ГЛАВА 3
ИСПОЛЬЗВАНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО ИМИДЖА СТРАНЫ
Маркетинг международной привлекательности музейных учреждений Республики Беларусь (на примере музея Н.Орды)
В деятельности музеев все большее значение приобретает маркетинг как один из видов творческого управления с целью расширения сфер влияния музеев путем выяснения запросов потребителей специфически музейной продукции, организации исследований в области потребительского рынка музейных услуг и разработок, связанных с удовлетворением этих запросов.
Применение маркетинга в музейном деле имеет ряд особенностей. И одна из них состоит в том, что музеи как часть социокультурной сферы являются разновидностью некоммерческой организации. Главными задачами музейного маркетинга являются:
– анализ потребностей посетителей;
– прогноз их состава, в том числе с учетом сезона;
– определение перспективных услуг, которые может предложить музей;
– уровень платежеспособности посетителей;
– возможности получения музеем прибыли [7, с. 63].
При этом, однако, нельзя забывать, что главная задача музея – распространение культурных ценностей.
В Республике Беларусь существует множество музеев различной направленности. Музеи формируют культурный имидж города, в котором находятся. Могут даже стать при достаточной степени развития визитной карточной всего региона или страны.
Так, в деревне Вороцевичи Ивановского района Брестской области создан музейный комплекс, посвященный таланту Н.Орды. Родовое поместье находилось на окраине деревни и было разрушено в 1939 году.
Наполеон Орда известен в нашей стране, в Польше, Украине и Франции, т.к. привнес значительный вклад в развитие культуры этих стран. Н. Орда является автором многочисленных картин, изображающих архитектурные памятники XIX века. Часть из изображенных объектов уже разрушены, и рисунки Н. Орды дают представление о том, как выглядели города и замки в момент создания художественных работ.
|
В 2007 году была открыта картинная галерея им. Н. Орды; музей Н. Орды открыт для посетителей с 2016 года. Открытие музея финансировалось за счет средств международного гранта по программе трансграничного сотрудничества.
Следует отметить, что 6-8 ноября 2015 г. в Ивановском районе проходили праздничные мероприятия в рамках реализации международного проекта «Трансграничные центры диалога культур в Лосице и Вороцевичах» с участием делегаций Польши, Украины и Беларуси. На протяжении трех дней мастера искусств знакомили жителей района с богатством культуры своих стран.
С целью привлечения творческого внимания к имени Н. Орды, сбора достойного материала для экспозиций картинной галереи в 1995, 1996, 1998 гг. на базе Ивановского района проводились пленэры художников, посвященные Н. Орде и его творчеству, а в 2006 году состоялись два пленэра: художников Брестчины и Республиканский пленэр художников. В результате был собран фонд художественных полотен для картинной галереи.
В 2007 году картинная галерея принимала участников Республиканского пленэра резчиков-скульпторов, чьи работы сейчас украшают музейный экстерьер [44]. Все перечисленные мероприятия проводятся для возобновления интереса к истории личности Н. Орды среди местных жителей, туристов из нашей страны и из-за рубежа.
|
Важно отметить, что благодаря использованию маркетинга музеи в состоянии: сделать имидж города более многогранным и повысить его авторитет; подчеркнуть уникальность города в глазах жителей и содействовать социальной сплоченности; повысить инвестиционную привлекательность города; способствовать созданию новых рабочих мест; дать толчок экономическому возрождению.
Так, в г. Иваново установлен единственный в Европе памятник Н. Орде и памятный знак на месте захоронения Н. Орды. Данные установление памятников земляку дало возможность включить г. Иваново в популярные туристические маршруты по Брестчине, сформировать ассоциации с регионом и сделать его более популярным для туристов.
Уже стало традиционным проведение по инициативе музейного комплекса Н. Орды фестивалей, праздников, необычных выставок и прочих увлекательных мероприятий, которые можно вывести на республиканский и областной уровень: Ночи музеев, "Век XIX в гостях у века XX", фестиваль полесских талантов, мастер-классы народных умельцев, концерты классической и народной музыки.
В связи с юбилейными торжествами, посвященными 200-летию со дня рождения Великого гражданина Европы, на доме в Париже, где жил Н. Орда была установлена мемориальная доска.
Работники музея пригласили в галерею прямых потомков Н. Орды – Николя и Мари Клер-Д'Нормади (Николя Д'Норманди – сын внучки Н.Орды Лильки Орды). Семейная чета посещала Вороцеичи 23 августа 2009 г. и передала музею ценные документы о своем великом предке. Так экспозиция музея становится более достоверной и интересной для посетителя [44].
|
Цены на вход в музей невысокие и каждый человек, у которого, возникнет желание, посетить музей может себе это позволить. Для школьников и для учащихся различных учебных заведений вход дешевле, чем для остальных категорий граждан Республики Беларусь.
Помимо экскурсий, музей Н. Орды предлагают ещё ряд разнообразных услуг для посетителей, таких как:
– Групповая детская экскурсия.
– Групповая экскурсия для взрослых.
– Проведение групповых музейно-педагогических занятий.
– Проведение культурно-массовых мероприятий.
– Проведение торжественной регистрации брака.
– Фотосессия для молодоженов.
В музее Н. Орды планируется построить целый туристический комплекс. Сейчас активно ведется работа по восстановлению родового дома-имения Орды в урочище Красный двор. Уже возведен деревянный сруб интересной архитектурной формы, который в перспективе представит аналог усадьбы известного исторического рода [44].
Важно отметить, что во всем мире доля доходов музеев и галерей от продажи билетов, товаров и услуг потребителям, как правило, невелика. Тем не менее, маркетинговая ориентация «на потребителя» является ведущей для современных музеев, так как потребители музейных услуг оплачивают сопутствующие товары, питание, проезд. Значит, финансовые ресурсы поступают в другие экономические субъекты региона, способствуя его развитию. Таким образом, «прямая» и «опосредованная» формы некоммерческого маркетинга тесно взаимосвязаны: чем выше популярность музея, социальная значимость его миссии, общественная привлекательность музейных программ и проектов, тем больше возможностей притягивать деньги из «внешних» источников [7, с. 64].
В музее очень важную роль играет реклама. Она срабатывает не только в качестве непосредственного стимула посещения (увидел рекламу - пошел в музей), но и на этапе последействия, когда мы формируем свои впечатления от похода в музей не только посещением самой экспозиции, но и учитываем впечатления от рекламы обслуживания и т.д. Долговременный эффект музейной рекламы, способствующей формированию имиджа музея, является не менее (если не более) важным, чем ее сиюминутный эффект.
На сегодняшний день реклама музея Н. Орды в д. Вороцевичи ограничивается анонсами предстоящих выставок в периодических изданиях. Реклама самого музея представлена на официальном сайте учреждения, на сайте районного исполнительного комитета [38]. Для создания максимально эффективной рекламы необходимо более широкое освещение ее в СМИ и по телевидению. Телевидение до сих пор остается важным каналом информирования. Люди останавливают свое внимание на новостных репортажах, рассказывающих о новых экспозициях. В таких обзорах можно увидеть выставку изнутри своими глазами, и это привлекательно для зрителей, несомненно, вызывает заинтересованность людей. Большинство людей не ходит в музеи из-за того, что не знают о тех выставках, которые в них проходят.
Роль СМИ в формировании образа музея у его потенциальных посетителей очень велика. И чем больше говорят, показывают и пишут о музеях, тем более позитивный образ складывается у людей о них. Потому что очень плохо, когда о музее ничего неизвестно, о нём нет никакой информации. Это может привести к тому, что скоро такой музей вообще перестанут посещать, и он просто превратится в место «для хранения собранных сокровищ». Развитие маркетинговых стратегий привело к переходу от массового к целевому маркетингу. Для массового маркетинга характерно использование однотипного предложения, без учета специфики потребностей отдельных групп потребителей. Усиление конкуренции привело к переориентации на целевой маркетинг – концентрации усилий музейных организаций на создании специального предложения для нескольких групп аудиторий [37, с. 63].
Сейчас, музеи выполняют разнообразные функции: образовательную, воспитательную, информационную, так же происходит повышение роли музеев в организации досуга людей и эмоциональной разрядке.
Для создания известного музея, который будут посещать как жители нашей страны, так и иностранные граждане, необходимо формировать более привлекательные для посетителей экспозиции. Сделать это возможно путем воссоздания в них интерьеров, помещения в них действующих моделей и различных технических средств – звукового сопровождения, киноэкранов, мониторов, компьютеров, а также в использовании театрализованных форм работы с посетителем, музейных концертов, праздников, балов. Также важно создать инфраструктуру, чтобы посещать учреждения культуры было доступно и комфортно.