Таблица Хессига “Последствия информатизации в зеркале общественности”[5] является хорошим примером системного подхода к анализу социальных последствий информатизации:
| Положительные последствия | Отрицательные последствия | |
| КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО | ||
| Свободное развитие индивида | “Автоматизация” человека | |
| Информационное общество | Дегуманизация жизни | |
| Социализация информации (1) | Технократическое мышление | |
| Коммуникативное общество | Снижение культурного уровня (3) | |
| Преодоление кризиса цивилизации (2) | Лавина информации | |
| Элитарное знание (поляризация)(4) | ||
| Изоляция индивида (5) | ||
| ПОЛИТИКА | ||
| Расширение свобод | Снижение свобод | |
| Децентрализация | Централизация | |
| Выравнивание иерархии власти (6) | Государство - ”надзиратель” (7) | |
| Расширенное участие в общественной жизни | Расширение государственной бюрократии | |
| Усиление власти благодаря знаниям | ||
| Усиление манипуляции людьми | ||
| ХОЗЯЙСТВО И ТРУД | ||
| Повышение продуктивности | Все возрастающая сложность | |
| Рационализация жизни | ||
| Повышение компетентности (8) | Обострение промышленного кризиса | |
| Увеличение богатства | ||
| Преодоление кризиса | Концентрация | |
| Экономия ресурсов | Подверженность кризисам | |
| Охрана окружающей среды | Стандартизация | |
| Децентрализация промышленности | Массовая безработица | |
| Новые требования к мобильности трудящихся | ||
| Новая продукция | ||
| Улучшение качества | Дегуманизация труда | |
| Диверсификация продукции | Стрессы | |
| Новые профессии и квалификации (9) | Деквалификация | |
| Исчезновение многочисленных профессий | ||
| МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ | ||
| Национальная независимость (10) | Усиление взаимозависимости | |
| Появляется шанс на развитие у стран “третьего мира” | Технологическая зависимость | |
| Обострение отношений Юга - Запада | ||
| Улучшение обороноспособности страны | ||
| Уязвимость | ||
| Усиление опасности новой войны из-за обновления военных систем | ||
Комментарий к таблице Хессига:
1.”социализация информации” - увеличение степени направленности информации на социальную сферу;
2. “преодоление кризиса цивилизации” - создание предпосылок для разрешения глобального экологического кризиса, решение проблемы устойчивого развития цивилизации в целом[4].
3. “снижение культурного уровня” - развитие информационной среды создает предпосылки для повышения культурного уровня (доступ по сетям к сокровищам библиотек, музеев и т.д.), однако автоматически это не происходит. Возможно резкое увеличение числа людей, являющихся механическими потребителями предоставляемой информации.
4. “элитарное знание” - опасность огромной поляризации знаний в обществе, возможном накоплении их в узком, “верхнем” общественном слое - элите (политической, экономической и т.д.).
5. “изоляция индивида” - без общественного регулирования информатизация может привести к тому, что люди начнут общаться, как правило, опосредованно - через компьютер. Незнание и, что еще хуже, отсутствие потребности знать своих коллег, соседей и родственников - весьма опасное социальное явление.
6. “выравнивание иерархии власти” в информатизируемом обществе должно происходить за счет вовлечения большего числа людей в политику, создания условий для повышения ими социального статуса.
7. государство- ”надзиратель” - Левиафан[11], “помноженный” на компьютерные технологии. При современных технологиях возможен контроль не только поведения, но и мыслей людей. В статье 5 закона РФ “Об информации, информатизации и защите информации”[24] персональные данные отнесены к категории конфиденциальной информации.
Если государство не будет создавать условия для воспитания интеллектуального человека, то получит массу легко управляемых, прогнозируемых людей.
8. ”повышение компетентности” и как альтернатива этому - ”деквалификация”. ЭВМ нейтральна по отношению к человеку, она лишь предоставляет новые возможности для реализации конкретных жизненных целей.
9. “новые профессии и квалификации” и, с другой стороны, возможное исчезновение многочисленных профессий. Появление новые, более интеллектуальных профессий не должно исключать сохранение информации не только об исчезающих технологиях, но и о социальных структурах, обеспечивавших их реализацию (типе людей, их отношениях, менталитете). Утеря технологий создания египетских пирамид, дамасской стали, перегородчатой эмали и др., невозможность их восстановления сегодня в значительной степени связана с незнанием их социальной инфраструктуры.
10. “национальная независимость” и, с другой стороны, “уязвимость”. Уровень развития информатизации, интеллекта нации позволяет государствам выходить на позиции национальной независимости.
Общеизвестна роль таких факторов как количество и качество вооруженных сил сторон, сформированная направленность общественного мнения, открытость (закрытость) информации о мотивах политических акций при поиске необходимых дипломатических решений. Для общества, вступившего в фазу информатизации фактор технологического отрыва становится более весомым, чем численное превосходство армии. Прежде всего этот фактор проявляется в технологии информационно-обменных процессов. Понятия "психологическая война", "пси-оружие", "утечка мозгов", "зомбирование" и т.п. наполняются реальным содержанием. Национальные системы СМИ становятся объектами стратегического значения.
Национальная независимость диктует России необходимость государственного регулирования технологического сотрудничества с Западом, что отражено в концепции информационной безопасности, ряде нормативных документов(например, в Указе Президента РФ “О мерах по соблюдению законности в области производства, реализации и эксплуатации шифровальных средств, а также предоставлении услуг в области шифрования информации”) [25].