Кузьмина Ксения ЮР-13БВВ




КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ «ОСНОВЫОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА»

1. КОМПЛЕКСНОЕ ПОНЯТИЕ «КУЛЬТУРА РЕЧИ» ВКЛЮЧАЕТ:

2. сведения о русском языке; его правилах и культуре поведения

3. сведения о языковой норме; знания о коммуникативных правилах речевого поведения; умения осуществлять разные виды речевой деятельности.

4. знания о культуре языковой практики и умения осуществлять разные виды речевой деятельности.

 

На мой взгляд, первое определение понятия «культура речи» является неполным, поскольку не отражает сведения о языковой норме. Данное определение больше подходит понятию «русский язык». Согласно словарю методических терминов и понятий Э. Г. Азимова, А. Н. Щукина, «КУЛЬТУРА РЕЧИ. 1. Владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме. 2. Область языкознания, занимающаяся проблемами нормализации речи, разрабатывающая рекомендации по умелому пользованию языком. К. р. содержит в себе, таким образом, три компонента: нормативный, этический (связан с этикой общения) и коммуникативный». Третье понятие «культура речи - знания о культуре языковой практики и умения осуществлять разные виды речевой деятельности» также является неполным, поскольку отражает только два аспекта определения – нормативный и этический. Таким образом, комплексное понятие звучит следующим образом: «культура речи - сведения о языковой норме; знания о коммуникативных правилах речевого поведения; умения осуществлять разные виды речевой деятельности».

 

2.ИСПРАВЬТЕ ОШИБКИ В СЛЕДУЮЩИХ СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ:

СвобОдная вакАнсия; рекомендовать джИнсовую ткань; обнаружить в каталОге; командированный прибыл на место; поступить по окончании курсов; иметь значение при выборе результата; решающий пенальти; отзыв о работе; характеристика на сотрудника; около трехсот участников; более двухсот договОров; преодолеть языковОй барьер; подготовить экспЕртное заключение; ходАтайствовать о принятии поправок.

3.. Объясните лексическое значение выделенного слова и составьте возможные словосочетания:

Амбиция – обоснованная, политическая, нравственная, поступать ради, выйти из, выпячивать.

Альянс – политический, вялый, фрагментарный, кавалерии и пехоты, выгодный, тройственный.

Диаспора – создать, армянская, цыганская, возвращаться из.

Коллизия – надуманная, напряженная, запутанная, жалкая, забавная.

Коррупция – обсудить, бороться с, открыть дорогу, предприятий, экономическая, охватившая все, тотальная, обвинить в.

Визуальный – осмотр, рассматривание, исследование, информация, приближение, ряд.

Тариф – таможенный, дорожный, оплата без, завышенный.

Амбиция - обострённое самолюбие, чрезмерное самомнение; претензии, притязания на что-либо. Обоснованная амбиция; политическая амбиция; нравственная амбиция; поступать ради амбиций; выйти из амбиций; выпячивать амбиции.

Альянс - союз, объединение политических партий, экономических групп и т.п. для достижения каких-либо общих целей. Политический альянс; вялый альянс; фрагментарный альянс; альянс кавалерии и пехоты; выгодный альянс; тройственный альянс.

Диаспора - религиозная и этническая группа, живущая в новых для себя районах на положении национально-культурных меньшинств. Создать диаспору; армянская диаспора; цыганская диаспора; возвращаться из диаспоры.

Коллизия - столкновение противоположных взглядов, стремлений, интересов. Надуманная коллизия; напряженная коллизия; запутанная коллизия; жалкая коллизия; забавная коллизия.

Коррупция - подкуп взятками, продажность должностных лиц и политиков. Обсудить коррупцию; бороться с коррупцией; открыть дорогу коррупции; коррупция предприятий; экономическая коррупция; охватившая все коррупция; тотальная коррупция; обвинить в коррупции.

Визуальный - воспринимаемый зрительно (невооружённым глазом или с помощью оптического прибора). Визуальный осмотр; визуальное рассматривание; визуальное исследование; визуальная информация; визуальное приближение; визуальный ряд.

Тариф - официально установленный размер или система размеров стоимости, оплаты, обложения чего-либо. Таможенный тариф; дорожный тариф; оплата без тарифа; завышенный тариф.

4. РАБОТА С ТЕКСТОМ.

− Внимательно прочитайте представленные для анализа тексты.

Выберите текст для аналитической работы.

 

Проведите риторический анализ текста:

− Определите основные топы (составляющие предметного плана текста).

− Определите авторскую задачу.

− Какой целевой аудитории он может быть адресован?

− Какие тропы (выразительные средства) и какие фигуры речи использует автор текста?

− Определите, к какому типу речи относится текст тип речи.

− Составьте тезисный план текста.

Придумайте заголовок к данному тексту

 

Текст 1

Каждому человеку совершенно необходимо уметь нравиться, но искусством этим овладеть нелегко. Вряд ли его можно свести к определенным правилам, и твой собственный здравый смысл и наблюдательность подскажут тебе больше, нежели мои советы.

Относись к другим так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе, – вот самый верный способ нравиться людям, какой только я знаю. Внимательно подмечай, какие черты тебе нравятся в людях, и очень может быть, что-то же самое в тебе понравится и другим. Если тебе приятно, когда люди внимательны и чутки к твоему настроению, вкусам и слабостям, можешь быть уверен, что внимательность и чуткость, которые ты в подобных же случаях выкажешь другим, будут им также приятны.

Сообразуйся с тоном, господствующим в обществе, и не старайся задать ему свой. Будь серьезен, весел, даже легкомыслен, шути – в зависимости от того, какое будет в эту минуту настроение у всей компании. Именно так каждый отдельный человек должен вести себя по отношению к обществу, окружающему его. Не надо докучать собравшимся, рассказывая какие-нибудь истории, это – самое нудное и неприятное, что только может быть. Если ты случайно знаешь какой-нибудь очень коротенький рассказ, имеющий прямое отношение к предмету, о котором в данную минуту идет речь, расскажи его как можно короче.

Прежде всего, избавься от привычки говорить о себе и не вздумай занимать своих собеседников собственными волнениями или какими-либо личными делами; как они ни интересны тебе, всем остальным слушать о них утомительно и скучно. Кроме того, надо уметь молчать вообще обо всем, что имеет значение лишь для тебя одного. Какого бы ты сам ни был мнения о своих достоинствах, не выставляй их напоказ в обществе... Если это подлинные достоинства, люди о них неминуемо узнают и без тебя.

Никогда не доказывай своего мнения громко и с жаром, даже если в душе ты убежден в своей правоте и твердо знаешь, что иначе и быть не может. Выскажи его скромно и спокойно, ибо это единственный способ убедить. Если же тебе не удается это сделать, попытайся попросту перевести разговор на другую тему.

По Ф. Честерфильду

 

Основные топы:

1. тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать или опровергнуть:

«Каждому человеку совершенно необходимо уметь нравиться, но искусством этим овладеть нелегко»;

2. обоснование высказанной мысли, доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами: «Будь серьезен, весел, даже легкомыслен, шути – в зависимости от того, какое будет в эту минуту настроение у всей компании. …Прежде всего, избавься от привычки говорить о себе и не вздумай занимать своих собеседников собственными волнениями или какими-либо личными делами; как они ни интересны тебе, всем остальным слушать о них утомительно и скучно»

 

Авторская задача – доказать и убедить читателя в главной мысли текста: «Каждому человеку совершенно необходимо уметь нравиться, но искусством этим овладеть нелегко».

 

На мой взгляд, целевая аудитория данного рассуждения от 18 лет.

 

Автор использует следующие выразительные средства:

1. антитеза – «Будь серьезен, весел… Не надо докучать…»

2. параллелизм – «Не надо докучать… Никогда не доказывай…»

 

Тип речи – рассуждение, поскольку есть тезис «Каждому человеку совершенно необходимо уметь нравиться, но искусством этим овладеть нелегко» и обоснование мысли «Будь серьезен, весел, даже легкомыслен, шути – в зависимости от того, какое будет в эту минуту настроение у всей компании. …Прежде всего, избавься от привычки говорить о себе и не вздумай занимать своих собеседников собственными волнениями или какими-либо личными делами; как они ни интересны тебе, всем остальным слушать о них утомительно и скучно»

 

Тезисный план:

1. искусством нравится овладеть нелегко;

2. относись к другим так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе;

3. в кампании веди себя в зависимости от того, какое будет в эту минуту настроение у всей компании;

4. Какого бы ты сам ни был мнения о своих достоинствах, не выставляй их напоказ в обществе...

5. Выскажи свое мнение скромно и спокойно, ибо это единственный способ убедить.

 

На мой взгляд, заголовок текста может звучать так: «Как добиться успеха в обществе» или «Как научиться нравиться».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: