К нескольким направлениям




Комментарий к открытым тематическим направлениям 2018/19 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»

 

Отцы и дети

Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».
Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

· Список приблизительных тем;

· Список литературы.

 

Мечта и реальность

Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.
В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.

· Список приблизительных тем;

· Список литературы.

 

Месть и великодушие

В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.
Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

· Список приблизительных тем;

· Список литературы.

 

Искусство и ремесло

Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.
Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

· Список приблизительных тем;

· Список литературы.

 

Доброта и жестокость

Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.
Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.

· Список приблизительных тем;

· Список литературы.

 

Общая информация

Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.

 

Изложение вправе писать следующие категории лиц:

1. обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;

2. обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

3. обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

 

Время написания3 часа 55 минут.

 

· Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).

· Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».

· Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.

· Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность.

· Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.

Список произведений, который можно использовать для аргументации при написании итогового сочинения по пяти направлениям.

 

«Отцы и дети»

1. И.С. Тургенев «Отцы и дети»

2. А.Н. Островский «Гроза»;

3. Л.Н. Толстой «Война и мир»;

4. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Униженные и оскорбленные»;

5. М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека», «Родинка»;

6. А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Станционный смотритель»;

7. И.А. Бунин «Тёмные аллеи»;

8. И.А. Гончаров «Обломов»;

9. В.Г. Распутин «Уроки французского», «Последний срок»;

10. М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь»;

11. А.П. Чехов «Вишневый сад»;

12. В.Г. Короленко «В дурном обществе»;

13. А.М. Горький «Детство»;

14. В. Тендряков «Расплата»;

15. Б. Васильев «Завтра была война»;

16. Л.Ф. Воронкова «Старшая сестра»;

17. Б. Екимов «Ночь исцеления», «Пара осенней обуви».

 

дополнительный список по направлению «Отцы и дети» смотри здесь.

 

«Мечта и реальность»

1. А. Грин «Алые паруса», «Зеленая лампа»;

2. А. де-Сент-Экзюпери «Маленький принц»;

3. Н.В. Гоголь «Шинель», «Мертвые души»;

4. М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени», «Мцыри»;

5. И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско», «Жизнь Арсеньева»;

6. Л.Н. Толстой, «Война и мир»;

7. А.П. Чехов: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Ионыч»;

8. М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»;

9. И.С. Тургенев, «Отцы и дети»;

10. М.А. Шолохов, «Тихий Дон»;

11. А.И. Куприн, «Гранатовый браслет»;

12. Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание», «Белые ночи»;

13. А.Н. Островский «Гроза»;

14. И.А. Гончаров «Обломов», «Обрыв».

 

дополнительный список по направлению «Мечта и реальность» смотри здесь.

 

«Месть и великодушие»

1. А. Дюма «Граф Монте-Кристо», «Три мушкетера»;

2. В.В. Быков: «Сотников», «Журавлиный крик»;

3. Л.Н. Толстой «Война и мир»;

4. А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Выстрел», «Моцарт и Сальери», «Дубровский»;

5. Б.Л. Васильев «А зори здесь тихие…»;

6. В.П. Аксёнов «Московская сага»;

7. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»;

8. М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека»;

9. В.М. Гаршин «Трус»;

10. А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»;

11. Дж. Роулинг «Гарри Поттер».

12. В.Л. Кондратьев «Сашка»;

13. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита».

 

дополнительный список по направлению «Месть и великодушие» смотри здесь.

 

«Искусство и ремесло»

1. М.А. Булгаков: «Мастер и Маргарита»;

2. А.П. Чехов: «Чайка», «Дом с мезонином», «Скрипка Ротшильда», «Попрыгунья», «Ионыч»;

3. Н.В. Гоголь: «Портрет», «Невский проспект»;

4. М. Горький: «На дне»;

5. А. Островский: «Лес», «Бесприданница», «Таланты и поклонники»;

6. Л.Н. Толстой: «Война и мир», «Альберт»;

7. А. Куприн: «Гранатовый браслет», «Гамбринус», «К славе», «На покое»;

8. Б. Пастернак «Художник, «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво...», «О, знал бы я, что так бывает...», «Доктор Живаго»;

9. А.С. Пушкин «Пророк», «Моцарт и Сальери» и др;

10. В. Маяковский «Во весь голос».

 

дополнительный список по направлению «Искусство и ремесло» смотри здесь.

 

«Доброта и жестокость»

1. Л.Н. Толстой, «Война и мир», «После бала»;

2. Ф.М. Достоевский: «Преступление и наказание», «Идиот»;

3. И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско»;

4. М.А. Булгаков, «Записки юного врача»;

5. В.П. Астафьев, «Людочка», «Царь-рыба»;

6. А.И. Солженицын, «Матрёнин двор»;

7. А.П. Чехов, «Крыжовник», «Человек в футляре», «Каштанка», «Размазня», «В аптеке», «Тоска»;

8. В.М. Шукшин, «Чудик»;

9. К.Г. Паустовский, «Телеграмма»;

10. М. Горький «Старуха Изергиль», «На дне»;

11. Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей», «Великолепная шестерка»;

12. А. Платонов «Юшка», «Неизвестный цветок»;

13. Л. Андреев «Кусака», «Друг»;

14. В. Распутин «Уроки французского»;

15. В.Л. Кондратьев «Сашка»;

16. Т. Кенэлли, «Список Шиндлера».

 

дополнительный список по направлению «Доброта и жестокость» смотри здесь.

 

К нескольким направлениям

· Л.Н. Толстой «Война и мир»;

· М.А. Шолохов: «Тихий Дон»

· А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

· М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: