Миф позволяет воспринимать мир как целое.




Культурная форма в концепции культурогенеза А.Я.Флиера

В культурлогии понятие культурной формы было применено А.Я. Флиером,который использовал его, чтобы обозначить "совокупность наблюдаемых признаков и черт всякого культурного объекта(явления), отражающую его утилитарные и символические функции, на основании которых производится его идентификация и атрибуцая". В данном определении подчеркивается отличие культурнй формы и культурных объектов, причем культурные объекты рассматриваются как конкретные артефаты, использующие и интерпретирующие определенную форму. Например, культурная форма обряда или ритуала может иметь весьма различные варианты реализации в разных культурнаых контекстах-социальном, религиозном, мемориальном и др.См.: его статью "Форма культурная" в книге "Культурология.20 век: Энциклопедия.Т.2.СПб.:Университетская книга,1998,С.307-308. А также:Флиер А.Я.Культурогенез.М.,1995.

 

Рефлексивнойсть культурной формы

Рефлексивность будет рассматриваться далее как свойство культурной формы.

Культурная форма, удваивая реальность, представляет её человеку как результат и предмет преобразования для самого человека

Культурная форма стимулирует(явно или неявно) активность человека,направленную на изменение его собственного поведения и восприятия.

Начальные культурные формы освоения мира

· Ритуал:производит внесеение порядка в телесно-аффективную жизнь человека, мир *

· Миф: созданный ритуалом символический порядок предъявляется человеку как реальность

· Театр:демонстрирует человеку формирующие его культурные процессы

Дальнейше развитие опирается на эти три культурные еханизма,порождая все новые и новые уровни сложности социального и культурного порядка взаимодействия с миром.

*Ритуалы животных выполняют функцию информирования.

Язык, с одной стороны, расчленяет мир на предметы, явления и др., а речь- действие, основанное на ритуале.Ритуал совместной деятельности и речь, сопровождающая эту дейтельность, выполняют функции:

1. собирать в целостные системы

2. информационная функция- сообщает об организации предметного мира

3. телестно-аффектная регуляция

Ритуал вносит культурные различения в хаос аффективно-телесны реакций.

В процессе ритуала выделяются жизненные координаты для данной группы, мир наделяется значением.

Архаический ритуал является культурным механизмом, посредством которого производится переход от хаоса к порядку (А.ван Геннеп обрати внимание на значение обрядов перехода в культуре, в собственном ссмысле к ритуалам перехода относят ритуалы, сопровождающие изменение социального статуса людей)

Ритаул как архаичесский способ создания социальности группы

Ритуал, например-жертвоприношение, является способом сплочения группы на основе коллективно значимой цли,определяемой мифом.

"И вот Калхан-вещун

Средь воинов, безвременьем томимых

Дочь Ифигению, свое рожденье,должен

На алтае богини заколоть,

Уарицы гладей этих. "Если,молвил,

Заколете девицу, будет вам

И плаванье счастливое, и город

Вы вражеский разрушите, а нет -

Так ничего не сбудется" (Еврипид,Аггамемнон,90)

Ритуал препятствует осознанию человеком себя как автора образцов поведения - это прерогатива коллектива.

 

 

Миф-символическая форма

В мифе человек не различает:

· выражаемое содержание (символизируемое)

· используемую им выразительную форму (символ)

· субъекта, обращающего к нему это содержание в символическом виде.

т.е. в мифе не различаются:

· содержание: например, обычай,право,справедливость;

· символ:например, имя или образ, выражающий содержание-весы правосудия;

· действующий субъект (например, у греков-обычай, право, справедливость-это богиня Дикэ, символически изображаемая фигурой богини и ее символическими атрибутами).

Миф позволяет воспринимать мир как целое.

Неметафоричность архаического мышления

"В самые ранние периоды человек не отделяет себя от окружающей его природы. В его сознании субъект и объект слиты. Такая слитность,вызывая особые восприятияипричины,времени,пространства,порождает мифотворчество-мышленье образами. Каждый образ значит для человека то, что передает, передает то, что значит. Если Гомер говорит "железное небо", то это значит буквально "небо из железа", точней, "небо-железо". Никакого переносного смысла тут нет".(О.М.Фрейденберг.Происхождение греческой лирики)

Архаическое мышление "тропично"

Тропично-значит не является абстрактно-понятийным

Согласно И.М. Дьяконову, мышление, лежащее в основе мифотворчества, носило тропический характер. Различие метафоры и метонимии как тропов является относительным в архаическом мышлении. Такое различие можно провести только для более-менее современной нам литературы, поскольку оно опирается на различение связи, создаваемо метафорой на основе простого сравнения, и объективной связи, существующей до всякго сравнения.Этого различия нет и не может быть в архаическом сознании.(Дьяконов И.М.Ахраические мифы Востока и Запада. М., 1990.С.41.)

"Виллендорфская Венера"

"Виллендорфская Венера"- женская статуэтка из тонкозернистого плотного известняка,11 см,ориньяк.

Структура эстетического восприятия (по:Ю.М.Лотман.Лекции по структурной поэтике.Гл.1, Парагр.1.С.36)

Эстетическое восприятие статуэтки [палеолит "венеры"] подразумевает три акта:

1. акт метафоры-узнавание-"это изображение есть женщина "

2. акт "метонимии"-веделение существенно-специфичекого и элиминирование неущественного -"эта часть женщины есть женщина "

3. акт противопоставления, контраста-то, что объединяет понятия "мужчина" и "женщина" в родовом понятии "человек", снимается. Общее не изображается, воспроизводится только отлично.

Но различие есть отношение, а не предмет. Отношение нельзя изобразить-оно осознается при сопоставлении изображенного и неизображенного.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: