ЛЕКЦИЯ 6. Работа психолога в образовании
1. Организация психологической службы в образовании;
2. Задачи и направления практического психолога в образовании.
Рефераты:
1. Организация психологического кабинета практического психолога
2. Документация школьного психолога
3. Песочная терапия в деятельности детского психолога
Литература:
1. Самоукина Н.В. Первые шаги школьного психолога
2. Битянова М. Психолог в начальной школе
3. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога
4. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология
5. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога
6. Овчарова Р.В. Психолог в начальной школе
7. Журнал «Вестник практической психологии образования»
Организация психологической службы в образовании
Педагогическая психология начала развиваться в 19 в., сближаясь со школьной педагогикой.
В 20 в. Была осознана необходимость работы психологов в пед.сфере. Сначала работу психологов выполняли педагоги, но постепенно психологи стали вводиться в штат.
В 1988 г. вышло постановление Государственного комитета СССР по образованию о введении ставки школьного психолога во все учебно-воспитательные учреждения страны. Это стало правовой основой деятельности школьного практического психолога, определило его; социальный статус, права и обязанности.
В нашей стране психологическая служба в образовании представляет собой единую систему, состоящую из трех основных звеньев:
1. детский практический психолог, работающий в конкретном учебно-воспитательном заведении (детском саду, школе, детском доме, школе-интернате, професионалъно-техническом училище, техникуме);
|
2. психологический кабинет районного управления народного образования (или городское или областное управление народного образования);
3. центр психологической службы народного образования,
В зависимости от административной подчиненности и организационной структуры психологическая служба может иметь разный статус
1)психолог или группа психологов, работающих в детском саду, детском доме, интернате, школе, лицее, гимназии, профессионально-техническом училище, техникуме, колледже под административным
руководством этого учебного заведения;
2)психолог или группа психологов, работающих под административным руководством городского или районного департамента (или управления) образования и обслуживающая несколько учебных заведений;
3)консультационный психологический центр, работающий под административным руководством городского, районного или областного департамента (управления) образования как самостоятельное подразделение (например, психолого-педагогическая консультация) или в составе внешкольного учреждения (например, медико-психолого-педагогическая комиссия, центр социальной, педагогической, медицинской и психологической помощи семье и детям);
4)психолог или группа психологов, работающих как научно-методический центр или кабинет в составе управления городского, районного, областного или государственного департамента (или управления) образования и под его административным руководством.
1. Задачи и направления практического психолога в образовании.
задачи, которые может решать практический психолог, работая в школе:
|
1) выявлять психологическую готовность детей к школьному обучению, совместно с учителем намечать программу адаптации их к школе;
2) разрабатывать и осуществлять совместно с учителями и родителями развивающие программы с учетом индивидуальных особенностей детей — интересов, способностей, склонностей, чувств, увлечений, жизненных планов, — а также задач развития на каждом возрастном этапе;
3) держать под особым контролем переходные, переломные момент в жизни школьников;
4) осуществлять диагностическую и коррекционную работу с неуспевающими и недисциплинированными школьниками;
5) диагностировать интеллектуальные, эмоциональные, волевые или личностные особенности учащихся, создающие трудности в процессе обучения и воспитания, помогать в их коррекции;
6) способствовать созданию благоприятного психологического климата, выявлять и устранять причины нарушений межличностных отношений учащихся с учителем, со сверстниками, с родителями и другими людьми;
7) консультировать администрацию школы, учителей, родителей по психологическим проблемам обучения и воспитания детей, по вопросам развития их внимания, памяти, мышления, характера, способностей;
8) проводить индивидуальные и групповые консультации учащихся по вопросам, связанным с учебной деятельностью, самовоспитанием, самоопределением, по проблемам взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;
9) активно участвовать в профориентационной работе (Рабочая книга школьного психолога, 1991, с. 18; Кала, Раудик, 1986, с. 12).
|
Направления деятельности:
1. Психологическое просвещени е Формы психологического просвещения могут быть разными: лекции, беседы, семинары, подбор литературы, уроки психологии.
2. Психологическая профилактика. Профилактика — это совокупность предупредительных мероприятий. Психологическая профилактика — это работа психолога, направленная на предупреждение возникновения каких-либо трудностей, проблем в жизни детей,
3. Психологаческое консультирование. Психологическая консультация предназначена для того, чтобы помочь человеку самому решить возникшую проблему. Консультации школьным психологом проводятся для воспитателей, учителей, учащихся, родителей, администрации образовательного учреждения. Они могут быть индивидуальными или групповыми.
4. Психологическая диагностика - это определение особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических качеств, соответствия уровня развития умений, навыков, личностных качеств возрастным нормам; выявление психологических причин трудностей в обучении и воспитании отдельных детей. Задача психодиагностики — получить информацию об индивидуально-психологических особен-тях детей, которая была бы полезна им самим и тем, кто с ними работает, — учителям, воспитателям, родителям. Средствами психологической диагностики могут быть наблюдение, беседа, психологическое тестирование. Частой ошибкой недостаточно квалифицированных психологов является чрезмерное увлечение психологическими тестами и пренебрежение другими методами психодиагностики.
5. Психологическая коррекция и развитие ребенка. Это работа по устранению отклонений в психическом развитии учащегося, формированию его способностей и личности. Программы коррекции и развития обычно включают психологическую и педагогическую части. Психологическая часть планируется и осуществляется школьным психологом. Педагогическая часть составляется на основе психологических рекомендаций совместно психологом и учителем, воспитателем, родителями и выполняется педагогами и родителями с помощью школьного психолога. Коррекционная работа школьного психолога с детьми нередко стакивается с медико-психо-логопедагогическими проблемами. Многие из них требуют психотерапевтической работы с семьей и детьми (Спиваковская, 1999а, 1999б). Поэтому актуальным для школьной практики оказывается участие клинических психологов.