Функционал вожатого.
Вожатый – это педагог, аниматор и друг.
Курсы вожатского мастерства предполагают, что каждый из вас сможет выполнять функционал вожатого в летнем выездном лагере.
Что входит в функционал вожатого?
1. Безопасность превыше всего. Всё отравлено, кругом враги.
2. «Я всегда знаю, где мои дети»
3. Хулиганят те дети, которые не заняты.
Необходимо учесть:
Логику смены: оргпериод, основной период, заключительный период.
Планировать мероприятия с подготовкой на 1 половину смены и экватор.
Иметь большой запас онлайн игр.
Составить план-сетку исходя из логики смены.
Какие вожатые, такие и дети!
Приёмы и методы успешного вожатого
1. Нельзя ставить эксперименты на детях. Работать сразу хорошо. Не тратить их время впустую.
2. Заменить телефоны на общение.
3. Вожатый должен уделять не менее 5-ти минут каждому ребёнку в отдельности
4. Вожатый должен научится поддерживать разговор с любым ребёнком (умение задавать правильные вопросы)
5. Изучить игры-шутки и игры-минутки
6. Вожатый занимается командоформированием в течение всей смены
7. Необходимо подготовить: онлайн игры, игры для ожидания, игра по направлениям, притчи и легенды на тихий час, музыку для зарядки, подарочки, способы занять в любой момент, игры в дождь, в автобусе, большой толпой, на неск.человек.
8. Для изучения эмоционального состояния детей можно повесить забор настроения. Если обнаружено плохое настроение, то с ребёнком нужно поговорить деликатно. Помочь.
9. Запоминать различные примочки: «поймали тишину», «правило правой поднятой руки», «кто меня слышит», игры на деление на команды.
Имидж вожатого
1. Опрятный вид
2. Чистая речь
3. В общении важно: улыбаться, называть по имени, хвалить, повторять так ли тебя поняли, быть искренне заинтересованным.
4. Авторитет вожатого должен складываться на основе умений вожатого, мероприятий и слов, эмоциональной привязанности. Не за счёт «дешевого авторитета».
Знать детей по именам очень важно.
Игры на знакомство
С помощью игры можно достигнуть любой педагогической задачи Играя, ставьте перед собой цель. Снежный ком Снежный ком с движениями Мой сосед справа Построиться по… Орлятский счёт |
При проведении игр:
1. Будьте внимательны к своему внешнему виду, вы демонстрируете пример для подражания.
2. Выходя играть, всегда имейте больший запас игр, чем нужно.
3. Будьте внимательны к тем словам, которые вы используете при общении с детьми. Молодежный слэнг – вещь хорошая, но уверены ли вы, что правильно трактуете то или иное слово.
4. Обращаясь к детям, улыбайтесь. Улыбка всегда располагает к человеку.
5. Шутите в меру. Помните о том, что шутка иногда может и обидеть человека.
6. Всегда начинайте с приветствия. А если вы играете в первый раз, то неплохо и познакомиться, хотя бы просто представиться.
7. Объясняя правила игры, пользуйтесь понятными словами, и удостоверьтесь, что ребята правильно вас поняли. Не бойтесь повториться, но и не переусердствуйте.
8. Используя при объяснении правил жестикуляцию, не машите слишком сильно руками. Это не смотрится со стороны.
9. Сразу оговаривайте с детьми правила дисциплины. Лучше всего тут подходит правило поднятой руки:
§ Поднятая вверх правая рука, обозначает, что вам есть что сказать, а всем остальным нужно послушать. (У нас в отряде закон един! Слушают все, говорит один!)
§ Поднятая вверх левая рука, обозначает, что вы даете ребятам несколько минут на шум. Разучивание этого простого правила можно превратить в игру, главное, что бы ребята поняли вас и слушали.
10. Выстраивайте игры в логической последовательности, от простого к сложному.
11. Не забывайте говорить спасибо, да и просто хвалить играющих. А еще лучше, если ребята сделают это сами:
Ведущий: А теперь положите правую руку себе на голову. Погладьте, и скажите: "Ах! Какой я молодец!"
Или: А теперь положите правую руку соседу на голову. Погладьте, и скажите: "Ах! Какой ты молодец!"
Заканчивая играть, особенно если после вас будет происходить следующее действие, или играть продолжит кто-то другой, не забудьте попрощаться и передать слово, представив следующего за вами человека, или людей.
И сразу по прочтении задание!
Самим набрать игры на:
1)на знакомство (чтобы ненавязчиво, быстро и качественно познакомиться)
2) на снятие барьеров (у многих при общении с малознакомыми людьми возникают тактильные и проч.психологические барьеры, подобные игры их снимают)
3)на сплочение (на формирование коллектива и настрой на общую дальнейшую продуктивную работу ВДК)
4)на выявление лидера (это ясно =))
5) на доверие
6) на снятие напряжение/агрессии и т. д. (когда страсти накаляются, нужно направить гнев в нужное русло)
7) подвижные (чаще всего их используют на прогулках, на воздухе в общем))
8) одноразовые (игры с загвоздкой)
9) с залом (или "тянем время", для разогрева аудитории или оттягивания времени))
10) игры-шутки (простые игры для «хаха»)))
11) игры на смекалку (самый яркий пример «ДаНетки»)
12) фольклор (народные игры «гори-гори ясно...», «золотые ворота» и т.д.)
13) командоформирующие (тимбилдинг)
Нужно про все эти игры знать (когда и при каких обстоятельствах, инструкцию, реквизит)
Удобней всего сделать табличкой.
по 5 игр каждой категории!
Игротека в «Папку вожатого»
№ | Вид игры | Название игры | Краткое описание хода игры | Время | Цель игры |
1. | Знакомство | Снежный ком | Участники садятся в круг. Один из играющих громко называет свое имя и характеристику - прилагательное, начинающуюся с буквы имени. Следующий участник называет имя первого и свое имя с характеристиками, след. участник называет имя и характеристики первого, имя второго участника и т.д. | 20 мин. | Знакомство, запоминание имен |
2. | Клубок по кругу | Все стоят в кругу. У первого игрока в руках клубок. Он удерживает в руках кусочек нитки из клубка, называет чье-либо имя и кидает этому человеку клубок. Поймавший клубок должен назвать имя другого человека и кинуть ему клубок, тоже оставив у себя часть клубка. Так до тех пор, пока не будет обойден весь круг. После этого играющие начинают заматывать клубок, также перекидывая его друг другу, но уже в обратном порядке и называя сначала свое имя, а потом имя следующего игрока. | 20 мин. | Знакомство, запоминание имен | |
3. | Парное знакомство | Игроки садятся в круг и делятся на пары. За минуту по команде каждый игрок рассказывает напарнику какие – либо сведения о себе, которые считает важными. Далее игроки меняются в парах ролями. По истечении времени все по очереди знакомят «круг» со своим напарником, пересказывая услышанное от него. | 30 мин. | Знакомство, преодоление барьера доверия, создание позитивной атмосферы | |