Особенности организации работы в библиотечном учреждении по профилактике экстремизма в подростковой среде




Работа библиотек

По профилактике

Экстремизма и терроризма

 

Методическая консультация в помощь библиотечным работникам

при организации и проведении мероприятий,

посвященных профилактике экстремизма и терроризма

 

Кунгурский муниципальный район, 2016 год

 

ББК

 

 

Материал подготовлен отделом методической и библиографической работы муниципального бюджетного учреждения «Межпоселенческая центральная библиотека» Кунгурского муниципального района; сост. О.В. Зуева; отв. За выпуск А.А. Шемелина. – Кунгурский район [б.и.], 2016. - ___с.

 

 

Отв. за выпуск Шемелина А.А., директор

МБУК «Межпоселенческая центральная

библиотека»

 

 

Составитель: Зуева О.В., методист по

работе с детьми, подростками и молодежью

МБУК «Межпоселенческая центральная

библиотека»

 

Компьютерный набор и дизайн:

методист Кузнецова Н.В.

МБУК «Межпоселенческая центральная

библиотека»

 

Терроризм и экстремизм

Терроризм и экстремизм - это исключительно большая опасность, способная расшатать любое, даже самое стабильное и благополучное, общество.

 

Одним из ключевых направлений борьбы с террористическими и экстремистскими проявлениями в общественной среде выступает их профилактика. Особенно важно проведение такой профилактической работы в среде молодежи, так как именно указанная среда является одной из наиболее уязвимых в плане подверженности негативному влиянию разнообразных антисоциальных и криминальных групп. Социальная и материальная незащищенность молодежи, частый максимализм в оценках и суждениях, психологическая незрелость, значительная зависимость от чужого мнения - вот только некоторые из причин, позволяющих говорить о возможности легкого распространения радикальных идей среди чеченской молодежи.

 

Явление экстремизма и терроризма хорошо знакомо истории человечества. До недавнего времени оно интересовало ограниченное количество людей нашей планеты. Однако, после ряда экстремистских и террористических актов в России и других странах мира, оно стало актуальным, требующим к себе пристального внимания, так как круг стран и народов, вовлеченных в эту проблему, исчисляется миллионами людей разных культур, рас, религий. Экстремизм стал новой реальностью нашей жизни с конца XX века. Мир и Россия оказались не готовы к этой реальности.

Хотим мы того или нет, но в современных социальных условиях молодежь России выступает потенциальным резервом экстремизма и терроризма, а не только высоких порывов души и благородных поступков.

Экстремизм и терроризм являются преградой развития как общества, так и личности, а потому, по отношению к его явлениям, необходима постоянная профилактика и сдерживание.

Таким образом, учитывая актуальность проблемы, возникает необходимость реализации целостной профилактической системы, целью которой является создание условий для формирования у подростков устойчивых жизненных установок.

 

Настоящие методические рекомендации предложены в помощь библиотечным работникам при организации и проведении мероприятий, посвященных профилактике экстремизма и терроризма.

Экстремизм – это приверженность крайним взглядам и в особенности мерам. Среди таких мер отмечают провокацию беспорядков, гражданское неповиновение, террористические акции, методы партизанской войны. В качестве теоретико-идеологического обоснования экстремизма выступает комплекс радикальных идейных установок и воззрений, оправдывающих применение насилия в различной форме для достижения преимущественно политических целей. Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения. Идеология экстремизма отрицает инакомыслие, жестко утверждает собственную систему политических и религиозных взглядов. От своих сторонников экстремисты требуют слепого повиновения и исполнения любых, даже самых абсурдных приказов и инструкций. Аргументация экстремизма обращена не к разуму, а к предрассудкам и чувствам людей.

 

Терроризм – это крайняя мера, с помощью которой отдельные лица или политические партии пытаются добиться осуществления своих требований, зачастую чуждых демократическому обществу. Всегда такие меры сопровождаются насилием, касающиеся жизней мирного населения.

 

 

Экстремизм и терроризм в любых формах своих проявлений превратились в одну из самых опасных проблем современности, и представляет реальную угрозу национальной безопасности страны: похищение людей, захват заложников, взрывы бомб в государственных учреждениях и общественных местах и т.д. Поэтому проблема противодействия терроризму и экстремизму – это одна из наиболее важных задач обеспечения безопасности на государственном уровне.

 

Терроризм и экстремизм как способ достижения целей в политической борьбе посредством физического насилия и морально-психологического устрашения известен с момента зарождения человеческой цивилизации. Однако сегодня терроризм и экстремизм превратились в одну из опаснейших глобальных проблем современности, серьезную угрозу безопасности всего мирового сообщества. Мировой и отечественный опыт антитеррористической борьбы говорит о том, что для успеха в противостоянии этому злу необходимо деятельное участие всего общества.

 

Требуется понимание, доверие и всесторонняя поддержка мер безопасности, предпринимаемых правоохранительными органами для предупреждения террористических актов. Каждому гражданину необходимо обладать антитеррористическими знаниями и навыками обеспечения личной и общественной безопасности.

Особенности организации работы в библиотечном учреждении по профилактике экстремизма в подростковой среде

Организация работы в публичных библиотеках по профилактике экстремизма и терроризма как и любая профилактическая работа в библиотеке должна начинаться с анализа исходной ситуации.

Для этого проводятся социологическое исследование, анкетирование, интервью и другие способы опроса читателей с целью выяснения наличия либо отсутствия проблемы, ее глубины, актуальности, осведомленности по данной теме и т.п.

Следующим этапом организации профилактической работы в библиотеке является планирование деятельности с читателями по трем направлениям:

1. Информационно-просветительская деятельность – деятельность, направленная на пропаганду знаний социального и психологического характера среди всех читателей.

2. Интерактивная деятельность – деятельность, которая построена в режиме активного общения и ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого читателя задач.

3. Альтернативная деятельность – деятельность, организованная в свободное время и направленная на развитие позитивной активности всех читателей и не упоминает впрямую данное социальное явление.

 

Грамотно спланированные и организованные на высоком уровне мероприятия позволяют:

• укоренить дух нетерпимости к агрессии, насилию, межнациональной розни;

• выработать умения решать конфликты ненасильственным путем;

• выработать терпимое, доброжелательное отношение к людям, независимо от их национальности, вероисповедания, социальной принадлежности, вкусов и интересов;

• воспитывать понимание недопустимости экстремистских настроений, так как они ведут к терроризму, локальным войнам и расколу общества, противостояние в котором может привести к непоправимым последствиям;

• воспитывать навыки понимания красоты и мудрости национальных обрядов посредством изучения культурологических традиций, уклада жизни, особенностей разных народов.

Таким образом, данные мероприятия помогут снизить тот негативный эффект, который испытывает общество и государство в связи с проявлениями экстремизма. Ведь от того, как эффективно публичные библиотеки будут строить профилактическую работу, во многом зависит будущее России.

На заключительном этапе организации профилактической работы в библиотеке осуществляется мониторинг эффективности, как самих мероприятий, так и результатов профилактической деятельности с целью внесения необходимых коррективов в планирование работы на следующий период.

Условиями эффективной профилактики в библиотеках являются: организация ранней профилактики, ее системность и целенаправленность; сочетание индивидуальных форм работы и комплексного подхода к проведению воспитательных и профилактических мер; непрерывность процесса профилактической деятельности; направленность на всех читателей. В современных условиях наиболее эффективным является использование интерактивных методов – например, модели открытого обсуждения, развивающей в детях умение спорить, дискутировать и решать конфликты мирным путем. Это могут быть тренинговые занятия, деловые игры, диспуты, дискуссии, классные часы, проблемные семинары, семинары-практикумы, конференции, творческие лаборатории, ролевое моделирование, конкурсы творческих работ, волонтерское

движение и т.п.

Таким образом, с целью эффективной профилактики экстремизма и терроризма необходимо использовать самые разнообразные формы учебных и игровых занятий, которые предполагают создание условий для:

 

• формирования ориентации читателей на ценности ненасилия, толерантности, справедливости, законности как нравственную основу поведения в социальных конфликтах и как принцип их конструктивного разрешения;

 

• развития критического мышления, навыков групповой работы, формирования умения вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;

 

• воспитания терпимости к чужому мнению; формирования коммуникативных связей в семье, в социуме;

 

• формирования системы нравственных ценностей на основе распространения этнокультурных традиций всех читателей;

 

• формирования позитивной «Я-концепции» у читателей по выработке у них адекватной самооценки.

 

Для успешного противостояния экстремизму и терроризму, их профилактике в обществе необходимо знать и понимать преступную сущность этих явлений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: