Лекция №14. Девятая и Десятая заповедь.
Девятая заповедь: Не пожелай дома ближнего твоего.
Что это значит? Мы должны бояться и любить Бога так, чтобы не посягать коварно на наследство или дом ближнего нашего и не присваивать их себе под видом закона или права, но помогать ближнему сохранить его собственность.
Десятая заповедь: Не пожелай жены ближнего твоего, ни раба, ни рабы его, ни скота его, ничего из того, что есть у него.
Что это значит? Мы должны бояться и любить Бога так, чтобы не совращать, не присваивать и не отчуждать от ближнего нашего жену, прислугу или скот, но требовать от них и побуждать их к тому, чтобы они оставались на своих местах и усердно исполняли должное.
В этих заключительных заповедях говорится о том, чтобы человек остерегался всякого нанесения вреда ближнему. Господь, Иисус Христос учил людей, что все плохие мысли исходят из человеческого сердца. Сначала человек внутренне планирует и размышляет над неверными решениями. Только после этого он их осуществляет. Конечно же, зависть и другие отрицательные чувства, живущие в человеческом сердце, могут привести его к принятию неверных решений. По сути, зависть, это убежденность в несправедливости установленного Богом порядка. Если мы завидуем, то не соглашаемся с Богом, противоречим Ему. Что является основной причиной зависти? Гордость — гордый не может терпеть, чтобы кто-нибудь был ему равен, а особенно выше его и был в благополучии. Зависть рождается тогда, когда начинается благополучие другого и с прекращением его благополучия — заканчивается. Ещё одной причиной зависти называется «нерадение об исполнении должного» — лень.
Мартин Лютер в Большом Катехизисе пишет: «Ибо природа так устроена, что никто не пожелает другому столько же, сколько себе самому, и каждый к себе тащит, сколько он только сможет, другой же, мол, пусть живёт, как сумеет. И хотим еще к тому же порядочными быть, умеем наилучшим образом себя приукрасить и негодяя в себе утаить, выискиваем и выдумываем столь ловкие трюки и лукавые ухищрения, будто бы из закона вытекающие, нагло на него ссылаться и полагаться смеем и хотим, чтобы подобное не подлостью, а благоразумием и предусмотрительностью называлось».
|
Бог оберегает в 9-й и 10-й заповеди те условия жизни и блага, которые, согласно установлению Божьему, есть у ближнего нашего в этой жизни.
Что запрещает Бог в этих заповедях?
1) Желать такого, что нам не принадлежит.
2) Быть недовольными тем, что Он нам дал и к чему нас обязал.
Прочитать - 1 Тим. 6,7-9.
Бог запрещает нам:
1.Добывать себе наследство или другие жизненные блага ближнего нашего обманом или под видом права. Матф. 23,14(фарисеи отнимали имущество вдов).
2.Склонять, подстрекать или принуждать супругу или работников ближнего покинуть его и стать нашими или брать во владение иные блага, имущество или привилегии ближнего нашего. 2-Царств 11, 1-4.(Давид соблазнял Вирсавию), 2-Царств 15,1-6 (Аввесалом отвращал сердце народа от Давида).
3.Завидовать и покушаться на принадлежащее ближнему нашему.
Как вы думаете, каких благ и привилегий другого желают в наше время? Например, многие семьи разрушились из-за того, что кто-то уводил одного из супругов. Предприятия разорялись, когда лучших работников переманивали другие фирмы.
|
Бог обязывает нас:
Бог поставил каждого человека на своем месте, в определенные условия. Он желает, чтобы мы были довольны тем, что у нас есть. Также Бог желает, чтобы мы помогали ближним своим. Лук. 16,10 и Филл. 2,4.
Итак, 9 и 10 заповеди запрещают нам иметь желание или стремление получить то, что принадлежит нашим ближним и быть недовольным тому, что Бог нам дал.
Мартин Лютер поясняет значение 9 и 10 заповеди такими словами: «Во-первых, чтобы не желали ближнему вреда, а также не содействовали и не давали повода к сему, но желали и позволяли ему иметь то, что есть у него, кроме того, поддерживали и оберегали все то, что могло бы делаться ему на пользу и в услугу, - так, как мы хотели бы, чтобы делалось нам». И продолжает: «Так что заповеди направлены главным образом против зависти и отвратительной алчности, чтобы Богу устранить причины и корни, из которых проистекает все, чем ближнему вред наносится…».
Зависть всегда разрывает близкие отношения между людьми. Будучи христианами, мы должны довольствоваться тем, что мы имеем, и быть теми, кем мы являемся. Неужели Бог хочет, чтобы мы были пассивными и ленивыми? Нет. Мы можем учиться, развивать себя и много работать, для того, чтобы обеспечить себе финансовое благополучие, но не стремиться к тому, что принадлежит другим.
Бог хочет, прежде всего, чтобы наше сердце было чистым, хотя мы не можем своими силами этого достичь, посему эти заповеди, как и все другие, беспрерывно нас обвиняют перед Богом и показывают, насколько мы грешны и насколько праведен Господь.