Введение в тему занятия
Общение – это установление и развитие контактов между людьми. Наше общение состоит из слов (вербальная часть) и "языка тела" – мимики, жестов, поз (невербальная часть).
Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Почему же невербальные сигналы так важны в общении?
• около 70% информации человек воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу;
• невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника;
• наше отношение к собеседнику нередко формируется под влиянием первого впечатления, а оно, в свою очередь, является результатом воздействия невербальных факторов – походки, выражения лица, взгляда, манеры держаться, стиля одежды и т.д.
- Тест «Ваши эмоции»
Есть такое понятие – эмоциональный интеллект – способность осознавать свои переживания и переживание других людей, умение следовать логике этих переживаний. Предлагаю вам узнать немного о себе в рисуночном тесте “Ваши эмоции”. Этот рисуночный тест дал возможность увидеть, насколько правильно вы передаете свое эмоциональное состояние, и показал основные черты вашего характера.
- 2. 3. 4.
- 2. 3. 4.
Вы видите четыре лица, вернее, четыре лицевых овала, лишенных всех внешних черт. Вам нужно не просто нарисовать нос, глаза и губы этим лицам, но и выполнить конкретное задание. Первое лицо должно быть радостным, второе – грустным, третье – злым и четвертое – обиженным. То есть задача проста: четыре лица должны выражать четыре разных человеческих эмоции. Вы можете использовать любые шаблоны – с мальчиком или девочкой – это не важно. Сделайте это прямо сейчас, не заглядывая в расшифровку результатов!
|
Ключ к тесту: Внимательно посмотрите, с помощью чего вы постарались передать ту или иную эмоцию на лицах, это очень важный момент. Те черты лица, на которые вы сделали упор, многое расскажут вам о нашем характере и ваших чувствах.
- ПЕРВОЕ ЛИЦО, РАДОСТЬ – если вы сделали основной упор на УЛЫБКУ, сделав ее широкой и открытой, то это значит, что вы веселый и жизнерадостный человек, с удовольствием делитесь своей радостью с окружающими.
- ВТОРОЕ ЛИЦО, ГРУСТЬ – если вы постарались передать грусть с помощью РТА С ОПУЩЕННЫМИ ВНИЗ УГОЛКАМИ, то это означает, что вы доверчивый и ранимый человек, вас легко обидеть, вы сопереживаете всем и стараетесь помочь тем, кто в этом нуждается.
- ТРЕТЬЕ ЛИЦО, ЗЛОСТЬ – если вы сделали основной упор на НОС С РАЗДУТЫМИ НОЗДРЯМИ, то это значит, что вы прямой человек, последовательный в своих словах и поступках. Вы цените откровенность и предпочитаете действовать прямолинейно и открыто, презираете трусость и подлость.
- ЧЕТВЕРТОЕ ЛИЦО, ОБИДА – если вы постарались передать обиду, сделан упор на ПЕЧАЛЬНЫЕ ГЛАЗА И БРОВИ ДОМИКОМ, то это говорит о вашей впечатлительности и непосредственности, вы верите в лучшее и надеетесь на светлое завтра. Вас легко обмануть, вы часто разочаровываетесь в людях и в жизни.
Вообще, при расшифровке этого теста следует учитывать следующее. ГЛАЗА – это ваша готовность получать информацию и перерабатывать ее. РЕСНИЦЫ– склонность к демонстративности, вызывающему поведению. БРОВИ – это способность к самостоятельному анализу ситуации и принятию решения. МИМИЧЕСКИЕ МОРЩИНЫНА ЛБУ – склонность к размышлению. СКЛАДКА МЕЖДУ БРОВЕЙ – нерешительность, нежелание идти на риск. НОС – умение строить догадки и предположения, интуиция. РОТ – контакт с окружающим миром, средство выражения собственных мыслей и желаний. ПОДБОРОДОК – упрямство, неспособность признать свою ошибку и с достоинством принять свое поражение. УШИ – умение выслушать доводы других людей и принять их точку зрения. МОРЩИНЫВОЗЛЕ РТА – вечное недовольство, нежелание идти па компромисс, несогласие.
|
Активное слушание
Важнейшая невербальная составляющая процесса общения – умение слушать. Когда человек внимательно слушает другого человека, в нем буквально все – глаза, поза, выражение лица обращены к говорящему, что, в свою очередь, оказывает влияние на собеседника, помогает ему сформулировать свои мысли, раскрыться, быть максимально искренним. Рассеянность, безучастность, равнодушие могут привести к обратному результату.
Умение слушать по-настоящему - одно из самых трудных, это - наивысшая форма вежливости! Без умения слушать эффективное общение невозможно, но в наше время это умение впору занести в Красную книгу, ведь теперь общение все больше и больше идет по визуально-текстовым каналам связи (электронная почта, чаты, форумы), умение слушать притупляется в нас все сильнее.
Есть два типа слушания: «вежливое» (пассивное) и критическое (активное).
|
Пассивное слушание наиболее распространено. Мы слушаем вполуха, улавливая одни фрагменты разговора и пропуская другие. Результатом этого нередко бывают такие ситуации:
- Не забудь, что сегодня вечером мы с тобой собирались куда-нибудь выбраться.
- Неужели? Впервые слышу, ты же мне ничего об этом не говорила!
- Как же не говорила - а два дня назад? Ты просто меня тогда не слушал!
Активное слушание требует концентрации внимания и мобилизации внутренних сил, потому что мы прилагаем настоящие усилия, чтобы понять точку зрения собеседника.
Мы слушаем, воспринимаем то, что он говорит, откладываете полученную информацию в своей памяти, а потом, при необходимости, возвращаетесь к ней. Эти умения крайне необходимы на торговых переговорах и собеседованиях. Мы не только запоминаем информацию, чтобы пересказать своими словами, но и интерпретируем при необходимости, то есть объясняем смысл сказанного.
Полезные советы психолога «Как стать хорошим собеседником»
· старайтесь начать слушать с первых же слов разговора и затем не ослабляйте внимания;
· отложите все другие занятия и слушайте: не пытайтесь делать два дела одновременно;
· гоните от себя любые отрицательные мысли о собеседнике;
· осмысливайте то, что вам говорят в данный момент, и не забегайте вперед;
· не перебивайте;
· постарайтесь заинтересоваться тем, о чем вам говорят;
· оценивайте сказанное скорее по его содержанию, чем по манере подачи;
· избегайте делать поспешные выводы и сохраняйте объективность;
· обращайте особое внимание на взгляды, высказываемые вашим собеседником;
· постарайтесь по возможности устранить все отвлекающие факторы;
· вставляйте ответные реплики - в особенности по телефону, например, «да-да, ясно»; при личной встрече старайтесь поддерживать зрительный контакт и следите за тем, чтобы язык тела говорил о вашем внимании и заинтересованности.