Практические задания для контрольной работы




ПРАВОВЕДЕНИЕ

 

Методические указания для написания контрольной работы

обучающихся заочной формы обучения всех направлений подготовки

 

 

 

 

Тюмень, 2017

УДК 340

Составители: Набиуллина В.Р.

Правоведение. Методические указания для написания контрольной работы для обучающихся заочной формы обучения всех направлений подготовки / В.Р. Набиуллина. Государственный аграрный университет Северного Зауралья.- Тюмень: Изд-во ФГБОУ ВО ГАУ СЗ, 2017. - 24 с.

 

Рассмотрено на заседании кафедры техносферной безопасности ___________2017 года, протокол № ____.

 

 

В методических указаниях приведены требования к оформлению, содержанию контрольных работ, перечень заданий, вопросы к зачету.

Утверждено на заседании методического совета МТИ

______________ 2017 г., протокол №__________

Председатель методсовета МТИ ___________________

Рецензент:

 

© ФГБОУ ВО ГАУ СЗ, 2017

Введение

 

Важным элементом при изучении дисциплины «Правоведение» является выполнение предусмотренной учебным планом контрольной работы, в которой должно проявиться качество самостоятельной работы обучающихся в объеме, установленной программой.

По дисциплине «Правоведение» обучающихся выполняют одну контрольную работу, включающую ответы на один теоретический вопрос, одно практическое задание и решение одной ситуационной задачи. В процессе выполнения контрольной работы можно выделить следующие этапы:

1. Изучение литературы и законодательства по варианту контрольной работы.

2. Составление плана работы.

3. Написание работы.

4. Окончательное выполнение контрольной работы для отправки ее на рецензирование.

Цель контрольной работы состоит в том, чтобы проверить, как научился обучающийся пользоваться основной и дополнительной литературой, нормативным материалом.

 

Требования к оформлению

Контрольная работа должна иметь четкую структуру:

1) титульный лист (Приложение А);

2) содержание (Приложение Б);

3) задание № 1;

4) задание № 2;

5) задание № 3;

6) список литературы (Приложение В).

Оформление: шрифт черный, 14 кегль, Times New Roman. Поля: слева, сверху, снизу – 25, справа –15 мм. Абзацный отступ – 1,25 мм, междустрочный интервал - 1,5.

Нумерация страниц сквозная (включая титульный лист и приложения). Страницы нумеруются арабскими цифрами в центре нижней части страницы без точки, на титульнике номер страницы не указывается. Объем контрольной работы – 15-20 страниц компьютерного текста.

Если текст подразделяется только на пункты, то они нумеруются порядковыми номерами в пределах всего текстового документа. Если раздел или подраздел имеет только один пункт или пункт имеет один подпункт, то нумеровать его не следует. Заголовки следует печатать с абзацного отступа строчными буквами (кроме первой прописной). Переносы слов в заголовках не допускаются. Точка в конце заголовка не ставится. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Каждый раздел текстового документа рекомендуется начинать с новой страницы.

Содержание документа и порядок расположения разделов должны соответствовать заданию на выполнение работы. После номера раздела, подраздела, пункта и подпункта в тексте точку не ставят. Названные в содержании разделы должны быть отражены в тексте. Введение, заключение и список литературы не нумеруются.

 

Требования к содержанию

Контрольная работа выполняется обучающимся в процессе самостоятельной работы по одному из вариантов. Номер варианта контрольного задания выбирается по предпоследней и последней цифрам зачетной книжки.

1. Тема должна соответствовать содержанию.

2. Все разделы работы подчинены раскрытию темы.

3. Список литературы должен быть не ранее 2012 года, в качестве дополнительной литературы возможно использовать литературу ранее 2012 года.

При подготовке теоретического вопроса контрольной работы обучающийся изучает как учебную литературу, так и статьи в научных журналах. В заключении необходимы выводы. Текст данной части контрольной работы не должен превышать 10 страниц. Совершенно недопустимо механическое переписывание абзацев или даже страниц из учебника, брошюры или статей периодической печати. Попытки подобного рода приводят, как правило, к непоследовательному изложению материала. Такое выполнение контрольной работы свидетельствует о стремлении автора пойти по наиболее легкому пути, нежелании думать, усвоить прочитанный материал и изложить его самостоятельно.

Излагая ответ на теоретический вопрос контрольной работы, необходимо тесно увязать его с конкретным законодательным материалом, подкрепляя ссылками на правовые акты. Не следует злоупотреблять большим количеством цитат, не допускаются пропуски или извращения отдельных слов, предложений, изменений пунктуации; обязательны точные указания источников. При этом следует указывать не только полное наименование акта, но и дату его принятия соответствующим органом государства.

Решение задач должно помочь учащимся критически оценивать предлагаемую к разбору ситуацию. Задачи, составлены на основе конкретных судебных и арбитражных дел. Текст каждой задачи – это набор определенных жизненных фактов, к которым обучающийся должен подобрать конкретную правовую норму и сделать вывод о том, какое решение вопроса соответствует закону. Решение задач должно быть мотивированным и содержать ссылку на соответствующий нормативный акт (номер пункта или статьи), на котором основывается решение.

Для примера предлагается порядок решения задачи:

Условие. Супруги Хомяковы состояли в браке 15 лет. За время совместной жизни они приобрели дачу, мебельный гарнитур, автомобиль, пианино. Кроме того, у жены был дом в деревне, полученный ею в период брака в порядке наследования, а муж в период брака получил в подарок от отца компьютер. Хомякова обратилась в суд с заявлением о разводе и разделе имущества. При разделе имущества она просила отступить от начала равенства долей, поскольку с ней остается проживать несовершеннолетняя дочь. Какое имущество подлежит разделу между супругами? Вправе ли суд отступить от начала равенства долей при разделе имущества между супругами?

Решение. По закону имущество супругов делится на общую совместную собственность супругов и имущество каждого из супругов, т.е. собственность супругов.

Так, в соответствии с п.1 ст. 34 Семейного кодекса РФ (далее СК РФ) имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. «К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и другие). Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства» - п. 2 ст. 34 СК РФ.

Согласно п. 1 ст. 36 СК РФ: «Имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является его собственностью». В соответствии с п. 2 ст. 36 СК РФ: «Вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши, хотя и приобретенные в период брака за счет общих средств супругов, признаются собственностью того супруга, который ими пользовался».

Имущество каждого из супругов может быть признано их совместной собственностью, если будет установлено, что в период брака за счет общего имущества супругов или имущества каждого из супругов либо труда одного из супругов были произведены вложения, значительно увеличивающие стоимость этого имущества (капитальный ремонт, реконструкция, переоборудование и другие) (ст. 37 СК РФ).

Исходя из условия задачи, общей совместной собственностью супругов Хомяковых является: дача, мебельный гарнитур, автомобиль, пианино.

Собственностью супруги является дом в деревне, а собственностью супруга - компьютер.

При разделе общего имущества супругов и определении долей в этом имуществе доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено договором между супругами (п. 1 ст. 39 СК РФ). В соответствии с п. 2 ст. 39 СК РФ: «Суд вправе отступить от начала равенства долей супругов в их общем имуществе исходя из интересов несовершеннолетних детей и (или) исходя из заслуживающего внимания интереса одного из супругов, в частности, в случаях, если другой супруг не получал доходов по неуважительным причинам или расходовал общее имущество супругов в ущерб интересам семьи».

В семье Хомяковых имеется несовершеннолетняя дочь, которая остается с матерью. Поэтому суд может отступить от начала равенства долей (при разделе имущества между супругами), учитывая интересы несовершеннолетней дочери.

При выполнении контрольной работы необходимо обращать внимание на грамотность написания текста, т.к. наличие грамматических ошибок влечет за собой снижение качества контрольной работы.

Контрольная работа по дисциплине «Правоведение» сдаётся в срок, установленный в учебном графике. На обложке указываются инициалы и фамилия автора, шифр, курс, отделение (Приложение А). На 2-й странице – номера и перечень вопросов (Приложение Б). В тексте следует выделять вопросы. В конце контрольной работы помещают список использованной литературы (Приложение В). При использовании учебной литературы указывается фамилия автора, полное название книги, издательство и год ее издания.

При рецензировании контрольной работы учитываются соответствие ответов вопросам и плану, глубина раскрытия вопросов, последовательность изложения материала, степень использования рекомендованной литературы, обоснованность автором работы положений и выводов, достаточность объема, эстетичность оформления, аккуратность и грамотность, правильное выделение структурных частей, наличие ссылок и указатели использованной литературы.

Зачёту не подлежит работа, выполненная не по своему варианту. Зачёту не подлежит также контрольная работа, в которой даны неверные и неполные ответы. Если по тем или иным причинам контрольная работа не будет зачтена, обучающийся должен прочитать рецензию, внимательно изучить все замечания и указания сделанные в ней. С их учетом необходимо вновь по этому же варианту сделать контрольную работу и сдать её вместе с не зачтённой работой на повторное рецензирование.

 

Таблица распределения вопросов и заданий

контрольной работы по вариантам

Предпоследняя цифра шифра Последняя цифра шифра
                   
  1т, 50п, 10з 2т, 49п, 9з 3т, 48п, 8з 4т, 47п, 7з 5т, 46п, 6з 6т, 45п, 5з 7т, 44п, 4з 8т, 43п, 3з 9т, 42п, 2з 10т, 41п, 1з
  11т, 40п, 20з 12т, 39п, 19з 13т, 38п, 18з 14т, 37п, 17з 15т, 36п, 16з 16т, 35п, 15з 17т, 34п, 14з 18т, 33п, 13з 19т, 32п, 12з 20т, 31п, 11з
  21т, 30п, 21з 22т, 29п, 22з 23т, 28п, 23з 24т, 27п, 24з 25т, 26п, 25з 26т, 25п, 26з 27т, 24п, 27з 28т, 23п, 28з 29т, 22п, 29з 30т, 21п, 30з
  31т, 20п, 40з 32т, 19п, 39з 33т, 18п, 38з 34т, 17п, 37з 35т, 16п, 36з 36т, 15п, 35з 37т, 14п, 34з 38т, 13п, 33з 39т, 12п, 32з 40т, 11п, 31з
  41т, 10п, 41з 42т, 9п, 42з 43т, 8п, 43з 44т, 7п, 44з 45т, 6п, 45з 46т, 5п, 46з 47т, 4п, 47з 48т, 3п, 48з 49т, 2п, 49з 50т, 1п, 50з
  50т, 1п, 10з 49т, 2п, 9з 48т, 3п, 8з 47т, 4п, 7з 46т, 5п, 6з 45т, 6п, 5з 44т, 7п, 4з 43т, 8п, 3з 42т, 9п, 2з 41т, 10п, 1з
  40т, 11п, 20з 39т, 12п, 19з 38т, 13п, 18з 37т, 14п, 17з 36т, 15п, 16з 35т, 16п, 15з 34т, 17п, 14з 33т, 18п, 13з 32т, 19п, 12з 31т, 20п, 11з
  30т, 21п, 30з 29т, 22п, 29з 28т, 23п, 28з 27т, 24п, 27з 26т, 25п, 26з 25т, 26п, 25з 24т, 27п, 24з 23т, 28п, 23з 22т, 29п, 22з 21т, 30п, 21з
  20т, 31п, 40з 19т, 32п, 39з 18т, 33п, 38з 17т, 34п, 37з 16т, 35п, 36з 15т, 36п, 35з 14т, 37п, 34з 13т, 38п, 33з 12т, 39п, 32з 11т, 40п, 31з
  10т, 50п, 41з 9т, 49п, 42з 8т, 48п, 43з 7т, 47п, 44з 6т, 46п, 45з 5т, 45п, 46з 4т, 44п, 47з 3т, 43п, 48з 2т, 42п, 49з 1т, 41п, 50з

 

Теоретические вопросы для контрольной работы

1. Социальные нормы: понятие и виды

2. Формы (источники) права.

3. Нормативно-правовой акт, его виды. Действие нормативного акта во времени,

в пространстве и по кругу лиц.

4. Правовая норма, ее признаки. Виды правовых норм.

5. Структура нормы права: гипотеза, диспозиция, санкция. Толкование норм права: виды, способы, результаты.

6. Система права, ее элементы: Отрасль права и правовой институт.

7. Основные отрасли современного российского права.

8. Система права и система законодательства.

9. Понятие правоотношения и основания возникновения правоотношений. Структура правоотношения.

10. Субъекты правоотношений: Правоспособность, дееспособность, деликтоспособность субъектов права.

11. Объекты правоотношений

12. Правомерное поведение и его типы.

13. Правонарушение: понятие, признаки и виды. Состав правонарушения.

14. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

15. Конституция: виды, понятие и содержание.

16. Понятие и признаки государства.

17. Форма государства, ее элементы: форма правления, форма государственного (территориального) устройства, форма политического режима.

18. Правовое государство: понятие и признаки.

19. Основы конституционного строя РФ.

20. Основы правового статуса человека и гражданина в РФ.

21. Понятие гражданства. Права человека и права гражданина.

22. Всеобщая Декларация прав человека.

23. Основы конституционного статуса человека и гражданина в РФ: личные гражданские, политические, социально-экономические права и свободы гражданина в РФ.

24. Обязанности граждан РФ.

25. Юридические механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина.

26. Понятие и виды государственных органов.

27. Принцип разделения властей и его реализация в РФ.

28. Президент РФ – глава государства: порядок выборов, компетенция.

29. Федеральное собрание РФ – законодательная власть.

30. Правительство РФ – высший орган исполнительной власти.

31. Органы исполнительной власти (органы государственного управления).

Должностные лица.

32. Судебная власть РФ. Правосудие и его принципы.

33. Судебная система: структура, звенья, инстанции.

34. Порядок рассмотрения судебных споров. Исковая давность.

35. Понятие правоохранительных органов.

36. Органы внутренних дел: система и компетенция.

37. Адвокатура РФ: понятие и задачи.

38. Прокуратура РФ.

39. Нотариат РФ.

40. Юридическая ответственность: понятие, происхождение и принципы.

41. Личные неимущественные права гражданина.

42. Отличие и взаимосвязь норм обычаев и норм права. Ритуалы, обряды, традиции; их роль в социальной жизни.

43. Механизмы защиты прав человека.

44. Нормативный – правовой акт: понятие и виды. Закон и его место в системе права.

45. Классификация органов государственной власти, их компетенция.

46. Понятие, назначение и функции Конституции РФ.

47. Демократия и её признаки.

48. Исковая давность, ее значение. Сроки исковой давности.

49. Юридические лица: понятие и виды.

50. Понятие физического лица. Правосубъектность физических лиц.


Практические задания для контрольной работы

1. Составьте структурно-логическую схему "Форма государства и ее содержание".

2. Найдите в Конституции РФ статьи, подтверждающие, что Россия является правовым государством.

3. Подготовьте самостоятельно несколько тестов по теме: "Общая характеристика государства".

4. Дайте определение государства и определите соотношение данного понятия с понятием "общество".

5. Составьте кроссворд по теме: "Государство - основные понятия".

6. Составьте структурно-логическую схему "Классификация норм права".

7. Из любых нормативных актов выберите несколько правовых норм и определите, из каких составных частей они состоят.

8. Составьте кроссворд по теме: "Право - основные понятия".

9. Найдите в Конституции РФ статьи, которые касаются вопросов защиты прав и свобод граждан России.

10. Определите вид юридической ответственности:

а) Гражданин Н. был уволен за появление на работе в нетрезвом состоянии.

б) Гражданин Н. должен возместить стоимость испорченной им детали, так как ущерб причинен им в нетрезвом состоянии.

в) За недоставку продукции отдельных видов, входящих в ассортимент, фирма А уплатила фирме Б установленную договором поставки неустойку.

г) Гражданин В. подвергся штрафу за вождение автомобиля в нетрезвом состоянии.

д) За умышленное нанесение легкого телесного повреждения гражданину П. гражданин Д. был лишен свободы на 1 год.

11. Составьте структурно-логическую схему "Система органов исполнительной власти на РФ".

12. Составьте кроссворд по теме: "Виды органов государственной власти".

13. Составьте структурно-логическую схему "Виды юридической ответственности".

14. Составьте структурно-логическую схему "Виды правонарушений".

15. Составьте структурно-логическую схему "Состав правонарушения".

16. Составьте структурно-логическую схему "Правосубъектность физических лиц".

17. Составьте структурно-логическую схему "Формы собственности в РФ".

18. Составьте кроссворд по теме: «Административное право в РФ».

19. Составьте структурно-логическую схему "Система права".

20. Изучите Главу 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя», составьте таблицу «Основы конституционного строя РФ».

21. Изучите Главу 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина», составьте таблицу «Классификация прав и свобод человека и гражданина в РФ».

22. Составьте структурно-логическую схему "Виды юридических лиц".

23. Составьте структурно-логическую схему "Основные отрасли Российского права".

24. Составьте кроссворд по теме: "Гражданское право РФ".

25. Составьте структурно-логическую схему "Система законодательства".

26. Составьте структурно-логическую схему "Происхождение государства".

27. Составьте структурно-логическую схему "Основные теории происхождения государства".

28. Составьте структурно-логическую схему "Признаки государства".

29. Составьте кроссворд по теме "Административное право РФ".

30. Составьте кроссворд по теме: "Семейное право РФ".

31. Составьте структурно-логическую схему "Признаки правового государства".

32. Найдите в Конституции РФ статьи, которые относятся к семейному праву.

33. Составьте структурно-логическую схему "Формы государственного правления".

34. Составьте кроссворд по теме: "Трудовое право РФ".

35. Составьте структурно-логическую схему "Формы территориального устройства государства ".

36. Составьте структурно-логическую схему "Формы государственного режима".

37. Составьте структурно-логическую схему: «Классификация функций государства».

38. Составьте структурно-логическую схему "Происхождение права".

39. Составьте структурно-логическую схему "Основные теории права".

40. Составьте структурно-логическую схему «Признаки права».

41. Составьте структурно-логическую схему "Виды социальных норм".

42. Составьте структурно-логическую схему "Принципы права".

43. Составьте структурно-логическую схему "Функции права".

44. Составьте структурно-логическую схему "Юридическая структура нормы права".

45. Найдите в Конституции РФ статьи, которые относятся к трудовому праву.

46. Найдите в Конституции РФ статьи, которые относятся к уголовному праву.

47. Составьте структурно-логическую схему "Классификация нормативно-правовых актов".

48. Найдите в Конституции РФ статьи, которые регулируют вопросы судебной системы и принципы правосудия.

49. Составьте структурно-логическую схему "Виды законов РФ".

50. Составьте структурно-логическую схему "Источники права".

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: