МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
ИНСТИТУТ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
ГРУППА Предпринимательство 2-2
Контрольная работа
по теме:
НОВОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО.
New Media
(по курсу «Современный уровень системного подхода к Природе и обществу»)
Фамилия, имя, отчество студента Пархомчук Анатолий Анатольевич
Руководитель (преподаватель) _________________________________
Рецензент _________________________________
Москва 1998
Оглавление
Введение........................................................................................................................................ 3
Информационное общество, информатизация................................................................ 4
Информация, информология.................................................................................................... 5
Формализация знаний: методы и приемы............................................................................ 8
Проблематика искусственного интеллекта..................................................................... 12
Социальные коммуникации: история, современность, перспективы.......................... 13
Информационный обмен в обществе и его эволюция....................................................... 13
Информационные ресурсы общества................................................................................ 16
Информационный кризис начала 70-х годов ХХ века........................................................ 16
Информационный ресурс общества..................................................................................... 16
Знания как национальное богатство. Проблема “утечки мозгов” из России.............. 17
Формы материализации информационных ресурсов общества..................................... 18
Проблема “электронизации” информационных фондов России..................................... 18
Автоматизированные информационные ресурсы России............................................... 18
Типы БД..................................................................................................................................... 19
Информатизация общества: социальные условия, предпосылки и последствия 20
Технический аспект социальных условий и предпосылок информатизации............... 20
Экономические условия и предпосылки информатизации............................................... 21
Политические условия и предпосылки информатизации................................................ 22
Условия и предпосылки информатизации в культурно-духовной сфере....................... 22
Условия и предпосылки информатизации в социальной сфере....................................... 22
Социальная структура общества с информационной точки зрения............................ 23
Социальные последствия информатизации...................................................................... 23
Формирование информационной среды общества....................................................... 25
Социальный интеллект......................................................................................................... 26
Информационная культура................................................................................................... 27
Общество и личность в условиях информатизации....................................................... 28
Информационный образ жизни............................................................................................ 29
Заключение................................................................................................................................. 31
Литература.................................................................................................................................. 35
Введение
Человечество неотвратимо вступает в информационную эпоху. Вес информационной экономики постоянно возрастает, и ее доля выраженная в суммарном рабочем времени, для экономически развитых стран уже сегодня составляет 40-60% и ожидается, что к концу века она возрастет еще на 10-15%.
Одним из критериев перехода общества к постиндустриальной и далее к информационной стадии развития может служить процент населения, занятого в сфере услуг:
- если в обществе более 50% населения занято в сфере услуг, наступила постиндустриальная фаза его развития;
- если в обществе более 50% населения занято в сфере информационных услуг, общество стало информационным.
В ряде публикаций отмечается, что США вступили в постиндустриальный период своего развития в 1956 году (штат Калифорния преодолел этот рубеж еще в 1910 году), а информационным обществом США стали в 1974 году.
Признавая несомненность достижений США и других стран в области информатизации, необходимо понимать, что определенная доля “информационности” этих стран создана за счет выноса ряда материальных, нередко экологически вредных, производств в другие страны мира, за счет так называемого “экологического колониализма”.
Закон экспоненциального роста объема знаний.
По подсчетам науковедов, с начала нашей эры для удвоения знаний потребовалось 1750 лет, второе удвоение произошло в 1900 году, а третье - к 1950 году, т.е. уже за 50 лет, при росте объема информации за эти полвека в 8-10 раз[1]. Причем эта тенденция все более усиливается, так как объем знаний в мире к концу ХХ века возрастет вдвое, а объем информации увеличится более, чем в 30 раз. Это явление, получившее название “информационный взрыв”, указывается среди симптомов, свидетельствующих о начале века информации и включающих:
- быстрое сокращение времени удвоения объема накопленных научных знаний;
- превышение материальными затратами на хранение, передачу и переработку информации аналогичных расходов на энергетику;
- возможность впервые реально наблюдать человечество из космоса (уровни радиоизлучения Солнца и Земли на отдельных участках радиодиапазона сблизились) [2].
Эволюция социальных систем (диаграмма Порэта)[3].
Занятость
в ведущей отрасли
50% 1 2 3 4
время
1- материальном производстве (индустриальное общество),
2- сфере услуг (постиндустриальное общество),
3- сфере информационных услуг (информационное общество),
4- сфере интеллектуальной деятельности (ноосферное общество).
Концепция постиндустриального общества как общесоциологическая теория развития достаточно глубоко разработана западными исследователями: Д.Беллом, Дж.Гелбрейтом, Дж.Мартином, И.Масудой, Ф.Полаком, О.Тоффлером, Ж.Фурастье и др. Именно Ж.Фурастье определил постиндустриальное общество как «цивилизацию услуг».
Отечественная наука обратилась к данной проблематике значительно позже. Это было связано с идеологией, в частности с тем, что в терминах «постиндустриальное», «информационное» видели альтернативу формационным терминам - “социалистическое”, ”коммунистическое” общество. Понятие информационного общества нельзя считать «рядомположенным» с различными типами формаций, оно является лишь наиболее оптимальным способом развития любой из них.
Среди отечественных ученых, внесших значительный вклад в развитие этого направления, необходимо отметить В.М.Глушкова, Н.Н.Моисеева, А.И.Ракитова, А.В.Соколова, А.Д.Урсула и др. В настоящее время активно работают в этом направлении Артамонов Г.Т, Колин К.К. и др.
Как же может быть определен сам термин “ информатизация ”? От ответа на этот вопрос существенным образом зависят подходы к анализу реального состояния и перспектив развития процессов информатизации общества.
Наиболее полным представляется взгляд на информатизацию как “системно-деятельностный процесс овладения информацией как ресурсом управления и развития с помощью средств информатики с целью создания информационного общества и на этой основе - дальнейшего продолжения прогресса цивилизации”[4].
По мнению ряда авторов, процесс информатизации включает в себя три взаимосвязанных процесса:
- медиатизацию[1] - процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации;
- компьютеризацию - процесс совершенствования средств поиска и обработки информации, а также
- интеллектуализацию - процесс развития способности восприятия и порождения информации, т.е. повышения интеллектуального потенциала общества, включая использование средств искусственного интеллекта.
Информатизацию общества в принципе надо трактовать как развитие, качественное совершенствование, радикальное усиление с помощью современных информационно-технологических средств когнитивных[2] социальных структур и процессов. Информатизация должна быть “слита” с процессами социальной интеллектуализации, существенно повышающей творческий потенциал личности и ее информационной среды.
При обсуждении в конце 80-х гг. концепции информатизации страны учеными и специалистами выделялась главная мысль - дело не столько в концепции информатизации, сколько в концепции развития общества, всех его структур, что информатизация - спутник демократизации и невозможна без нее.
Идущий во всем мире процесс становления и развития информационного общества носит объективный характер и не может не затрагивать “извне” и нашу страну, но слабые успехи демократизации нашего общества приводят к отсутствию серьезного социального заказа “изнутри” на совершенствование информационной среды.