Фрагмент шкалы предложения




Величина предложения на товар, Qs Qs1 Qs2 Qs3 Qs4 Qs5 Qsn
Цена товара, Р Р1 Р2 Р3 Р4 Р5 Рn

 

2) Кривая предложения (supply curve) – кривая, которая показывает, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени (см. рис.5).

Рис.5. Кривая предложения.

Изображенная кривая характеризует состояние цен и объема покупок продукции X в определенный момент времени (например, на 1 января 2010 г.). Она имеет положительный наклон, что свидетельствует о желании производителя продать большее количество благ по более высокой цене.

3) Функция предложения (supply function) определяет предложение в зависимости от влияющих на него различных факторов.Важнейшим из них является цена на единицу блага в данный момент. В общем виде:

Qs = f(P),

где Qs – величина предложения (quantity of supply);

Р – цена (price).

Мы уже выяснили, что чем выше цена, тем выше величина предложения, и наоборот. Изменение величины предложения на данный товар вызывается только изменением цены этого товара. Изменение величины предложения является следствием того, что после снижения (роста) цены данного товара производители будут предлагать к продаже меньше (больше) товара. Графически это изменение соответствует перемещению вдоль неизменной кривой предложения, то есть передвижению от одной точки к другой на одной и той же кривой предложения (см. рис. 6).

 

Рис.6. Изменение величины предложения на товар (движение по кривой предложения)

 

Кроме цены на предложение влияют и другие факторы.

Qs = f (Pr,K, T, N, В),

где Qs – величина предложения;

Рr – цены ресурсов;

K – технологии;

T – налоги и субсидии;

N – количество продавцов;

В – прочие факторы,

О – ожидания производителей.

Рассмотрим эти факторы и их влияние подробнее.

Неценовые факторы (детерминанты предложения):

1. Количество продавцов. При увеличении числа продавцов предложение, как

правило, увеличивается.

2. Издержки производства (цены ресурсов). Чем выше цены на ресурсы, тем больше производственные издержки и ниже прибыль продавцов.

3. Технология. Внедрение новой технологии может сократить издержки производителей, что позволит им увеличить предложение своей продукции.

4. Ожидания производителей относительно изменений цен. Ожидание повышения уровня цен, как правило, приводит к снижению предложения товара, поскольку продавцы начинают «придерживать» товар, планируя в будущем заработать больше при его продаже, и наоборот.

5. Государственное регулирование рыночной деятельности (в т.ч. налоги, субсидии, квоты, предельные цены).

 

Изменение предложения происходит под действием факторов, влияющих на формирование предложения, и графически выражается сдвигом всей кривой предложения. Предложение увеличивается (или сокращается), когда его величина возрастает (или уменьшается) при каждой цене.

Увеличение предложения отражается сдвигом кривой предложения вправо (точнее, вправо вниз), то есть по тем же ценам продавцы готовы предложить к продаже большее количество товара (см. рис. 7. а).

Уменьшение предложения отражается сдвигом кривой предложения влево (точнее, влево вверх), то есть по тем же ценам продавцы готовы предложить к продаже меньшее количество товара (см. рис. 7. б).

 

 

Рис.7. Изменение предложения на товар (сдвиг кривой предложения).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: