Ответы внесите в таблицу.
1. На схеме в составе русского государства обозначены территории, присоединённые в результате войны с Речью Посполитой.
2.В результате заключения Нерчинского договора за Русским государством закрепились все территории, закрашенные на карте светлым цветом.
3. На карте отражён процесс вхождения казахских жузов в состав Русского государства.
4.Цифрой 4 на схеме обозначен город, ставший главным центром торговли со странами Европы при Петре I.
5.Город, обозначенный цифрой 5, сыграл важную роль в ходе освобождения России от польско-литовских интервентов в начале XVII в.
6.Город, обозначенный цифрой 6, был местом ссылки одного из участников попытки ограничения самодержавия в 1730 г.
Ответ.
Максимум за задание – 15 баллов.
14) Прочитайте фрагмент воспоминаний и ответьте на вопросы.
«В том 80-м году по суду отдано мне в рассмотрение дело о штыкюнкере* Василье Корнилове сыне Бороздине в мучительных его к своим крепостным людям, о тиранствах и смертоубийственных происшествиях, который, будучи жестоконравен и дерзок, причинил ужасныя изнурения, а при следствии хитрыми вымыслы старался тем свои пороки закрыть и для того употреблял происки, дабы меня склонить производить в пользу его, но я, от жалости к изнурённым и опасаясь своих командиров, отнюдь к тому не соглашался и даже удалялся с ним иметь свидание, что видя, он начал промышлять, чтобы и мне навести напасть и удалить от своего делопроизводства, к чему имел он способы чрез ходатайства к генерал-губернатору Сиверсу генеральши Настасьи Андреевны Бороздиной и прочих знатных особ, по которым и вышло, что присланным из Псковского наместнического правления ноября 12 дня указом велено городничему выслать меня в Лугу бессрочно, через двадцать четыре часа, к должности в тамошнюю нижнюю расправу. Сей удар мне был тяжек и несносен, ибо я расположился жить в Опочке, завёл строение, два дома, деревня ещё внове не имела распоряжения, и только лишь перешёл на 29 октября на четверток в новый, и тот недоконченный, дом. Жена с детьми, видя нечаянное мое отлучение, оставались со слезами. Огорчение последовало чрезвычайное. Однако ж, как говорится, никакое зло без примесу добра не бывает, то и в сем случае охотнее желал я на время отлучиться в Лугу, нежели быть при производстве столь важного и опасного дела, где от погрешения спастися весьма трудно. Наипаче же впредь предвиделось и угрожало более несчастием, даже и к сокращению жизни, ибо он, как раздражённый зверь, не упустил бы всячески мне мстить, хотя бы и застрелить случилось. После же печальной моей с домашними разлуки не в долгом времени воспоследовала мне приятная перемена тем, что я жил в Луге шестнадцать дней, потом уволен был в дом и, прожив до 2 числа февраля, убедил просьбою Сиверса, что он паки перевел меня в Опочку, а дело между тем решено и отослано в верхний земский суд, с коим и Бороздин отправлен во Псков. И так избавился я мучащего меня страху и боязни…»
|
* Военный чин 13-го класса по Табели о рангах.
14.1. Укажите в каком году (с указанием века), происходили описанные события. Приведите два аргумента. Ответ.
14.2. На основании представленного текста укажите, в какой сфере государственного управления служил автор воспоминаний. Приведите два аргумента, подтверждающие вашу позицию. Ответ.
|
14.3. Определите социальное положение автора текста. Приведите три аргумента в подтверждение своей позиции. Ответ.
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Максимум за задание – 18 баллов.
Перед вами изображения, связанные с памятью о Великой Отечественной войне. Что объединяет города, с которыми связано каждое из этих изображений? Укажите названия городов, к которым относятся соответствующие изображения.
Изображение | Название города | |
Ответ.
Максимум за задание – 8 баллов.
Вам предстоит работать с высказываниями историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории. Выберите из них одно, которое станет темой вашего сочинения-эссе.
При написании работы исходите из того, что жюри, оценивая ваше эссе, будет руководствоваться следующими критериями:
1.Раскрытие смысла высказывания: постановка содержащейся в высказывании исторической проблемы.
2.Выражение своей точки зрения по сформулированной проблеме и её аргументация при помощи исторических знаний.
3.Творческий характер восприятия темы, её осмысления.
4.Знание различных точек зрения по раскрываемой проблеме.
5.Грамотность использования исторических фактов и терминов.
|
6. Наличие выводов по поставленной проблеме.
«Появление на месте державы Руси полутора десятков княжеств, равных крупному западноевропейскому королевству каждое, было до поры до времени прогрессивным явлением, сказавшимся на бурном расцвете экономики, культуры и общественной мысли всех Русских земель» (Б.А. Рыбаков).
«Реформы Петра по своему существу и результатам не были переворотом; Пётр не был царём-революционером, как его иногда любили называть. Прежде всего, деятельность Петра не была переворотом политическим. …Государственное устройство осталось прежним» (С.Ф. Платонов).
«В его [Алексея Михайловича] характере соединились деятельная и сильная натура деда Филарета, склонного к государственной и политической деятельности, и мягкий, спокойный, "домашний" нрав отца – Михаила Фёдоровича» (О.Е. Кошелева).
«Дворянство, почувствовав вкус свободы, не собиралось мириться с проявлениями деспотизма императора, и дворцовый переворот стал ответом на попытку Павла вернуть прошлое, пусть и блестящее, позволившее когда-то России войти в число великих европейских держав» (В. Захаров).
«Планы Гитлера и перспективы успешного завершения войны Германией рухнули, видимо, в октябре 1941 года и, безусловно, с началом русского контрнаступления в битве за Москву в декабре 1941 года» (К. Рейнгардт).
Максимум за задание – 30 баллов.