Обучение психологическим знаниям как вид деятельности психологов




 

Цель преподавания – распространение психологических идей, подготовка будущих ученых и психологов-практиков

Отличие. Профессия преподавателя психологии имеет свою специфику в отличие от профессии психолога-ученого и психолога-практика. Он должен не только иметь психологические знания, но уметь их передать студентам. В этом плане умения, личностные качества и способности преподавателя психологии сродни другим преподавательским профессиям.

Требования к преподавателю:

1) иметь широкую осведомленность в различных об­ластях психологических знаний, а также быть эрудированным в других науках;

2)фундаментально знать преподаваемый предмет;

3)уметь самостоятельно подбирать учебный материал, определять оптимальные средства и эффективные методы обучения;

4)владеть логикой и лексическим богатством речи, выразительными средствами общения, ораторскими и артистическими способнос­тями;

5)уметь доступным образом объяснять учебный материал, чтобы обеспечить его понимание и усвоение студентами;

6)обладать наблюдательностью, требовательностью и умением по­нять студента;

7)уметь создать мотивацию студентов для усвоения учебного ма­териала;

8)обладать коммуникативными и организаторскими способностями;

9)владеть педагогическим тактом.

основные типы программ преподавания психо­логии.

1. Преподавание психологии студентам, обучающимся по спе­циальности «психология».

2. Преподавание психологии студентам, обучающимся по специаль­ностям, работа которых непосредственно связана с людьми. ( профессии педагога, врача, юриста, менеджера)

3. Преподавание психологии как общеобразовательного учебного предмета. Такой тип программ обучения психологии реализуется во многих высших и средних специальных учебных заведениях, где психологические знания не являются профессионально необходи­мыми, а выполняют общеобразовательную функцию. (профессии физика, химика, инженера, технолога).

4. Обучение психологическим знаниям и умениям вне рамок учеб­ных программ. Это, например, курсы по­вышения квалификации Цель— теоретическое и практическое освоение метода или направления практической психологии.

Литература

Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. — Брест, 1993.

Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для студен­тов вузов. — 6-е изд. — М.: Академический проект, 2001. — 480 с.

Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология: Учеб­ник для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 383 с.

Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. — 2-е изд. — М.: Мир, 1996.-Т. 1,гл. 2иЗ.

Гриншпун И.Б. Введение в психологию. — М.: Международная педагогическая академия, 1994.

Дубровина И.В. Предмет и задачи школьной психологической службы // Вопросы психологии. — 1988. — № 5. — С. 47—54.

Жуков Ю.М. Позиции психолога-практика // Введение в прак­тическую социальную психологию / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. — 3-е изд. — М.: Смысл, 1999. — С 21-34.

Забродин Ю.М. Проблемы разработки практической психоло­гии (о научных основах психологической службы) // Психологи­ческий журнал. - 1980.-Т. 1, № 2. - С. 5-18.

Забродин Ю.М. Развитие советской психологии и задачи психо­логической службы // Психологический журнал. — 1984. — Т. 5, N9 6. -С. 3-20.

Климов Е.А. Путь в профессию: Пособие для старших классов "^образовательной школы. — Л.: Лениздат, 1974.

Климов Е.А. Как выбирать профессию: Книга для учащихся. — ц-: Просвещение, 1984 (2-е изд. - 1990).

Климов ЕЛ. Гипотеза «метелок» и развитие профессии психо.! лога//Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология 1992 -№3. -С. 3-12.

Климов Е.А. Об исторически конкретных формах фиксации пси­хологического знания / Психология профессионала: Сб. — М.: Ин­ститут практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996 - С. 246-250.

Климов ЕЛ. Введение в психологию труда: Учеб. для вузов. — М I Культура и спорт: ЮНИТИ, 1998. - 350 с.

КрыловЛ.А., Юрьев А.И. Этические принципы и правила работы психолога // Практикум по экспериментальной и прикладной пси­хологии: Учеб. пособие / Вансовская Л.И., Гайда В.К., Гербачевс-кий В.К. и др.; Под ред. А.А. Крылова. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1990 -С. 264-271.

Куликов Л.В. Психологическое исследование: методические ре­комендации по проведению. — СПб.: Наука, 1994.

Куликов Л. В. Психологическое исследование: методические ре­комендации по проведению. — СПб.: Речь, 2001. — 184 с.

Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и челове­ческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 480 с.

Рабочая книга практического психолога: Технология эффек­тивной профессиональной деятельности / Науч. ред. А.А. Деркач. — М.: Издательский дом «Красная площадь», 1996.

Радзиховский Л.А. О практической деятельности в области пси­хологии//Вопросы психологии. — 1987. — № 3. — С. 122—127.

Рамуль К.А. О психологии ученого и, в частности, о психологии ученого-психолога// Вопросы психологии. — 1965. — № 6. — С. 126—135.

Контрольные вопросы

1) Какими критериями характеризуется должность?

2) Что такое специальность?

3) Какими аспектами характеризуется понятие профессии?

4) Что является основной целью научной психологии?

5) Что является основной целью практической психологии?

6) Назовите три основных типа профессиональной деятельности психологов.

7) на что направлены научные исследования психологов.' о цем характеризуются научно-психологические исследования? о Перечислите основные задачи исследовательской деятельности. Ю Назовите основные этапы научно-психологического исследования.

8) Назовите три типа книг по психологии.

9) Где работают психологи-исследователи?

10) м Кто являются ключевыми фигурами практической психологичес­кой работы?

11) 14 Перечислите основные виды деятельности практического психо­лога.

12)Где работают практические психологи?

13)Каким критериям должен соответствовать преподаватель пси­хологии?

14)В каких учебных заведениях может преподаваться психология?

15)Перечислите четыре основные типа программ преподавания пси­хологии.

16)Каким критериям должен соответствовать преподаватель психологии?

17)В каких учебных заведениях может преподаваться психология?

18)Перечислите 4 основных типа программ преподавания психологии

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: