Компетентность - это способность учителя действовать в ситуации неопределенности. Чем выше неопределенность, тем значительнее эта способность.
Под профессиональной компетентностью применительно к педагогической деятельности понимается интегральная характеристика личности и профессионализма учителя, определяющая его способность результативно решать профессиональные задачи, возникающие в педагогической деятельности в конкретных реальных ситуациях. При этом учителю приходится использовать свои знания, умения, опыт, жизненные ценности и нравственные ориентиры, свои интересы и наклонности.
Компетентностная модель учителя.
Компетентностную модель современного учителя можно представить в виде состава входящих в нее элементов.
- Ценности, принципы и цели.
- Профессиональные качества.
- Ключевые компетенции.
- Педагогические методы, способы и технологии.
- Профессиональные позиции.
Ценности (сюда относятся те суждения, идеи, которые осознаны учителем и в его сознании определяют предельные ценностные границы его деятельности):
- свобода учащегося быть самим собой;
- каждый человек обладает своим «совершенством»;
- помочь каждому учащемуся его индивидуальные дарования сделать социально плодотворными;
- индивидуальное развитие каждого учащегося соответствует его способностям, интересам и возможностям;
- человек учится только тому, что соответствует его способностям, интересам и что он считает полезным для себя;
- чтобы быть успешным в современном обществе, выпускник должен владеть соответствующим комплексом ключевых компетенций;
- приобщение учащегося к той культурной традиции, которая в максимальной степени может способствовать его развитию.
Профессиональные качества:
|
- доброжелательно и заинтересованно относиться к учащимся;
- быть готовым принимать конструктивную критику от коллег и учащихся, вносить соответствующие коррективы в свою деятельность;
- иметь собственный взгляд на социальную ситуацию и окружающий мир и быть способным поделиться своим видением с учащимися;
- иметь развитую способность к критике и рефлексии;
- воздерживаться от роли кладезя мудрости и знания;
- понимать других людей, имеющих иные ценности, интересы и способности;
- быть открытым для любых мнений учащихся по обсуждаемому вопросу;
- спокойно реагировать на едкие замечания в свой адрес;
- иметь собственную позицию и свою манеру обучения, не быть безликим;
- уметь делиться с учащимися своими мыслями и чувствами;
- демонстрировать компетентное поведение - собственную ответственность за результат, любознательность, способность к кооперации и
диалогу и т.п. - демонстрировать увлеченность своим предметом;
- использовать четкий, понятный, гибкий язык с образными выражениями.
Профессиональные компетенции учителя
Базовая компетентность учителя заключается в умении организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребенка, сформулированных как ключевые компетенции (ЗУНы). Уметь организовать обучение таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, желание вместе думать и дискутировать, ставить оригинальные вопросы, проявлять независимое мышление, формулировать идеи, высказывать разнообразные точки зрения. Чтобы оно мотивировало учащихся на более высокие достижения и интеллектуальный рост. Можно выделить те характеристики ситуаций, которые должен уметь организовать любой учитель с целью создания в классе «развивающей среды».
|
3.Компетентностный подход.
Очевидно, что учитель должен владеть теми компетенциями, которым он обучает! То есть осуществлять компетентностный подход. В противоположность традиционному подходу компетентностный подход в образовании основывается на следующих принципах:
- Образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития.
· Оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки
- Разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат.
На основе стандарта предполагается становление личностных характеристиквыпускника («портрет выпускника начальной школы») таких как:
· Любознательный, интересующийся, -активно познающий мир
· Умеющий учиться, способный к организации своей деятельности
- Уважающий и принимающий ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа
- Любящий свою Родину
- Доброжелательный, умеющий слушатьи слышать партнера, уважающий свое и чужое мнение
- Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки
- Имеющий представление об основах здорового и безопасного образа жизни
Опора на задачи концепции обучения на протяжении всей жизни позволяет определиться с наиболее значимыми компетентностями личности, необходимыми для продолжения образования. К ним относятся:
· Коммуникативная компетентность
· Информационная компетентность
· Компетентность разрешения проблем.
Компетентность не замыкается только на обучении. Она соединяет урок и жизнь, связана с воспитанием и внеучебной деятельностью. Основа компетентности – самостоятельность. Самостоятельность ребенка так же является основным результатом начальной ступени образования.