Культурная форма в концепции культурогенеза А.Я.Флиера
В культурлогии понятие культурной формы было применено А.Я. Флиером,который использовал его, чтобы обозначить "совокупность наблюдаемых признаков и черт всякого культурного объекта(явления), отражающую его утилитарные и символические функции, на основании которых производится его идентификация и атрибуцая". В данном определении подчеркивается отличие культурнй формы и культурных объектов, причем культурные объекты рассматриваются как конкретные артефаты, использующие и интерпретирующие определенную форму. Например, культурная форма обряда или ритуала может иметь весьма различные варианты реализации в разных культурнаых контекстах-социальном, религиозном, мемориальном и др.См.: его статью "Форма культурная" в книге "Культурология.20 век: Энциклопедия.Т.2.СПб.:Университетская книга,1998,С.307-308. А также:Флиер А.Я.Культурогенез.М.,1995.
Рефлексивнойсть культурной формы
Рефлексивность будет рассматриваться далее как свойство культурной формы.
Культурная форма, удваивая реальность, представляет её человеку как результат и предмет преобразования для самого человека
Культурная форма стимулирует(явно или неявно) активность человека,направленную на изменение его собственного поведения и восприятия.
Начальные культурные формы освоения мира
· Ритуал:производит внесеение порядка в телесно-аффективную жизнь человека, мир *
· Миф: созданный ритуалом символический порядок предъявляется человеку как реальность
· Театр:демонстрирует человеку формирующие его культурные процессы
Дальнейше развитие опирается на эти три культурные еханизма,порождая все новые и новые уровни сложности социального и культурного порядка взаимодействия с миром.
*Ритуалы животных выполняют функцию информирования.
Язык, с одной стороны, расчленяет мир на предметы, явления и др., а речь- действие, основанное на ритуале.Ритуал совместной деятельности и речь, сопровождающая эту дейтельность, выполняют функции:
1. собирать в целостные системы
2. информационная функция- сообщает об организации предметного мира
3. телестно-аффектная регуляция
Ритуал вносит культурные различения в хаос аффективно-телесны реакций.
В процессе ритуала выделяются жизненные координаты для данной группы, мир наделяется значением.
Архаический ритуал является культурным механизмом, посредством которого производится переход от хаоса к порядку (А.ван Геннеп обрати внимание на значение обрядов перехода в культуре, в собственном ссмысле к ритуалам перехода относят ритуалы, сопровождающие изменение социального статуса людей)
Ритаул как архаичесский способ создания социальности группы
Ритуал, например-жертвоприношение, является способом сплочения группы на основе коллективно значимой цли,определяемой мифом.
"И вот Калхан-вещун
Средь воинов, безвременьем томимых
Дочь Ифигению, свое рожденье,должен
На алтае богини заколоть,
Уарицы гладей этих. "Если,молвил,
Заколете девицу, будет вам
И плаванье счастливое, и город
Вы вражеский разрушите, а нет -
Так ничего не сбудется" (Еврипид,Аггамемнон,90)
Ритуал препятствует осознанию человеком себя как автора образцов поведения - это прерогатива коллектива.
Миф-символическая форма
В мифе человек не различает:
· выражаемое содержание (символизируемое)
· используемую им выразительную форму (символ)
· субъекта, обращающего к нему это содержание в символическом виде.
т.е. в мифе не различаются:
· содержание: например, обычай,право,справедливость;
· символ:например, имя или образ, выражающий содержание-весы правосудия;
· действующий субъект (например, у греков-обычай, право, справедливость-это богиня Дикэ, символически изображаемая фигурой богини и ее символическими атрибутами).
Миф позволяет воспринимать мир как целое.
Неметафоричность архаического мышления
"В самые ранние периоды человек не отделяет себя от окружающей его природы. В его сознании субъект и объект слиты. Такая слитность,вызывая особые восприятияипричины,времени,пространства,порождает мифотворчество-мышленье образами. Каждый образ значит для человека то, что передает, передает то, что значит. Если Гомер говорит "железное небо", то это значит буквально "небо из железа", точней, "небо-железо". Никакого переносного смысла тут нет".(О.М.Фрейденберг.Происхождение греческой лирики)
Архаическое мышление "тропично"
Тропично-значит не является абстрактно-понятийным
Согласно И.М. Дьяконову, мышление, лежащее в основе мифотворчества, носило тропический характер. Различие метафоры и метонимии как тропов является относительным в архаическом мышлении. Такое различие можно провести только для более-менее современной нам литературы, поскольку оно опирается на различение связи, создаваемо метафорой на основе простого сравнения, и объективной связи, существующей до всякго сравнения.Этого различия нет и не может быть в архаическом сознании.(Дьяконов И.М.Ахраические мифы Востока и Запада. М., 1990.С.41.)
"Виллендорфская Венера"
"Виллендорфская Венера"- женская статуэтка из тонкозернистого плотного известняка,11 см,ориньяк.
Структура эстетического восприятия (по:Ю.М.Лотман.Лекции по структурной поэтике.Гл.1, Парагр.1.С.36)
Эстетическое восприятие статуэтки [палеолит "венеры"] подразумевает три акта:
1. акт метафоры-узнавание-"это изображение есть женщина "
2. акт "метонимии"-веделение существенно-специфичекого и элиминирование неущественного -"эта часть женщины есть женщина "
3. акт противопоставления, контраста-то, что объединяет понятия "мужчина" и "женщина" в родовом понятии "человек", снимается. Общее не изображается, воспроизводится только отлично.
Но различие есть отношение, а не предмет. Отношение нельзя изобразить-оно осознается при сопоставлении изображенного и неизображенного.