Эластичность спроса и предложения.




Рынок. Спрос и предложение.

Функции рынка

Под современным рынком понимают любую хозяйственную систему, позволяющую покупателям и продавцам совершать свободную куплю-продажу товаров, или способ организации и функционирования экономических связей хозяйствующих субъектов.

Современный высокоразвитый рынок выполняет шесть основных взаимосвязанных функций.

Посредническая функция состоит в том, что рынок напрямую соединяет производителей (продавцов) и потребителей товаров, предоставляя им возможность общаться друг с другом на экономическом языке цен, спроса, предложения, купли-продажи.

Ценообразующая функция возникает благодаря конкуренции при столкновении товарного спроса и предложения. В результате действия свободных рыночных сил складываются цены на товары и услуги.

Информирующая функция состоит в информировании бизнесменов о сложившихся ценах и состоянии экономики.

Регулирующая функция действует через механизм свободных цен, когда капиталы из менее прибыльных отраслей с пониженными ценам и (перепроизводство продукции) перетекают в более прибыльные отрасли с повышенными ценами (недопроизводство). В результате этого в первых отраслях производство сокращается, а во вторых - растет.

Стимулирующая функция также осуществляется с помощью рыночных цен (стимулируется эффективность экономики).

Оздоравливающая функция — довольно жесткая, но экономически она оправданна. Рынок как бы «очищает» экономику от ненужной и неэффективной хозяйственной деятельности.

Механизм рыночного саморегулирования включает в себя три главных взаимосвязанных фактора:

- рыночные цены;

- спрос и предложение;

- конкуренция.

Рыночные цены — это фактические цены, свободно складывающиеся на рынке в соответствии со спросом и предложением товаров. Спрос — это платежеспособная потребность в определенных товарах. Он измеряется тем количеством продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по определенной цене в течение определенного периода времени.

Предложение — это количество продукта, которое предъявляется к продаже по определенной цене в течение определенного времени.

Конкуренция в экономике представляет собой соперничество

между участниками рыночных отношений за лучшие условия производства, продажи и купли товаров.

Рынки можно охарактеризовать с помощью их структуры и инфраструктуры.

Структура рынка — это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.

Совокупность всех видов рынков образуют систему рынков. Чем обширнее рынок, чем больше в нем занято специализированных учреждений, тем ближе, как это ни странно, покупатель и продавец, тем быстрее осуществляется купля-продажа, т. е. эффективное экономическое движение материальных и финансовых ценностей.

Классификация рынков.

Существует множество видов рынков, главные из которых можно сгруппировать по трем признакам:

- действующее законодательство (легальный и нелегальный рынки);

- объект купли-продажи (потребительский рынок, рынок капиталов, рынок рабочей силы, рынок информации, финансовый рынок, валютный рынок);

- пространственно-географический охват (местный рынок, национальный рынок, международный региональный рынок, мировой рынок).

Каждый из этих рынков, в свою очередь, можно разделить на составляющие элементы. Например, финансовый рынок — это рынки ценных бумаг, банковских ссуд и других кредитных ресурсов. Под местным рынком подразумевается рынок какого-либо города, села, региона; под национальным — внутренний рынок какой-либо страны; под международным региональным — общий рынок ряда стран. Мировой рынок охватывает либо мировые товарообменные связи в целом, либо рынок какого-либо товара в мировом масштабе (например, мировые рынки кофе, нефти, золота и т.д.).

Нелегальный (теневой) рынок является составной частью теневой экономики, которая охватывает такие виды незаконной деятельности, как подпольное производство, связанное с нарушением технологических, трудоохранных, экологических и других требований; скрытое предпринимательство, нацеленное на уклонение от налогов; экономическую деятельность, связанную с запрещенным производством, наркобизнесом, коррупцией и т. д.

Закон спроса.

Каждый человек нуждается в тех или иных благах, т.е. обладает потребностями. И если он не может произвести эти блага сам или ему выгоднее купить их, он приходит за ними на рынок. Естественно, он должен располагать деньгами для покупки, поскольку бесплатно на рынке ничего получить нельзя. А это значит, что на рынке мы сталкиваемся уже не с потребностями как таковыми, а со спросом.

Этот термин, а точнее, его полный вариант — «платежеспособный спрос», ввел в научную лексику выдающийся английский экономист Томас Роберт Мальтус (1766—1834). И сделал он это для того, чтобы провести четкую грань между мечтами людей о получении в свое распоряжение каких-то благ и их реальными возможностями эти блага приобрести.

Спрос отражает количество товара, которое потребители готовы и в состоянии купить по конкретной цене в течение определенного времени. Спрос на товары и услуги, обеспеченный денежными средствами, называется платежеспособным. Он согласовывает производство и потребление и является объектом маркетинговой деятельности производителя.

При прочих равных условиях объем спроса на товар увеличивается при снижении цены и уменьшается, когда цена растет. Связь между ценой и объемом спроса на данный товар может быть представлена законом спроса и кривой спроса.

Закон спроса состоит в том, что чем больше количество товара, которое необходимо продать, тем ниже должна быть устанавливаемая на него цена. Объем спроса возрастает при снижении цены и уменьшается при повышении цены товара, т. е. снижение цены (при прочих равных условиях) ведет, как правило, к соответствующему увеличению спроса. И наоборот, рост цены сокращает спрос.

Эта обратная связь между ценой и спросом может быть выражена графически.

Помимо цены на рыночный спрос воздействуют и другие факторы. К основным неценовым факторам можно отнести следующие шесть факторов:

1. Изменение вкусов потребителей. Например, в обществе, ведущим здоровый

образ жизни, снижен спрос на алкогольно-табачную продукцию и повышен спрос на велосипеды и туристское снаряжение.

2. Изменение числа покупателей. Например, сокращение рождаемости в стране

снижает спрос на детские товары, а рост продолжительности жизни повышает спрос на медицинские услуги.

3. Изменение доходов потребителей. Рост реальных доходов населения означает

увеличение спроса на товары высшей категории и снижение спроса на товары низшей категории, т. е. при достижении определенного (высокого) уровня доходов люди могут сокращать потребление некоторых товаров, заменяя

их другими. Например, хлеб может быть заменен мясом и молочными продуктами, услуги общественного транспорта — поездками на собственном автомобиле и т. п. Таким образом, спрос на заменяемые товары изменяется в противоположном направлении: с ростом доходов он сокращается, с их уменьшением — растет.

4. Изменение цен на сопряженные товары. Сопряженными называют взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары. Взаимозаменяемые товары — это группы товаров, удовлетворяющие примерно одну и ту же потребность людей (чай и кофе, масло и маргарин, авиа- и железнодорожные перевозки, автомобили «Москвич» и «Жигули» и т. п.). Между ценой на определенный товар и спросом на сопряженные с ним другие товары существует прямая связь. Например, снижение цены на говядину снижает спрос на свинину, телятину, птицу, т.е. начинает действовать так называемый эффект замещения. Спрос на взаимозаменяемые товары называют конкурентным. Взаимодополняющие товары представляют собой «неразлучные» товарные пары, спрос на которые предъявляется одновременно (например, фотоаппараты и фотопленка, автомобили и бензин, кварцевые часы и батарейки к ним и т. п.). В данном случае между ценой на один товар и спросом на другой существует обратная связь. К примеру, если цена на магнитофоны понизится, спрос на кассеты возрастет. Такой спрос на взаимодополняющие товары называют совместным.

5. Изменения в ожиданиях потребителей. Их можно свести к двум

основным вариантам:

• ожидание повышения цен или доходов, которое может побудить потребителей увеличить свои покупки;

• ожидание снижения цен или доходов, текущий спрос.

(увеличение спроса).

6. Степень удовлетворения потребностей населения в данном товаре: чем она выше, тем, очевидно, ниже спрос. По мнению некоторых экономистов, потребление подчиняется так называемому закону убывающей предельной полезности, суть которого заключается в следующем. Полезность вещи вообще — это ее способность удовлетворять ту или иную потребность людей.

Предельная полезность — это удовлетворение, которое получает потребитель, покупая каждую новую единицу данного товара. Закон убывающей предельной полезности означает, что полезность каждой следующей единицы того или иного продукта уменьшается. Например, первый телевизор, купленный семьей, доставит ей наибольшее удовлетворение. Полезность второго телевизора (для детской комнаты), третьего (для кухни) и четвертого (запасного) соответственно уменьшается с приобретением очередного телевизора. На основании этого можно сделать важный вывод: чтобы побудить потребителя к увеличению покупок данного товара, нужно снижать его цену.

Закон предложения.

Люди имеют возможность купить на рынке нужные им товары благодаря тому, что эти товары предлагаются к продаже. Но от чего зависит объем предлагаемых к продаже товаров?

Изучая действия продавцов на рынке, нетрудно заметить, что количество товаров, которое предлагается ими к продаже (величина предложения), также напрямую зависит от складывающегося в торговле уровня цен.

Предложение выражает количество продукта, которое производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по некоторой цене из возможных цен в течение определенного периода времени.

Предложение товаров на рынке является результатом производственного процесса и выражается во всей товарной массе, предназначенной для продажи.

Объем предложения — это количество товара, которое продавец

желает продать при данных условиях в единицу времени. Чем выше цена, тем

больше предложение товара. Закон предложения состоит в том, что с повышением цен (при прочих равных условиях) соответственно возрастает и объем предложения, так как растущие цены заинтересовывают производителей

(продавцов) в увеличении производства и продаж и продукции.

Необходимо различать изменения предложения (функции предложения) и объема предложения: объем предложения меняется только при изменении цены товара, а функция предложения — при изменении факторов, которые раньше принимались постоянными.

1. Изменение цен на ресурсы. Например, снижение цен на семена и удобрения уменьшит затраты на производство пшеницы и сделает его более выгодным. В результате предложение пшеницы возрастет.

2. Изменение технологии. Например, в результате технологического совершенствования выращивания пшеницы снижается ее себестоимость и соответственно увеличивается предложение.

3.Изменение налогов и субсидий (финансовая поддержка). Производители рассматривают большинство налогов как издержки производства, поэтом у их повышение (например, на сигареты) сокращает предложение продукции.

Субсидии снижают издержки и стимулируют увеличение предложения. Например, государственное субсидирование многих театров России позволяет сохранять сложившийся уровень предложения театральных услуг.

4. Изменение цен на другие товары тоже способно повлиять на предложение данного продукта. Так, снижение цен на гречневую крупу может побудить фермеров увеличить производство и предложение кукурузы.

5. Погодные условия имеют огромное значение прежде всего в сельском хозяйстве. Благоприятная погода позволяет получать хорошие урожаи и увеличивать предложение продукции.

6. Изменение числа производителей (например, открытие новых мини-пекарен) позволяет значительно увеличить и разнообразить предложение хлебобулочных изделий.

Взаимодействие предложения и спроса приводит к установлению равновесной (рыночной) цены, при которой уравновешиваются величины предложения и спроса. Эта цена наиболее приемлема как для производителей (продавцов), так и для потребителей.

Точка пересечения кривых спроса и предложения называется точкой равновесия (ТР), или точкой равновесной цены. В этой точке объем предложения равен объему спроса. Если цена ниже равновесной, то избыток спроса будет вызывать повышение цены, а если цена выше равновесной, то избыток предложения будет приводить к снижению цены. Это означает, что только при данном уровне цены количество товара, которое хотят продать производители, равно тому количеству товара, которое потребители желают и в состоянии купить. Точке равновесной цены соответствует количество продукта, называемое равновесным количеством.

Равновесная цена устанавливается не сразу. Возможны периоды

купли-продажи товара по другим, нерыночным ценам. Однако в этих случаях неизбежны избыток или дефицит товара и саморегулирующиеся изменения цен в сторону равновесной цены. Таким образом, расхождение между предложением продавцов и спросом покупателей неизбежно вызывает изменения цены, которые в конечном счете приводят к согласованию спроса и предложения и установлению рыночной (равновесной) цены. Следует, однако, учесть, что и сама рыночная цена не остается неизменной. Спрос и предложение товаров меняются, их кривые на графике смещаются, и, следовательно, точка равновесия тоже

перемещается. Рынку приходится постоянно оперативно согласовывать предложение и спрос.

Эластичность спроса и предложения.

Спрос и предложение зависят от многих факторов. Изменение этих факторов влечет соответствующее изменение спроса и предложения. С этим и связано понятие эластичности спроса или предложения — способности гибко изменяться (повышаться или понижаться) под влиянием определяющих их факторов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: