ЗАКОН
ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ
Принят Постановлением Народного Совета 9 октября 2015 года
Настоящий Закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные термины
В настоящем Законе приведенные ниже основные термины употребляются в таком значении:
1) отходы производства и потребления (далее отходы) – вещества, материалы или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, а также товары (продукция), которые частично или полностью утратили свои потребительские свойства и подлежат утилизации, переработке, использованию или удалению в соответствии с настоящим Законом;
2) опасные отходы – отходы, перечень которых установлен законодательством Донецкой Народной Республики, содержащие в своем составе вещества, обладающие какими-либо опасными свойствами или их совокупностью, в таких количествах и видах, что эти отходы сами по себе либо при вступлении в контакт с другими веществами могут представлять непосредственную или потенциальную опасность причинения вреда окружающей среде, здоровью граждан, имуществу вследствие их вредного воздействия;
3) обращение с отходами – деятельностьпо образованию, сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению, сортировке, переработке, утилизации, удалению, размещению и захоронению отходов;
|
4) повторное использование отходов (далее – использованиеотходов) – технологическийпроцесс, при котором утратившая свои потребительские свойства продукция (товары) или ее составные части, включая упаковку, повторно используются с той же целью, для которой они были первоначально созданы или по иному полезному функциональному назначению;
5) производитель отходов – субъектыхозяйствования и (или) физические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы;
6) собственник отходов – государство, субъекты хозяйствования и (или) физические лица, которые в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики владеют, пользуются и распоряжаются отходами;
7) сбор отходов – деятельность, связанная с изъятием накоплением и размещением отходов в специально отведенных местах или объектах, включая сортировку отходов с целью их дальнейшей обработки, переработки, утилизации или удаления;
8) транспортировка отходов – перемещениеотходов от мест их сбора, образования или хранения к специально отведенным местам или объектам;
9) накопление отходов – временноескладирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства Донецкой Народной Республики, с целью их дальнейшей утилизации, переработки, использования, обезвреживания, транспортировки или размещения;
10) хранение отходов – складированиеотходов в специально отведенных местах или объектах (сроком более чем одиннадцать месяцев) с целью их дальнейшей утилизации, переработки или удаления;
|
11) обработка отходов – осуществлениелюбых технологических операций, связанных с изменением физических, химических или биологических свойств отходов, с целью подготовки их к экологически безопасному хранению, транспортировке, утилизации, переработке, захоронению, удалению;
12) переработка отходов (рециклинг) – процессвовлечения отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья, включая переработку органических отходов (отходов органического происхождения), и исключая утилизацию отходов в энергетических целях и их переработку в целях получения материалов, которые предназначены для использования в качестве топлива или для засыпки и балластировки;
13) утилизация отходов – деятельность, направленная на полезное использование отходов на этапах их технологического цикла непосредственно или после доработки (переработки) в качестве вторичных материальных и (или) энергетических ресурсов в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики;
14) удаление отходов – осуществлениеопераций с отходами, которые не приводят к их утилизации или переработке;
15) обезвреживание отходов –уменьшениеили устранение небезопасности отходов путем механической, физико-химической или биологической обработки (включая сжигание и (или) обеззараживание в специализированных установках) с целью снижения их негативного воздействия на здоровье человека и окружающую среду;
16) размещение отходов – хранениеи захоронение отходов в специально отведенных для этого местах или объектах;
|
17) захоронение отходов – изоляцияотходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, переработке или использованию в специально отведенных местах или объектах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
18) трансграничное перемещение отходов – перемещениеотходов с территории, находящейся под юрисдикцией одного государства, на территорию (через территорию), находящуюся под юрисдикцией другого государства, или в район, не находящийся под юрисдикцией какого-либо государства, при условии, что такое перемещение отходов затрагивает интересы не менее чем двух государств;
19) объекты обращения с отходами – специальноотведенные места или объекты, которые используются для сбора, использования, хранения, обработки, переработки, утилизации, удаления, обезвреживания или захоронения отходов;
20) объекты размещения отходов – специальноотведенные места или объекты, включающие в себя объекты хранения и захоронения отходов;
21) объекты хранения отходов – специально отведенные места или объекты, которые оборудованы в соответствии с требованиями законодательства Донецкой Народной Республики и предназначены для хранения отходов с целью их последующих утилизации, обезвреживания, переработки, использования или захоронения;
22) объекты обезвреживания отходов – специальнооборудованные сооружения (комплекс сооружений) и оборудование, предназначенные для обезвреживания отходов;
23) вторичное сырье (вторичные материальные ресурсы) – отходы, которые в перспективе или сразу пригодны для использования, переработки и утилизации с целью получения сырья, изделий и (или) энергии;
24) сбор отходов как вторичного сырья – деятельность, связанная со сбором, покупкой, накоплением, обработкой, транспортировкой, реализацией и поставкой таких отходов перерабатывающим предприятиям для утилизации и использования, а также предоставление услуг в этой сфере;
25) отходы животного происхождения – умершиеживотные, отходы, образовавшиеся в результате изготовления продукции из животного сырья, непригодные для потребления человеком и животными, подлежащие обязательной утилизации или удалению, кроме продуктов метаболизма, которые используются для производства биогаза или органических удобрений;
26) твердые бытовые (коммунальные) отходы (далее – бытовыеотходы) – отходы, образующиеся в процессе жизни и деятельности человека в жилых и нежилых помещениях, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым бытовым отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности субъектов хозяйствования и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;
27) жидкие бытовые отходы – бытовыеотходы, образующиеся в жилых и нежилых помещениях при отсутствии центральной канализационной системы;
28) услуги по вывозу бытовых отходов – сбор, хранение, транспортировка бытовых отходов, осуществляющиеся в населенном пункте согласно правилам благоустройства, утвержденным органом местного самоуправления в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики;
29) сортировка отходов – механическое или ручное распределение отходов по их физико-химическим свойствам, техническим составляющим, товарным и другим показателям, с целью подготовки отходов к их переработке, утилизации или удалению;
30) государственный классификатор отходов – систематизированныйперечень кодов и наименований отходов, предназначенный для использования в государственной статистике с целью предоставления разносторонней и обоснованной информации об образовании, накоплении, обработке, обезвреживании, переработке и удалении отходов;
31) лимит на размещение отходов – предельнодопустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории;
32) сверхлимитное размещение отходов – превышениеустановленных лимитов на размещение отходов, отсутствие разрешения на размещение отходов (в случае размещения), хранение отходов сроком более одиннадцати месяцев;
33) нормативно допустимые объемы образования отходов – максимальныйобъем отходов, который может образоваться в результате технологического процесса при условии соблюдения соответствующего технологического регламента;
34) паспорт отходов – документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе;
35) вид отходов – совокупностьотходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов;
36) лом и отходы цветных и (или) черных металлов – пришедшиев негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий;
37) бесхозные отходы – отходы, в отношении которых не установлен собственник или собственник которых не известен;
38) специально отведенные места или объекты –местаили объекты, предназначенные для размещения отходов (полигоны, шламохранилища,
золо-, илонакопители, отвалы горных пород и прочее), отведенные в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики;
39) объекты захоронения отходов – специальноотведенные места или объекты, которые оборудованы в соответствии с требованиями законодательства Донецкой Народной Республики и предназначены для захоронения отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, переработке и использованию.
Статья 2. Правовое регулирование в сфере обращения с отходами
1. Правовое регулирование в сфере обращения с отходами осуществляется настоящим Законом, другими законами и нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики.
2. Особенности регулирования отношений по обращению с неулавливаемыми газообразными веществами, которые выбрасываются непосредственно в атмосферу, веществами, которые сбрасываются со сточными водами в водные объекты, радиоактивными отходами и веществами, загрязненными ими, вскрышными породами горнодобывающих предприятий, которые по технологии обратного отвалообразования используются для заделки выработанного пространства, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), а также регулирование вопросов утилизации оружия и боеприпасов всех видов, определяются соответствующим законодательством Донецкой Народной Республики.
Статья 3. Основные принципы и приоритетные направления государственной политики в сфере обращения с отходами
1. Основными принципами государственной политики в сфере обращения с отходами являются:
1) охрана здоровья человека, поддержание иливосстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия;
2) научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения его устойчивого развития;
3) использование наилучших доступных технологий при обращении с отходами;
4) комплексная переработка, утилизация и использование отходов в целях уменьшения их количества;
5) использование методов экономического регулирования деятельности в сфере обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот;
6) доступ, в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики, к информации в сфере обращения с отходами;
7) участие Донецкой Народной Республики в международном сотрудничестве в сфере обращения с отходами.
2. Направления государственной политики в сфере обращения с отходами являются приоритетными в следующей последовательности:
1) охрана здоровья человека, поддержание и восстановления благоприятного состояния окружающей среды, сохранение биологического разнообразия;
2) максимальное использование исходных сырья и материалов;
3) сокращение объемов образования отходов и снижение класса их опасности на месте образования;
4) обработка отходов;
5) переработка отходов;
6) утилизация отходов;
7) обезвреживание отходов.
Статья 4. Классы опасности отходов
Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными республиканским органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
1) I класс – чрезвычайноопасные отходы;
2) II класс –высокоопасныеотходы;
3) III класс – умеренноопасные отходы;
4) IV класс – малоопасныеотходы;
5) V класс – практическинеопасные отходы.
Статья 5. Стандартизация в сфере обращения с отходами
Стандартизации в сфере обращения с отходами подлежат требования к классификации отходов и их паспортизации, способы определения состава отходов и их опасности, методы контроля за состоянием специально отведенных мест или объектов размещения отходов, требования по безопасному обращению с отходами, которые обеспечивают предотвращение негативного воздействия их на окружающую среду и здоровье человека, а также требования в отношении отходов как вторичного сырья.
Статья 6. Нормирование в сфере обращения с отходами
1. В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к субъектам хозяйствования, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
2. Лимиты на размещение отходовустанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду республиканским органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере охраны окружающей среды.
3. В лимиты на размещение отходов не включаются вскрышные и вмещающие горные породы, отходы производства черных металлов IV и V классов опасности, используемые при ликвидации горных выработок в соответствии с проектом их ликвидации.
4. Субъекты хозяйствования, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в республиканский орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере охраны окружающей среды, отчетность об обращении с отходами в уведомительном порядке.
5. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает республиканский орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере охраны окружающей среды.
6. При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность субъектов хозяйствования в сфере обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Донецкой Народной Республики.
Статья 7. Деятельность по обращению с отходами на особо охраняемых природных территориях
В пределах особо охраняемых природных территорий Донецкой Народной Республики, определенных в соответствии с положениями Закона Донецкой Народной Республики от 30.04.2015 года № 43‑IНС «Об особо охраняемых природных территориях», любые операции по обращению с отходами, за исключение сбора и транспортировки (вывоза) отходов запрещены.
Глава 2. Полномочия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами
Статья 8. Полномочия Совета Министров Донецкой Народной Республики в сфере обращения с отходами
К полномочиям Совета Министров Донецкой Народной Республики в сфере обращения с отходами относятся:
1) реализация государственной политики в сфере обращения с отходами;
2) издание нормативных правовых актов в сфере обращения с отходами и контроль за их применением и исполнением, в пределах своих полномочий;
3) утверждение общереспубликанских и межгосударственных программ обращения с отходами и внедрение малоотходных, энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий;
4) координация работы республиканских органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами;
5) утверждение порядка предоставления разрешений и установления условий сбора отходов;
6) утверждение перечня отходов, трансграничное перемещение и удаление которых подлежит государственному регулированию, организация контроля за их перевозкой и удалением;
7) утверждение перечня отдельных видов отходов как вторичного сырья, по представлению республиканского органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере охраны окружающей среды;
8) установление квот на ввоз в Донецкую Народную Республику для утилизации, использования и переработки отходов как вторичного сырья;
9) установление порядка разработки, утверждения и пересмотра лимитов на размещение отходов;
10) определение органа лицензирования следующих видов хозяйственной деятельности:
а) операции в сфере обращения с опасными отходами (сбор, сортировка, транспортировка, обработка, использование, обезвреживание, переработка, удаление, утилизация, размещение опасных отходов);
б) деятельность по сбору и заготовке отдельных видов отходов как вторичного сырья.
11) утверждение порядка создания специально отведенных мест или объектов размещения отходов, по представлению республиканского органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере охраны окружающей среды;
12) иные полномочия в сфере обращения с отходами в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
Статья 9. Полномочия республиканского органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере охраны окружающей среды в сфере обращения с отходами
К полномочиям республиканского органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере охраны окружающей среды в сфере обращения с отходами, относится:
1) осуществление государственного контроля за соблюдением требований экологической безопасности в сфере обращения с отходами;
2) проведение в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики, государственной экологической экспертизы научно-исследовательских и технологических разработок, проектно-сметной документации на строительство и реконструкцию предприятий, установок, полигонов, комплексов, сооружений, других специально отведенных мест или объектов по соблюдению требований законодательства Донецкой Народной Республики;
3) осуществление контроля за ведением субъектами хозяйствования первичного учета образования, сбора, обработки, переработки, утилизации и удаления отходов, их паспортизацией;
4) создание информационно-аналитических систем и банков данных об объемах образования и обращения с отходами;
5) установление в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики порядка осуществления операций в сфере обращения с отходами;
6) выдача в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики разрешительных документов на осуществление операций в сфере обращения с отходами;
7) выдача разрешения на трансграничное перемещение опасных отходов;
8) осуществление контроля за составлением и ведением реестра объектов образования отходов и реестра специально отведенных мест и объектов размещения отходов;
9) утверждение перечня опасных отходов по согласованию с республиканским органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения;
10) формирование и ведение государственного банка данных по внедряемым в Донецкой Народной Республике технологиям утилизации, использования и переработки отходов;
11) обеспечение создания в Донецкой Народной Республики объектов для захоронения опасных отходов, не подлежащих обезвреживанию и утилизации;
12) определение порядка учета образования, утилизации и удаления отходов;
13) организация подготовки специалистов в сфере обращения с отходами;
14) обеспечение участия Донецкой Народной Республики в международном сотрудничестве в сфере обращения с отходами;
15) установление порядка выдачи разрешения на трансграничное перемещение опасных отходов;
16) установление порядка ввоза, вывоза и транзита через территорию Донецкой Народной Республики отдельных видов опасных отходов;
17) установление порядка сбора и удаления бытовых отходов, создания специально отведенных мест или объектов их размещения, а также организация раздельного сбора полезных компонентов этих отходов;
18) установление ставок сбора и порядка их взимания с субъектов хозяйствования в сфере обращения с отходами;
19) установление порядка самостоятельной утилизации, использования или переработки субъектами хозяйствования отдельных видов отходов как вторичного сырья;
20) установление порядка, форм и сроков предоставления субъектами хозяйствования отчетности о выполнении нормативов утилизации отдельных видов отходов как вторичного сырья;
21) осуществление контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты сборов, вносимых субъектами хозяйствования;
22) ведение учета и осуществление контроля за выполнением установленных нормативов утилизации и переработки отходов;
23) иные полномочия в сфере обращения с отходами в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
Статья 10. Полномочия республиканского органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения в сфере обращения с отходами
К полномочиям республиканского органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения, в сфере обращения с отходами относятся:
1) осуществление государственного санитарного и эпидемического контроля (надзора) за соблюдением государственных санитарных норм, правил, гигиенических нормативов при образовании, сборе, сортировке, транспортировке, хранении, обработке, переработке, утилизации, использовании, удалении, обезвреживании и захоронении отходов, а также обеспечение в стандартах, нормах и правилах, и в других нормативных документах по обращению с отходами, требований безопасности для здоровья человека;
2) определение приоритетных мероприятий по охране здоровья человека от негативного воздействия отходов;
3) проведение государственной санитарно-эпидемической экспертизы проектно-сметной документации с целью определения мест расположения и технико-экономического обоснования проектов строительства, расширения, реконструкции объектов обращения с отходами и предоставление заключений по результатам проведения такой экспертизы;
4) установление санитарно-гигиенических требований к продукции, которая производится из отходов, и выдача соответствующей документации в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики;
5) методическое обеспечение и осуществление контроля при определении класса опасности отходов;
6) иные полномочия в сфере обращения с отходами в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
Статья 11. Полномочия республиканского органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере жилищно-коммунального хозяйства в сфере обращения с отходами
К полномочиям республиканского органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере жилищно-коммунального хозяйства в сфере обращения с отходами, относятся:
1) осуществление мероприятий по реализации государственной политики в сфере обращения с бытовыми отходами, обеспечение разработки и выполнения общереспубликанских и местных программ в сфере обращения с бытовыми отходами, планов и мероприятий в сфере обращения с бытовыми отходами;
2) координация деятельности органов местного самоуправления в сфере обращения с бытовыми отходами;
3) нормативно-методическое обеспечение по вопросам обращения с бытовыми отходами;
4) разработка и утверждение стандартов, норм и правил в сфере обращения с бытовыми отходами;
5) установление, по согласованию с республиканским органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере охраны окружающей среды и республиканским органом исполнительной власти в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения, порядка разработки, согласования и утверждения схем санитарной очистки населенных пунктов;
6) утверждение, по согласованию с республиканским органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере охраны окружающей среды, правил эксплуатации и содержания объектов обращения с бытовыми отходами;
7) иные полномочия в сфере обращения с отходами в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
Статья 12. Полномочия органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами
К полномочиям органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами, на соответствующей территории, относится:
1) разработка и утверждение схем санитарной очистки населенных пунктов;
2) согласование создания специально отведенных мест или объектов размещения отходов;
3) утверждение местных программ обращения с отходами и контроль за их выполнением;
4) организация мер по размещению на своей территории специально отведенных мест и объектов обращения с отходами;
5) координация деятельности субъектов хозяйствования в сфере обращения с отходами, в пределах своей компетенции;
6) организация работ по ликвидации несанкционированных и неконтролируемых свалок отходов;
7) создание необходимых условий для стимулирования привлечения населения к сбору и заготовке отдельных видов отходов как вторичного сырья;
8) участие в принятии решений о размещении специальных мест и объектов для хранения и захоронения отходов;
9) согласование разрешений на строительство или реконструкцию специально отведенных мест или объектов обращения с отходами, в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики;
10) осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
Глава 3. Субъекты в сфере обращения с отходами, их права и обязанности
Статья 13. Субъекты в сфере обращения с отходами
Субъектами в сфере обращения с отходами являются физические лица, а также субъекты хозяйствования всех форм собственности, деятельность которых связана с обращением с отходами.
Статья 14. Права субъектов хозяйствования в сфере обращения с отходами
Субъекты хозяйствования в сфере обращения с отходами имеют право на:
1) получение в установленном порядке информации о технологиях утилизации, использования и переработки отходов, строительстве и эксплуатации специально отведенных мест и объектов обращения с отходами;
2) хранение отходов в специально отведенных местах или объектах в соответствии с санитарными нормами и правилами;
3) внесение предложений, связанных с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией специально отведенных мест или объектов обращения с отходами;
4) получение в установленном порядке льгот в случае участия в создании специально отведенных мест или объектов обращения с отходами;
5) участие в разработке местных и общереспубликанских программ обращения с отходами;
6) участие в тендерах на приобретение права оказания услуг в сфере обращения с бытовыми отходами на определенной территории в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
Статья 15. Обязанности субъектов хозяйствования в сфере обращения с отходами
Субъекты хозяйствования в сфере обращения с отходами обязаны:
1) предотвращать образование и уменьшать объемы образования отходов;
2) определять состав и свойства образующихся отходов, по согласованию с республиканским органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере охраны окружающей среды, а также степень их опасности для окружающей среды;
3) на основе материально-сырьевых балансов производства вести первичный текущий учет количества, типа и состава отходов, которые образуются, собираются, транспортируются, хранятся, обрабатываются, перерабатываются, используются, утилизируются, обезвреживаются и удаляются, подавать по ним статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики;
4) проводить инвентаризацию отходов, специально отведенных мест или объектов их размещения, согласно инструкции, утвержденной республиканским органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере охраны окружающей среды;
5) обеспечивать полный сбор, надлежащее хранение и недопущение уничтожения и порчи отходов, для утилизации которых в Донецкой Народной Республике существует соответствующая технология, отвечающая требованиям экологической безопасности;
6) участвовать в строительстве объектов обращения с отходами;
7) осуществлять организационные,научно-техническиеи технологические мероприятия для максимальной утилизации отходов, реализации или передачи их другим потребителям или предприятиям, учреждениям и организациям, занимающимся сбором, обработкой, переработкой и утилизацией отходов, а также обеспечивать за свой счет удаление отходов, не подлежащих утилизации или переработке;
8) не допускать смешивания отходов, если это не предусмотрено существующей технологией или затрудняет обращение с отходами;
9) не допускать хранение или удаление отходов в несанкционированных местах или объектах;
10) осуществлять контроль за состоянием специально отведенных мест или объектов размещения собственных отходов;
11) своевременно осуществлять плату за размещение отходов, в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики;
12) предоставлять республиканскому органу исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере охраны окружающей среды достоверную информацию об обращении с отходами, в том числе о случаях несанкционированного загрязнения отходами окружающей среды и проведенных в связи с этим мероприятиях;
13) возмещать ущерб, причиненный окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, предприятиям, учреждениям и организациям вследствие нарушения установленных правил обращения с отходами в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики;
14) обеспечивать профессиональную подготовку и повышение квалификации специалистов в сфере обращения с отходами;
15) иметь лицензии, предусмотренные законодательством Донецкой Народной Республики, на осуществление операций в сфере обращения с отходами;
16) при строительстве или реконструкции объекта обращения с отходами иметь разрешение на строительство или реконструкцию такого объекта в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики;
17) выполнять требования и предписания органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере обращения с отходами;
18) осуществлять производство продукции из отходов или с их использованием в соответствии с нормативно-технической и технологической документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики;
19) назначать ответственных лиц в сфере обращения с отходами;
20) предусматривать при заключении соглашений на поставку в Донецкую Народную Республику товарной продукции утилизацию или вывоз из территории Донецкой Народной Республики использованных упаковочных материалов и тары.
Статья 16. Права физических лиц в сфере обращения с отходами
Физические лица в сфере обращения с отходами имеют право на:
1) безопасные для их жизни и здоровья условия при осуществлении операций по обращению с отходами;
2) получение в установленном порядке полной и достоверной информации о безопасности объектов обращения с отходами как тех, которые эксплуатируются, так и тех, строительство которых планируется;
3) посещение в установленном порядке специально отведенных мест или объектов обращения с отходами;
4) участие в обсуждении вопросов, связанных с размещением, проектированием, сооружением и эксплуатацией объектов обращения с отходами;
5) возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие нарушения законодательства Донецкой Народной Республики в сфере обращения с отходами.
Статья 17. Обязанности физических лиц в сфере обращения с отходами
Физические лица в сфере обращения с отходами обязаны:
1) соблюдать требования настоящего Закона и других нормативных правовых актов в сфере обращения с отходами;
2) вносить в установленном порядке плату за пользование услугами субъектов хозяйствования, занимающихся сбором, хранением, транспортировкой, обезвреживанием, удалением и захоронением отходов;
3) выполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством Донецкой Народной Республики, в сфере охраны окружающей среды.
Глава 4. Право собственности на отходы
Статья 18. Отходы как объект права собственности
1. Право собственности на отходы может переходить от одного лица к другому в порядке, предусмотренном законодательством Донецкой Народной Республики.
2. Отходы являются объектом права собственности производителя, который может распоряжаться ими в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики.
3. При передаче отходов другим собственникам производитель (собственник) утрачивает права и обязанности, которые переходят новому собственнику.
Статья 19. Субъекты права собственности на отходы