Лекция 3. Психология как профессия.
1. Общая характеристика основных видов профессиональной деятельности психолога.
2. Научные исследования как вид профессиональной деятельности психолога.
3. Задачи и направления работы практического психолога. Ключевые фигуры в профессиональной деятельности практического психолога.
4. Обучение психологическим знаниям как вид профессиональной деятельности психолога.
Реферат: «Телефон доверия» «ведение документации школьного психолога», «Организация псих. кабинета»
Семинар:
1. Проективный рисунок «Психолог – это…»
2. Игра «Инопланетяне»
3. Упр «Понятие психолог»
· Составить 5-7 ассоциаций связанных с понятием «психолог»
· Вычеркнуть 2 менее значимых
· На основе составленных слов составить свое определение «психолог»
· Сравнить понятие с определением психолога (см. ниже)
Общая характеристика основных видов профессиональной деятельности психолога.
Можно выделить три основных вида профессиональной деятельности психологов:
- научные исследования, направленные на поиск новых психологических знаний (объяснение, доказательство и прогнозирование психологических явлений, изучение психологических
закономерностей); - практическая психологическая работа, связанная с применением психологических знаний для решения практических задач(психологическая диагностика и консультирование, коррекпионно- развивающая работа, психологическая профилактика);
- обучение психологическим знаниям и психологическое просвещение (проведение лекций, семинаров, практических занятий, руководство психологическим самообразованием людей).
Психолог – это человек, который проводит научные исследования, осуществляет практическую помощь людям в решении жизненных проблем или обучает психологии
Научные исследования как вид профессиональной деятельности психолога.
Научно-психологические исследования характеризуются объективностью, обобщенностью, систематичностью, доказательностью опорой на научные факты и понятия.
Основные задачи исследовательской деятельности: - поиск новых психол.знаний, а именно
—объяснение психологических феноменов,
—доказательство тех или иных теоретических положений (гипотез),
— прогнозирование определенных психологических фактов.
Этапы психологического исследования:
1. Обзор и анализ научной литературы.(чтобы не изобретать велосипед)
Типы психологических изданий:
· Научные книги: - для профессиональных психологов
i. монография, книга, содержащая изложение результатов научного исследования, посвященного одному вопросу. В том случает, когда она написана несколькими авторами, ее называют коллективной монографией
ii. коллективная монография,
iii. сборник научных трудов. одержит несколько статей, посвященных ряду проблем сходной тематики, но не соединенных общей идее или структурой исследования.
· Учебники и учебные пособия
· научно-популярные книги.
Пример - Рубинштейн «Основы общей психологии» сочетает все три типа
2. Разработка, организация и проведение психологического исследования, направленного на сбор эмпирических данных.
Термин «эмпирия» (эмпирика) происходит от греческого слова empeiria (опыт). В настоящее время во многих науках под эмпирией (эмпирикой) понимают любую совокупность научных фактов, данных. Эмпирическим называют такое исследование, цель которого — получение данных.
Методы: наблюдение, эксперимента, тестирование и др
3. Обработка результатов эмпирического исследования. Эмпирические данные, полученные исследователем, обрабатываются с помощью количественных и качественных методов.
4. Анализ, систематизация, интерпретация (объяснение) полученных и обработанных данных, формулировка обобщенных выводов.
Результаты исследований излагаются в научных публикациях (книгах, статьях) и выступлениях на научных конференциях и симпозиумах.
Практическая психологическая работу как тип деятельности психологов
Основная цель практической психологической работы — непосредственная психологическая помощь людям, которые в ней нуждаются. Практические психологи помогают в решении проблем возникающих в области образования, медицины, производственной деятельности, социальной и личной жизни людей.
К числу основных задач деятельности практических психологов относятся:
1)выявление психологических характеристик конкретного человека, группы (уровень тревожности, самооценка и др);
2)выявление психологических причин, вызывающих трудности в их повседневной жизнедеятельности;
Пример: проблемы в учебе, плохая успеваемость. Причина – когнитивная сфера (процессы мышления. Логика, память); эмоцинально-волевая (произвольность) или нет мотива, интереса
3)оказание психологической помощи в преодолении этих трудностей, в решении клиентом различных психологических проблем (тренинг, консультирование);
4)содействие государственным, общественным, предпринимательским организациям в эффективном использовании психологического фактора при решении практических задач (прохождение практики0;
5)социально-психологическое сопровождение труда и жизни клиентов',
6)!!! пропаганда психологических знаний и повышение психологической; культуры людей;
7)повышение профессиональной компетентности (курсы, семинары).
Ключевые фигуры в работе практич. Психолога:
1. Зк (больше или равно 1)
2. Кл (больше или равно 1)
3. Психолог (больше или равно 1)
Зк – тот, кто обращается с заказом на работу (гос-во в лице министерства или департамента, орагнизация, семья, конкретный человек, администрация и др.)
Кл – человек или группа людей, которым оказывается пс. Помощь (родитель – зк, ребенок - кл)
Зк=Кл (пример: Муж: хочу разобраться, в чем моя ошибка в общении с женой)