен непрерывному изменению. Что кажущаяся неизменяемость живой природы так же обманчива, как обманчиво ощущение, будто солнце движется по небосводу вокруг Земли. Мы привыкли использовать дары природы в своих целях. Для своей пользы и редко задумываемся о том, какой вред и урон мы наносим природе.

Почему же надо беречь природу? Да просто потому, что всё в этом мире не вечно. Потому что, нанося урон природе, мы сами себе наносим вред. Чем мы будем дышать, если воздух будет наполнен вредными газами? Что мы будем пить, если вода будет не пригодна для питья, так как она будет загрязнена? Чем мы будем любоваться, если не будет лесов, полей и лугов с цветками? Природу нужно беречь и охранять, чтобы мы могли дышать свежим воздухом, пить и купаться в чистой воде, наслаждаться красотой полей, лугов, лесов. Мы должны беречь её не только для себя, но и для следующих поколений, для зверей, птиц, насекомых и рыб, живущих на нашей планете. Представляя лес, мы рисуем в своем воображении высокие деревья с зелеными кронами, сочные травы, которые колышутся под легким ветерком, мы слышим щебет птиц, нам кажется, что по веткам деревьев прыгает белка. Мы знаем, что где-то в чаще леса живут медведи, зайцы, лисы, другие животные. А теперь представьте, что нет ни птиц, ни зверей. Тогда не будет и леса, ведь все в природе взаимосвязано. Берегите животных, ведь они важная часть живой природы. Человек привык пользоваться дарами природы в свое удовольствие: люди убивают зверей ради ценного меха, а иногда и просто ради собственной прихоти. Люди не могли не заметить происходящие в природе перемен, её истощение и постепенной гибели и начали создавать территории, на которых охота, рыболовство и прочая деятельность людей была под контролем.

 

I. Путешествие по заповедным тропинкам Кичке -Танского заказника

Создание заказника

Особо охраняемые природные территории - это участки земли, водные поверхности и воздушные пространства над ними, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое и оздоровительное значение, которые изъяты полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Крупной охраняемой территорией в Агрызском районе является заказник «Кичке -Тан».

Забытый богом уголок - татарская деревушка Кичкетан в Агрызском районе, окруженная лесами и водоемами. Можно сказать, медвежий угол, потому что и косолапые встречались в местных лесах, хоть и в небольших количествах. Так было в Кичкетане еще каких- то два - три десятка лет назад. И могли ли предположить его жители, что их селение станет известно не только по всей республике, но и России, что будут приезжать сюда разные делегации, чтобы любоваться природой и перенимать опыт ее охраны.

Природа щедро одарила эти места красотой, разнообразием животного и растительного мира. Но тревожные сигналы экологического неблагополучия появились в последние десятилетия прошлого века и на агрызской земле.

Из экспертного заключения по состоянию природной системы устьевого участка реки Их, сделанного в 1996 году: «…Из-за интенсивного выпаса луговой травостой, особенно первого типа, угнетен, может быть как пастбищный третей стадии деградации. На многих участках широкое распространение получили виды трав, не поедаемые скотом… Водная растительность по флористическому составу довольно бедна, что связано с большим распространением в водоемах водяной чумы. Многие водоемы находятся на разных стадиях зарастания. В целом растительный покров участка возможного заказника сильно нарушен интенсивными рубками и беспорядочным выпасом скота…» В то же время в этом документе отмечалось, что при надлежащей охране и рациональном использовании территории можно надеяться на восстановлении уникального пойменного комплекса. Так 16 сентября 1997 года на территории Агрызского района был образован природный заказник «Кичке Тан».

Главная цель его организации - сохранение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных устьевого участка реки Иж.

Со дня создания заказника прошло одиннадцать лет. Срок достаточный, чтобы внести перемены в окружающую среду. И они в «Кичке - Тане» в настоящее время видны, как говорят, невооруженным глазом. Богат и разнообразен животный мир заповедника, многие из видов занесены в Красную книгу РТ. Например, медведи. На территории Татарстана они редки и, как правило, являются «транзитным» видом, то есть заходят из лесистых регионов Кировской области, Марий Эл. По этому поводу среди ученых были споры: имеют ли медведи право на «прописку» в татарстанской Красной книге, коль они у нас постоянно не живут? Но агрызцы сумели доказать, что в их краях медведи не пришельцы, есть и берлоги.

На территории заказника много родников - в общей сложности около тридцати. Один из самых примечательных родников - «Аулия чишмэсе».

Вода в роднике очень чистая, хорошего питьевого качества. У родника есть необычная и красивая легенда. Якобы в давние времена один уважаемый человек из здешних мест, которого звали Прорицателем, как-то сказал пастухам, что пришло ему время проститься с белым светом, завтра он уйдет в мир иной. И попросил человек похоронить его в лесу, в укромном месте, которое сам выбрал. Пастухи выполнили просьбу. А вскоре забил в этом месте чудесный родник. Так оно было или не так - теперь уже трудно сказать. Но родник живет, дарит людям радость.

Территория заказника включает в свой состав долину реки Иж. На реке Иж много поселений бобров, ондатр и норок.

В реке водится более 20 видов рыб. Много гнездится водоплавающей птицы.

Смешанный лес


Особенностью территории заказника является сохранившиеся долинные леса восточного (предуральского) типа. Древесные породы представлены елью и липой, а также пихтой, дубом, вязом, ильмом, осиной; в подлеске преобладают черемуха, бересклет; напочвенный покров слагают травянистые виды растений. Две трети надпойменных террас занимают луговые сообщества двух типов – мятликоворазнотравный и щучково-разнотравный. Здесь произрастает более 10 видов растений, занесенных в Красную книгу Республики Татарстан: пальчатокоренник пятнистый, неоттианта клобучковая, кувшинка, рдест длиннейший и др. Леса заповедника смешанные, то есть состоящие из хвойных и лиственных пород. Когда- то эти массивы были преимущественно еловыми, с вкраплениями лип, и покрывали всю нынешнюю территорию Агрызского района. Но сейчас такие леса сохранились лишь фрагментами. Один из них – массив – массив коренного берега реки ИЖ к западу от деревни Шаршада. Этот лес, по мнению специалистов, хотя и был изуродован рубками, но продолжает сохранять типичные зональные черты. Даже в солнечную погоду в еловом лесу сумерки. Поэтому здесь растут только приспособленные к жизни травы и кустарники. Например, у кислицы листочки могут специально располагаться таким образом, чтобы меньше затенять друг друга. Также сориентированы семь листочков у седмичника. В большом количестве встречается интересное растение копытень (если его потереть, появляется запах перца). Опыляют копытень муравьи. Прошло немало времени после произвольных рубок леса, и под пологом березовых, осиновых и других лиственных лесов активно начинает расти ель. Пройдет еще немного времени, и бывшие светлые леса превратятся в густые темные ельники. Помимо ели и липы здесь растут пихта, дуб, ильм, а в подлеске – черемуха и береклест. Изредка встречается сосна, но она, как правило, имеет искусственное происхождение, то есть, посажена человеком.

Чистых, состоящих только из одной породы лесов в Заказнике очень мало, поэтому часто лес, называемый сосняком или ельником, в действительности смешанный с преобладанием сосны или ели. Естественные леса в отличие от искусственных насаждений являются смешанными, они богаче разнообразными видами животных и растений, устойчивее к вредителям и болезням.

Смешанный лес, как правило, разделяется на более или менее четкие ярусы, своеобразные слои, в которых сконцентрированы кроны деревьев и кустарников. Ярусы различаются высотой, сомкнутостью, составом растений. Обычно выделяют 2-3 яруса древостоя, подрост и подлесок, включающий молодые деревья и кустарники, травяной и мохово-лишайниковый покровы. Часто одна древесная порода может быть представлена в разных ярусах

 

Растительность

В заказнике можно встретить виды растений, относящихся к различным климатическим зонам (от южной тайги до степей). С ранней весны и до поздней осени цветущие травы, и кустарники сменяют друг друга. Весной лужайки сплошь покрыты голубыми незабудками, раскрывается сонтрава, зацветают хохлатки и медуницы. В долах полянки цветущей клубники сменяются пышным пестрым ковром трав, на песчаных холмах белеют целые поля ландышей. В разгар лета воздух полон ароматом цветущих лип. В августе раскрываются сиреневые цветки вереска. Приближается осень – краснеют гроздья калины, становятся заметными необычные плодики бересклеста. Особенно красиво в солнечные дни золотой осени. В заказнике охраняется много растений. Причина их редкости различны: одни удалены от своего основного арсенала или находятся на его границе, других осталось просто мало из-за сбора как лекарственного сырья, многие стали малочисленными из-за распашки лугов, вырубки леса, загрязнения окружающей среды, сбора на букеты. Устьевой участок Ижа мало похож на реку, по виду это море с вкраплениями островов и островков, поросших густой травой, окруженных забором из коричневых камышовых пик. Плотной зеленой стеной закрыты берега реки. Можно только предположить, какая там кипит жизнь и сколько разной живности находит приют в уютных и питательных зарослях надводной растительности. Здесь довольно много поселений бобров, ондатры и нор.

 

Животный мир

В 1995 году на склоны правого берега Ижа были выпущены сурки- байбаки, которые успешно здесь прижились.

Сурки-байбаки - довольно крупные животные, весят они 14-20 килограм, поэтому бегать на длинные дистанции им трудновато. И если поблизости нет спасательной норки, куда можно спрятаться от погони, сурок (по свидетельствам очевидцев) падает на землю и начинает плакать как ребенок.

Эти милые животные, похожие на маленьких медвежат, умеют разговаривать- на своем сурочьем языке. Они издают пронзительные свистящие звуки «фью- фью» - так сурки предупреждают сородичей об опасности. Сурки живут семьями в многокомнатных квартирах – норках. Состоит такая семья, как правило, из папы, из мамы и одного или двух детенышей. Норки у сурков двух видов: зимние – побольше и поглубже, поуютнее и потеплее, а летние – попроще и помельче. Любят сурки по вечерам сидеть возле своих жилищ, а лучше стоять столбиками – задумчиво, с философским видом. А еще сурки любят ходит друг другу в гости. Не верите? А тропинки, которые четко проложены- от одной норки к другой, к третьей и так далее – разве не доказательство их необыкновенной общительности?

Сурки в 1995 году были занесены в Красную книгу РТ, а при подсчете в 2002 году их набралось более 60 тысяч!

Выселение из Красной книги – процесс непростой. Решение принималось членами постоянно действующей комиссии по Красной книге РТ. Благодаря десятилетнему запрету на охоту зверёк восстановил свою численность, что и дало основание вывести его из списка редких и исчезающих животных.

Заповедные места богаты кормами, жалуют их лось, и кабан, встречаются также норка, заяц – беляк и русак, лисица. Да и такие хищники, как волк и рысь, тоже нередки. А если в лесу появилось зверьё, это хороший показатель благополучия окружающей среды.

 

Птицы

Птиц в этих местах и вовсе не счесть – 700-800 г особей на квадратный километр. Больше всего среди них обыкновенных чечевиц, тростниковых овсянок, а также болотных камышовок и камышовок- барсучков. Любят эти места и хорошо знакомые нам грачи, сороки, скворцы, трясогрудки.

Здесь водится филин – вид, на грани исчезновения. Эта крупная птица любит глухие и безлюдные места. Весной, в апреле можно услышать колоритное уханье филина – у самцов в это время идёт весенний ток, ухаживание за самкой. Филин - птица важная и вальяжная, сидит на ветке, поджидает добычу. Питается мышами и мелкими воробьями, но порой тетеревами, зайцами.

Среди пернатых краснокнижников выделяются гордые красавцы лебеди - шипуны. Они над рекой летают большими стаями и довольно близко могут подпустить к себе человека. Понимают, что люди их любят и не обидят. А ведь до организации заказника здесь с трудом можно было встретить пару-другую лебедей. Уж больно неспокойные места- то рыбаки в лодках, то охотники с ружьями нарушали покой. А лебедь птица пугливая и осторожная. Правда, отношение к лебедям у людей, как правило, почтительное. Недаром об этой птице и стихи слагают, и песни поют, красивых и любимых девушек называют лебедушками.

Лебеди устраивают свои гнезда в густой траве на берегу, и, когда самка сидит на яйцах, самец ее охраняет. В это время птицы особенно осторожны, при малейшей опасности белоснежные лебеди, оттолкнувшись от воды, как от трамплина, расправив широкие крылья, устремляются в небо. А потом, успокоившись, снова садятся на воду. Со дня организации заказника инспекторы «Кичке-Тана» поставили задачу – увеличить численность лебедей- шипунов на акватории Ижа. Был введен режим особой охраны, многие виды хозяйственной деятельности регламентированы, запрещен проезд на технике вне дорог общего пользования, промысловая и спортивная охота разрешена только в осенне- зимний период. Теперь белоснежные птицы летают здесь десятками. Лесная сказка! Кто хоть раз посетил заказник «Кичке Тан», непременно захочет побывать здесь снова, чтобы увидеть безбрежные водные просторы, бездонное небо и такие фантастически красивые лесные массивы. Вряд ли найдется человек, не испытавший на себе благотворного влияния природы. Не случайно мы являемся свидетелями так называемого «туристического взрыва», то есть быстро нарастающего числа людей, стремящихся провести свое свободное время в общении с природой, которая воспитывает чувство патриотизма, так как позволяет увидеть красоту родного края, пробуждает чувства любви к нему. Кроме того, человек учится бережно относиться ко всему живому.

В зимние морозы птицам и диким животным становится трудно найти себе пропитание. Однако сотрудники заказника «Кичке - Тан» не бросают их на произвол судьбы. Вот и нынешней зимой они организовали для зверей дополнительное пропитание. Группа скорой помощи под руководством директора заказника Ахли Файзуллина развесила по деревьям скворечники для лесных птиц, сделанные руками агрызских школьников.

А для кабанов, лосей, зайцев и других диких зверей были созданы специальные площадки. Работники разложили по кормушкам зерно, сено и солому, оставили соль.

Как же все обрадовались, когда уже на следующий день животные стали наведываться к этим кормушкам! «Группа скорой помощи делает все возможное, чтобы помочь каждой птице и зверю на территории заказника», – говорит Ахли Гаскарович, радуясь благому делу.

 

 

Выводы по I главе

 

Итак, в ходе моего исследования, я пришла к выводу, что заповедные территории обладают определенными ценностями:

1. Эталонная ценность. Заповедная природа является образцом того или иного естественного объекта. Сравнивая природные эталоны с территорией, подвергающейся хозяйственному использованию, можно наблюдать и предугадывать различные явления, вести мониторинг.

2. Эстетическая ценность. Дикая природа уникальна, она основана на понятиях красоты и добра. Сохраняя заповедные территории, человек поддерживает уровень добра в мире. Природную эстетику используют в моде, архитектуре, музыке, танцах, песнях и т.д.

3. Историко-культурная ценность. Заповедные территории представляют собой наследие, которое мы обязаны передать потомкам. Охраняемые территории отдельные выдающиеся памятники культуры вместе со средой обитания, оберегают древние культурные ландшафт.

4. Экологическая ценность. Сохраненная на заповедных территориях дикая природа для выживания человека на Земле.

Моя гипотеза о том, что если мы узнаем, что у нас в районе есть такие заповедные места, мы будем больше и глубже знать и изучать свой край и гордиться им подтвердилась.

Мне кажется, что, только заинтересовывая подростков, привлекая их к активной деятельности, можно в будущем рассчитывать на грамотных и любящих свою землю людей.

После изучения современной экологической обстановки в нашем городе и районе, я пришла к выводу о необходимости активизации пропаганды заботы об экологии, проведении определенных мероприятий, которые будут направлены на самый перспективный контингент – школьников.

Низкая заинтересованность подростков, на мой взгляд, объяснялась тем, что у них перед глазами не было конкретных действий, примеров, не просто слов о «улучшении экологической ситуации».

В начале работы над реализацией проекта мною вместе с одноклассниками были предложены несколько мероприятий, которые нашли живой отклик у учащихся нашей школы – стали проводить ежегодные Экологические конференции. Направления конференций были каждый год разные – «Охрана водных ресурсов», «Охрана лесов» и т.д. На Экологических конференциях ученики выступали как с реферативными исследованиями, так и с собственными учебно-исследовательскими работами.

В начале реализации социально значимого проекта экологической направленности нами совместно с преподавателями географии и биологии участвующими в Проекте, был разработан план основных мероприятий проекта, который включает в себя несколько этапов.

 

II. Разработка социально значимого проекта экологической направленности

Основные этапы реализации проекта

I этап – Подготовительный.

1. Организация творческих групп, работающих по теме проекта, в которую входят все желающие учащиеся нашей школы.

2. Определение цели и задач проекта.

3. Оценка экологической обстановки в г.Агрыз и в Агрызском районе.

4. Определение основных направлений учебно-исследовательской работы.

5. Определение основных направлений по благоустройству территорий, очистке лесопарковых зон и территорий города и района.

6. Организация работы экологического и трудового отрядов.

II этап – Практический.

1. Выполнение учебно-исследовательских работ учащихся под руководством преподавателей.

2. Участие в конференциях, конкурсах, интеллектуальных викторинах.

2.2. Конференция «Лес – наше богатство» - апрель 2017

2.3. Интеллектуальная викторина по Экологии – март, ежегодно.

2.4. Интеллектуальная викторина «Ботаническая экскурсия» -

апрель 2017

3. Участие в акции «Очисти лес» - сентябрь 2016, июнь 2017.

4. Участие в акции «Чистый город» - ежегодно, апрель-май.

5. Публикация результатов учебно-исследовательской деятельности в специальных изданиях и в местной газете «Агрызские вести».

6. Подведение итогов II этапа проекта

III этап – Обобщающий.

1. Анализ полученных результатов и обобщение опыта для определения направления дальнейших действий в сфере организации социально значимых проектов.

2. Издание материалов проектной деятельности и методических разработок преподавателей.

3. Использование собранного материала в учебном процессе.

4. Обобщение опыта работы.

IV этап – Информационно-просветительский.

Распространение в СМИ информации о деятельности учеников по реализации проекта - в течение срока реализации проекта

Выводы по II главе

Результатом данного проекта, должна стать организация интересной, содержательной, общественно значимой, практической и экологической деятельности учащихся моей школы, с учетом развития личности, максимального выявления, использования индивидуального опыта каждого обучающегося; педагогической поддержки становления личности подростка, в познании себя; личного практического вклада каждого в дело охраны природы своего образовательного учреждения, города, района.

 

Заключение

В ходе реализации проекта «Путешествие по заповедным тропинкам Кичке-Танского заказника» предполагается достижение следующих результатов:

- Организация совместной деятельности обучающихся, преподавателей, жителей города и района по реализации основных мероприятий проекта;

- Повышение гражданской сознательности обучающихся, воспитание ответственности за состояние природы нашей страны;

- Повышение интеллектуального уровня обучающихся, заинтересованности в исследовательской деятельности, повышение общекультурного уровня;

- Мотивирование обучающихся к бережному отношению к окружающей природе, здоровому образу жизни;

- В итоге обобщения результатов проекта определяется направление дальнейшей работы и мероприятия экологической направленности.

В Кичкетанском лицее уже много лет функционирует детская организация юных защитников природы «ЭКОС» А я хотела бы на базе нашей школы создать группу «Берегите животных»!

Берегите животных, ведь они важная часть живой природы. Человек привык пользоваться дарами природы в свое удовольствие: люди убивают зверей ради ценного меха, а иногда и просто ради собственной прихоти. Вспомним знаменитую книгу Киплинга «Маугли». Дикие звери вырастили и воспитали человека, как своего детеныша и даже, в конечном счете, сделали его своим вожаком. А как мы относимся к диким зверям? Ведь мы в ответе за тех, кого приручили, и нам следует с уважение относиться к братьям нашим меньшим, но мы относимся к ним совсем по-другому.

По вине человека исчезает множество видов животных. Люди видят в диких зверях угрозу для собственной жизни или какой-нибудь ценный ресурс. Это негуманно! Не надо бояться диких зверей, их надо оберегать.

Человек сильнее зверя во всех смыслах, и он будет жесток, то представителям фауны от безысходности и, чтобы выжить, придется ополчиться против людей. Нужно обязательно заботиться о животных ведь мы лидеры в этом мире, и, поэтому на нас возлагается великая ответственность за сохранение баланса в природе. Оберегая дикие уголки природы родного края, мы вносим свою лепту в защиту окружающей среды. Ведь Земля - наш общий дом, и если каждый будет беречь и сохранять свой уголок, в итоге мы получим желанное устойчивое существование и развитие планеты в целом. Только все вместе мы сможем достучаться до сердец людей и рассказать им об удивительных островах дикой природы.

По инициативе Министерства лесного хозяйства и при поддержке Президента Республики Татарстан каждый год объявляется акция «Чистые леса Татарстана». В ходе этой акции специалистами заказника совместно органами местного самоуправления и школьниками проводится работа по благоустройству родников, посадке лесонасаждений и очистка водоохраной зоны от мусора. Оберегая дикие уголки природы родного края, мы вносим свою лепту в защиту окружающей среды. Ведь Земля - наш общий дом, и если каждый будет беречь и сохранять свой уголок, в итоге мы получим желанное устойчивое существование и развитие планеты в целом. Только все вместе мы сможем достучаться до сердец людей и рассказать им об удивительных островах дикой природы!

Специалистами заказника налажена тесная связь со школами. Например, я с большим желанием участвую в творческих конкурсах, проводимых в рамках Международной акции «Марш парков» и мои работы занимали призовые места (Приложение 1-4).

Я считаю, что надо усилить работу работников заказника со школьниками, использовать их для создания служб охраны природы. Проводить в школах семинары, где специалисты рассказывали бы школьникам о том или ином виде животных.

 

Литература

1.Растительный и животный мир Татарстана. - Казань: Издательство «Магариф», 2006.-188с.

2. Татарстан: памятники природы - Татарское книжное издательство,1994.-238с.

3. Красная книга РТ

4. География РТ – учебное пособие для школы – Казань: Издательство «Магариф», 2009.-247с.

5. 50 лет заповедному делу в РТ – альбом – Казань: издательство П99 «Фолиантъ», 2009.-96с.

6. Ресурсы Интернет:

agryz.tatarstan.ru›

inleshoz.tatarstan.ru›Агрызский район

 

Приложение

Приложение1

Рисунки «Просторы Агрызского района»

 

Приложение 2

 

Рисунки «Река Иж»

Приложение3

«Моя малая Родина»

Приложение 4



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: