ПЛАНЫПРАКТИЧЕСКИХ, СЕМИНАРСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ «ПСИХОДИАГНОСТИКА»
Семинары:
Семинарское занятие 1. Психологическая диагностика как отрасль научной психологии и практики
Цель: систематизация знаний студентов по характеристике психодиагностики как научной отрасли и области практической деятельности психолога.
Вопросы для обсуждения
1. Предпосылки развития психодиагностического знания.
2. Становление психодиагностики в России.
3. Развитие психодиагностики в 20-м веке.
4. Проблемы и перспективы развития психологической диагностики.
Форма отчетности: тематические сообщения, тестовый контроль.
Литература
1. Акимова М.К. Психологическая диагностика. – Электронный ресурс библиотеки СГГУ.
2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2005. – 351 с.; С. 12 – 95.
3. Гуревич К.М., Горбачева Е.И. Проблемы развития современной психологической диагностики // Вопросы психологии.–2006. – №5. – С.14-22.
4. Психологическая диагностика: Учебник для вузов /Под ред. М.К.Акимовой, К.М.Гуревича. – СПб.: Питер, 2008. – 652 с.; С. 514-520.
Семинарское занятие 2. Диагностика интеллекта
Цель: получение сведений о специфике психодиагностического исследования интеллекта.
Вопросы для обсуждения:
1. Психологическое содержание понятия интеллекта.
2. Модели измерения интеллекта.
3. Тесты интеллекта.
4. Особенности измерения уровня интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
5. Особенности измерения интеллекта в школе.
6. Психодиагностика интеллекта взрослых людей.
Форма отчетности: тематические сообщения.
Литература
1. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003. – С. 177 – 196.
2. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования – СПб.: Питер, 2002. – 272 с.
3.Психологическая диагностика: Учебник для вузов /Под ред. М.К.Акимовой, К.М.Гуревича. – СПб.: Питер, 2008. – 652 с.; С. 106 – 157.
4.Талызина С.Ф. Новые подходы к психодиагностике интеллекта //Вестник МГУ.Серия Психология. – 1998. - №2. –С.8-13.
5. Чароян А.С. Онтогенетические аспекты интеллектуального развития// Психологический журнал. – 2003. - №3. - С.52-54
6. Уорнер Шай. Интеллектуальной развитие взрослых// Психологический журнал. – 1998. – № 6.
Семинарское занятие 3.Диагностика творческих способностей
Цель: систематизация и обобщение знаний по подходам и методам диагностики творческих способностей.
Вопросы для обсуждения:
1. Соотношение понятий: творчество, творческие способности, креативность.
2. Понятие одаренности и методы ее выявления.
3. Тесты креативности.
4. Понятие интеллектуальной инициативы и личностной креативности.
Литература
1. Анастази А. Психологическое тестирование: в 2 кн. – М. 2002, кн.2. – С.57 – 97.
2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих спсобностей. – М., 2002.
3. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. М.: Академия, 1996. – 224 с.
4. Матюшкин А.М., Сиск Д.А. Одаренные и талантливые дети//Вопросы психологии. – 1988. -№4– С. 88-97;
5. Одаренные дети/Под ред. Г.В.Бурменской и В.М.Слуцкого. – М., 1991.
6. Пономарев Я.А. Исследование творческого потенциала человека//Психологический журнал. – 1991. – Т.12. №1. – С.3-12.
7. Психология одаренности: от теории к практике/Под ред. Д.В.Ушакова. – М.,2000.
8. Психологическая диагностика: Учебник для вузов /Под ред. М.К.Акимовой, К.М.Гуревича. – СПб.: Питер, 2008. – 652 с.; С. 167 – 211.
Самостоятельные работы:
Самостоятельная работа 1. Психологическая диагностика как отрасль научной психологии и практики
Цель: формирование навыков работы со специальной литературой.
Задание: составить опорный план-конспект по теме: «Содержание понятия психологического теста. Виды тестов по форме и содержанию. Номотетические и идиографические тесты».
Форма отчетности: конспект, контрольный тест.
Литература
1. Белова О.В.Общая психодиагностика//Электронный ресурс библиотеки СГГУ. С. 7-17.
2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2005. – 351 с.; С. 112 – 124.
3. Психологическая диагностика: Учебник для вузов /Под ред. М.К.Акимовой, К.М.Гуревича. – СПб.: Питер, 2008. – 652 с.; С. 55-66.
4. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 3 ч. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Ч. 1.
Самостоятельная работа 2. Исторический очерк развития психодиагностики в зарубежной и отечественной психологии.
Цель: систематизация знаний студентов по истории психодиагностики.
Задание: проанализировать литературу, составить хронологическую таблицу основных этапов становления и развития психодиагностики. В таблице отразить период (этап), научные достижения, персоналии.
Форма отчетности – конспект (хронологическая таблица), контрольный тест.
Литература
1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2003. – С.48 – 62.
2. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб, Изд-во «Речь», 2002. – 440 с.
3. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2005. – 351 с.
4. Психологическая диагностика: Учебник для вузов /Под ред. М.К.Акимовой, К.М.Гуревича. – СПб.: Питер, 2008. – 652 с.; С. 42 – 77.
5. Шевандрин Н.И. Основы психодиагностики. – М.: Владос, 2003. – Ч. 1.
6. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. Москва, Ростов-на Дону: Феникс, 1996. – 544с.