Цель преподавания – распространение психологических идей, подготовка будущих ученых и психологов-практиков
Отличие. Профессия преподавателя психологии имеет свою специфику в отличие от профессии психолога-ученого и психолога-практика. Он должен не только иметь психологические знания, но уметь их передать студентам. В этом плане умения, личностные качества и способности преподавателя психологии сродни другим преподавательским профессиям.
Требования к преподавателю:
1) иметь широкую осведомленность в различных областях психологических знаний, а также быть эрудированным в других науках;
2)фундаментально знать преподаваемый предмет;
3)уметь самостоятельно подбирать учебный материал, определять оптимальные средства и эффективные методы обучения;
4)владеть логикой и лексическим богатством речи, выразительными средствами общения, ораторскими и артистическими способностями;
5)уметь доступным образом объяснять учебный материал, чтобы обеспечить его понимание и усвоение студентами;
6)обладать наблюдательностью, требовательностью и умением понять студента;
7)уметь создать мотивацию студентов для усвоения учебного материала;
8)обладать коммуникативными и организаторскими способностями;
9)владеть педагогическим тактом.
основные типы программ преподавания психологии.
1. Преподавание психологии студентам, обучающимся по специальности «психология».
2. Преподавание психологии студентам, обучающимся по специальностям, работа которых непосредственно связана с людьми. ( профессии педагога, врача, юриста, менеджера)
3. Преподавание психологии как общеобразовательного учебного предмета. Такой тип программ обучения психологии реализуется во многих высших и средних специальных учебных заведениях, где психологические знания не являются профессионально необходимыми, а выполняют общеобразовательную функцию. (профессии физика, химика, инженера, технолога).
4. Обучение психологическим знаниям и умениям вне рамок учебных программ. Это, например, курсы повышения квалификации Цель— теоретическое и практическое освоение метода или направления практической психологии.
Литература
Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. — Брест, 1993.
Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов. — 6-е изд. — М.: Академический проект, 2001. — 480 с.
Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология: Учебник для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 383 с.
Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. — 2-е изд. — М.: Мир, 1996.-Т. 1,гл. 2иЗ.
Гриншпун И.Б. Введение в психологию. — М.: Международная педагогическая академия, 1994.
Дубровина И.В. Предмет и задачи школьной психологической службы // Вопросы психологии. — 1988. — № 5. — С. 47—54.
Жуков Ю.М. Позиции психолога-практика // Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. — 3-е изд. — М.: Смысл, 1999. — С 21-34.
Забродин Ю.М. Проблемы разработки практической психологии (о научных основах психологической службы) // Психологический журнал. - 1980.-Т. 1, № 2. - С. 5-18.
Забродин Ю.М. Развитие советской психологии и задачи психологической службы // Психологический журнал. — 1984. — Т. 5, N9 6. -С. 3-20.
Климов Е.А. Путь в профессию: Пособие для старших классов "^образовательной школы. — Л.: Лениздат, 1974.
Климов Е.А. Как выбирать профессию: Книга для учащихся. — ц-: Просвещение, 1984 (2-е изд. - 1990).
Климов ЕЛ. Гипотеза «метелок» и развитие профессии психо.! лога//Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология 1992 -№3. -С. 3-12.
Климов Е.А. Об исторически конкретных формах фиксации психологического знания / Психология профессионала: Сб. — М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996 - С. 246-250.
Климов ЕЛ. Введение в психологию труда: Учеб. для вузов. — М I Культура и спорт: ЮНИТИ, 1998. - 350 с.
КрыловЛ.А., Юрьев А.И. Этические принципы и правила работы психолога // Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / Вансовская Л.И., Гайда В.К., Гербачевс-кий В.К. и др.; Под ред. А.А. Крылова. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1990 -С. 264-271.
Куликов Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. — СПб.: Наука, 1994.
Куликов Л. В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. — СПб.: Речь, 2001. — 184 с.
Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 480 с.
Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности / Науч. ред. А.А. Деркач. — М.: Издательский дом «Красная площадь», 1996.
Радзиховский Л.А. О практической деятельности в области психологии//Вопросы психологии. — 1987. — № 3. — С. 122—127.
Рамуль К.А. О психологии ученого и, в частности, о психологии ученого-психолога// Вопросы психологии. — 1965. — № 6. — С. 126—135.
Контрольные вопросы
1) Какими критериями характеризуется должность?
2) Что такое специальность?
3) Какими аспектами характеризуется понятие профессии?
4) Что является основной целью научной психологии?
5) Что является основной целью практической психологии?
6) Назовите три основных типа профессиональной деятельности психологов.
7) на что направлены научные исследования психологов.' о цем характеризуются научно-психологические исследования? о Перечислите основные задачи исследовательской деятельности. Ю Назовите основные этапы научно-психологического исследования.
8) Назовите три типа книг по психологии.
9) Где работают психологи-исследователи?
10) м Кто являются ключевыми фигурами практической психологической работы?
11) 14 Перечислите основные виды деятельности практического психолога.
12)Где работают практические психологи?
13)Каким критериям должен соответствовать преподаватель психологии?
14)В каких учебных заведениях может преподаваться психология?
15)Перечислите четыре основные типа программ преподавания психологии.
16)Каким критериям должен соответствовать преподаватель психологии?
17)В каких учебных заведениях может преподаваться психология?
18)Перечислите 4 основных типа программ преподавания психологии