Индивидуальный и рыночный спрос.




Лекция 2.

Теория спроса и предложения

  1. Понятие спроса. Факторы, влияющие на спрос. Закон спроса.
  2. Понятие предложения. Факторы, влияющие на предложение. Закон предложения.

 

  1. Понятие спроса. Факторы, влияющие на спрос. Закон спроса.

 

Спрос (demand D) – желание и возможность покупателя приобретать данное благо на данном рынке по каждой данной цене.

Формой проявления спроса является величина спроса.

Величина спроса (quantity of demand Qd) – количество благ, которое желают и могут приобрести покупатели по данной цене.

Экономический закон - объективная, постоянно повторяющаяся причинно-следственная связь экономических явлений.

Закон спроса (law of demand) – обратная зависимость между ценой и количеством приобретаемого блага.

Известно одно исключение из данного закона, получившее название парадокса Гиффена. Его суть заключается в том, что величина спроса на некоторые блага увеличивается с ростом их цены (такие блага называются благами Гиффена). Как правило, это не очень качественные блага первой необходимости, доля которых в расходах потребителей велика.

Математически обратная зависимость между величиной спроса на данный товар и его ценой может быть представлена тремя способами:

1) в виде шкалы спроса (табличный способ);

2) в виде кривой спроса (графический способ);

3) в виде функции спроса (аналитический способ).

 

1) Шкала спроса (табличный способ) – табличное выражение связи между рыночной ценой товара или услуги и объемом (величиной спроса).

С помощью шкалы спроса экономисты в табличной форме записывают все возможные соотношения между ценами данного блага и величинами спроса на него:

Таблица 1.

Фрагмент шкалы спроса

Величина спроса на товар, Qd Qd1 Qd2 Qd3 Qd4 Qd5 Qdn
Цена товара, Р Р1 Р2 Р3 Р4 Р5 Рn

 

2) Кривая спроса (demand curve) – кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени. В экономической теории принято откладывать независимую переменную (цену) по вертикальной, а зависимую (спрос) – по горизонтальной оси (см. рис.1).

Рис.1. Кривая спроса.

Изображенная кривая характеризует состояние цен и объема покупок продукции X в определенный момент времени (например, на 1 января 2014 г.). Она имеет отрицательный наклон, что свидетельствует о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене.

3) Функция спроса (demand function) – функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов. Важнейшим из них является цена на единицу блага в данный момент. В общем виде:

Qd = f(P),

где Qd – величина спроса (quantity of demand);

Р – цена (price).

Мы уже выяснили, что чем ниже цена, тем выше величина спроса, и наоборот. Изменение величины спроса на данный товар вызывается только изменением цены этого товара. Изменение величины спроса вызвано желанием потребителей покупать больше (меньше) единиц данного товара после снижения (увеличения) его цены. При этом спрос на данный товар, выраженный кривой спроса, остается прежним.

Графически это изменение соответствует перемещению вдоль неизменной кривой спроса, то есть передвижению от одной точки к другой на одной и той же кривой спроса (см. рис. 2).

Р

 

Рис.2. Изменение величины спроса на товар (движение по кривой спроса)

 

Кроме цены, на спрос влияют и другие факторы.

Qd = f (I, Z, W, Psub, Pcom, N, В),

где Qd – величина спроса;

I – доход;

Z – вкусы и предпочтения;

W – потребительскиеожидания (waiting);

Psub – цена на товары-субституты;

Pcom – цена на товары-комплименты (дополняющие благо в потреблении) товары

N – количество покупателей;

В – прочие факторы.

Рассмотрим эти факторы и их влияние подробнее.

Неценовые факторы (детерминанты спроса):

1. Число потребителей. При увеличении числа покупателей спрос, как правило,

увеличивается, а уменьшение их числа приводит к сокращению спроса.

2. Уровень доходов потребителей. Как правило, при росте доходов потребителей

их спрос растет. Это справедливо для нормальных товаров (в т.ч. мебели, путешествий, автомобилей и др.). В то же время существуют также товары низшей категории, спрос на которые сокращается с ростом доходов потребителей, поскольку потребители переключаются на более дорогие и качественные товары.

3. Вкусы и предпочтения потребителей.

4. Цены на взаимосвязанные (сопряженные) товары. Изменение цены на взаимосвязанный товар может привести к увеличению или снижению спроса на данный товар в зависимости от того, являются ли рассматриваемые товары взаимозаменяемыми (субститутами) или взаимодополняющими (комплиментами):

– цены на дополняющие товары. Комплементы (complementary goods) – блага, дополняющие друг друга в потреблении. Когда два товара являются взаимодополняющими, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная зависимость: когда цена на один из них меняется, спрос на другой изменяется в противоположном направлении.

– цены на заменяемые товары. Субституты (substitutional goods) - блага, замещающие друг друга в потреблении. Когда два товара взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая зависимость.

  1. Ожидания потребителей. Изменение потребительских ожиданий относительно

уровня доходов и цен в будущем способны в значительной степени изменить текущий спрос. Так, ожидание повышения уровня цен или доходов в будущем может привести к росту спроса на данный товар в настоящее время. И наоборот, появившиеся ожидания в отношении снижения цены или уменьшения доходов потребителей в будущие периоды могут привести к тому, что текущий спрос на те или иные товары и услуги снизится.

6. Сезонный фактор.

Изменение спроса происходит под действием неценовых факторов, влияющих на формирование спроса (неценовых детерминант спроса), и графически выражается сдвигом всей кривой спроса.

Если из-за изменения какого-либо фактора потребители обнаруживают желание и способность приобретать большее количество данного товара по каждой из возможных цен, чем то, которое они приобретали раньше, то происходит увеличение спроса (см. рис. 3, а). Графически увеличение спроса отражается сдвигом кривой спроса вправо (точнее, вправо вверх).

Уменьшение спроса отражается сдвигом кривой спроса влево (точнее, влево вниз), то есть по тем же ценам потребители готовы купить меньшее количество данного товара (см. рис. 3. б).

 

 

См. лекцию

 

 

Рис.3. Изменение спроса на товар (сдвиг кривой спроса).

Индивидуальный и рыночный спрос.

Индивидуальный спрос представляет собой спрос отдельного потребителя на данный товар на данном рынке за определенное время.

Рыночный (суммарный) спрос – это суммарный спрос на данный товар всех индивидуальных потребителей на данном рынке за определенное время.

При определении рыночного спроса экономисты исходят из аксиомы о независимости потребителей, в соответствии с которой величина спроса на определенный товар данного потребителя не зависит от величин спроса на этот товар других потребителей.

Следовательно, если известны функции индивидуального спроса, то рыночный спрос можно получить аналитически, путем суммирования кривых индивидуального спроса всех и потребителей данного товара:

,

где Qd (p) – функция рыночного спроса,

– функция индивидуального спроса i –ого потребителя (i = 1,..., n).

Графически функцию рыночного спроса можно получить, просуммировав все индивидуальные кривые спроса по горизонтали (по оси Q), то есть сложив все индивидуальные величины спроса при каждом значении цены.

 

См лекцию

 

Рис.4. Построение функции рыночного спроса (см. лекцию)

 

 

  1. Понятие предложения. Факторы, влияющие на предложение. Закон предложения.

 

Предложение (supply S) – желание и возможности продавцов поставлять данное благо на рынок по каждой данной цене.

Формой проявления предложения является величина предложения.

Величина предложения (quantity of supply Qs) – количество благ, которое желают и могут поставить продавцы по данной цене.

Закон предложения (law of supply) – прямая зависимость между ценой и количеством предлагаемого блага.

Математически прямая зависимость между величиной предложения на данный товар и его ценой может быть представлена тремя способами:

4) в виде шкалы предложения (табличный способ);

5) в виде кривой предложения (графический способ);

6) в виде функции предложения (аналитический способ).

 

1) Шкала предложения (табличный способ) – табличное выражение связи между рыночной ценой товара или услуги и объемом (величиной предложения).

С помощью шкалы предложения экономисты в табличной форме записывают все возможные соотношения между ценами данного блага и величинами предложения на него:

Таблица 2.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: