ЛЕКЦИЯ 8. Психолог в сфере социальных отношений
1. Цели, задачи и направления деятельности практического психолога на предприятии и фирме.
2. Психологическая работа в политике.
3. Работа практического психолога с семьей.
4. Особенности работы психолога в сфере экономики, управления и рекламы.
Цели, задачи и направления деятельности практического психолога на предприятии и фирме.
Практический психолог в организации выполняет несколько функций: исследовательскую (экспертную), консультационную, педагогическую и просветительскую
В соответствии с перечисленными функциями психолог в организации решает следующие задачи.:
I. В сфере работы с персоналом:
- оценка персонала в целях найма, аттестации и перемещения (изучение деловых качеств работников);
- профессиональная ориентация и консультирование;
- социально-психологическое обучение персонала и повышение квалификации сотрудников;
- Ускорение процессов адаптации работников в организации;
- взаимодействие руководителя с подчиненными.
II сфере организации труда:
- аттестация должностей, включенных в штатное расписание (описание должностных обязанностей, составление профес-сиограмм);
- изучение условий труда и организации рабочих мест;
- анализ личности работника в системе организации (изучен отношения к труду, удовлетворенности трудом, мотивации и стимулирования труда).
///. В сфере организационного управления и социального планцм вания:
1) социально-психологическое обеспечение внедрения нововведений и реорганизации;
2) формирование групповых норм и организационной культуру.
3) профилактика и разрешение конфликтов;
4) контроль за состоянием социально-психологического климата в коллективе и его совершенствование;
|
5) создание «команды»;
6) повышение дисциплины труда;
7) лояльность по отношению к организации.
Все перечисленные задачи традиционно решались практическими психологами на отечественных предприятиях {Почебут, Никер, 2000, с. 14-15).
В современной зарубежной психологической литературе отмечаются следующие задачи, которые решают практические психологии на предприятиях и в организациях:
1. Введение нового работника в курс дел в организации. Психолог беседует с новичком об истории фирмы, о его роли в выполня емой работе, знакомит с начальством, традициями организации.
2. Решение вопросов профессионального обучения и повышения квалификации работников. Психолог принимает решение о том, кто и в какой учебе нуждается, чему учить, как учить, как стимулировать и оценивать результаты учебы и ее влияние на эффективность труда.
3. Оценка трудового вклада работников. Психолог осуществляет периодическую оценку труда каждого сотрудника и его соответствие получаемой зарплате. Типичными пунктами оценки являются: а) качество работы; б) количество работы; в) физическая и морально-психологическая надежность сотруД'
ника; г) степень заслуженного доверия; д) склонность к сотрудничеству с администрацией.
4. Разработка средств поддержания дисциплины, эффективных приемов поощрения и наказания сотрудников.
5. Участие в разборе жалоб, посредничество в переговорах рабочйи профсоюзов с администрацией, социально-психологическое обеспечение переговорного процесса в ситуации конфликта
|
- Участие в организации системы коммуникации в организации (выбор и сравнительная оценка различных средств коммуникаций, анализ содержания и доходчивости информации).
- организация предпринимательской пропаганды и рекламы, изучение рыночного спроса (маркетинг).
- улучшение организации труда (уменьшение монотонии, созданиё эстетической среды в организации).
Психологическая работа в политике.
Теоретические основы знаний политической психологии формировались с начала XX века
направления практического изучения социально-психологических явлений в сфере политики:
1. Психология политического лидерства изучает особенностиполитического поведения, стиля принятия политических решения лидерами, создание имиджа политика. В истории науки было выдвинуто несколько теорий, объясняющих лидерство. Одна важнейших проблем в этой сфере: почему некоторые люди стремятся во власть, каковы мотивы власти. Наиболее распросроненное в политической психологии объяснение этой мотивации заключается в том, что власть становится способом компенсации личных психологических комплексов или неудач в профессиональной деятельности. В то же время обнаруживаются индивидуальные различия. В этой связи разрабатываются психологические типологии политических деятелей.
2. Психология политических конфликтов, кризисов и их разрешение изучение социально-политической напряженности, политической борьбы. В психологии разработаны разнообразные классификации конфликтов в зависимости от критериев. По способам проявления, например, конфликты делят на: сражения, игры, дебаты.
Конфликты могут быть конструктивные и деструктивные, существуют соответствующие классификации по причинам, их вызывающим. Знание этих типологий и понимание функций конфликтов, а также психологических механизмов, лежащих в их основе, необходимо для политического психолога. Важнейшей
задачей политической психологии в этой связи является разработка методов управления политическими конфликтами. Внутриличностные методы заключаются в умении правильно организовать свое собственное поведение, высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны другого человека. Структурные методы воздействуют преимущественно на организационные конфликты, возникающие из-за неправильного распределения власти, полномочий. Переговоры как метод управления конфликтом заключается в наборе тактических приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых решении, учитывающих интересы всех сторон. Межличностные методы предполагают выбор формы, стиля, стратегию поведения в межличностном плане. Интересна одна из типологий межличносных стратегий, которая получила название «птичьей».Она включает в себя «стратегию страуса», «стратегию голубя», «стратегию ястреба». «Стратегия страуса» характеризует желание людей уйти от конфликта. «Стратегия голубя» складывается попыток завершить конфликт любыми средствами, даже односторонних уступок. «Стратегия ястреба» заключается в стремлении разгромить противника, одержать безусловную победу над ним. Понимание таких механизмов межличностного взаимодействия может помочь в разрешении политического конфликта.
|
3 .Социально-психологическая характеристика способов политического воздействия, психологическое обеспечение политической пропаганды и агитации, политической рекламы, формирование общественного мнения, поиск путей воздействия на установки и настроения граждан. Для такого воздействия оказывается важным не только его социально-экономическое и политическое содержание, но и «образ» политического деятеля, способ представления соответствующей информации. Становится актуальным изучение психологических основ политической рекламы в средствах массовой информации. Специалисты отмечают, что тональность политической рекламы должна быть мажорной, наступательной, вселяющей чувство уверенности. Основными ее методами являются убеждение, психологическое заражение, подражание, внушение. Изучаются образы-символы, цвет как психологические средства воздействия, психологические механизмы политической манипуляции. Газеты, журналы и телевидение оказываются главными каналами формирования общественного мнения. Однако некоторые специалисты считают самым эффективным способом воздействия слухи.
4. Психология принятия политических решений и социально-психологическая экспертиза принятых решений. Задача психолога, участвующего в выработке и принятии решений, заключается в корректировке их с точки зрения психологической грамотности. Планируемые решения должны учитывать психологический фактор наряду с экономическим, а не провоцировать нереалистические ожидания, деструктивные действия или депрессивные реакции людей. Необходимое условие успеха такой работы — компетентность психолога в рассматриваемых вопросах, будь то экономика или социальные проблемы. Для более надежного анализа ситуации целесообразно создание экспертной группы, состоящей из психологов, психотерапевтов, социологов. Эта же группа способна предлагать нестандартные пути решения кризисных ситуаций, прогнозировать возникновение конфликтов.участие в такой работе на постоянной основе принципиально важно. Опыт показывает, что временное привлечение к эксперте серьезных специалистов, не владеющих ситуацией во всех деталях, себя не оправдывает.
5. Изучение общественного мнения по политическим вопросам с определения эффективности пропагандистского воздействия изучения рейтинга политических деятелей, степени социальной н пряженности и прогноза в политической сфере. Участие в этой работе требует тесного взаимодействия с социологами. Следует иметь в виду, что политики обычно и сами чувствуют (или дума ют, что чувствуют) настроение людей, поэтому их запрос к про фессионалам часто касается не того, каково общественное мнение сегодня, а того, что можно ожидать завтра. Понимание психологических механизмов, определяющих мнения и настроения людей, помогает профессиональному психологу сделать такой прогноз. Активно действующие политики заинтересованы не только в прогнозе, но и в воздействии на общественное мнение Это важно, когда власти приняли или готовятся принять непопулярное решение, или когда общественное раздражение достигло таких пределов, что может вылиться в беспорядки. Психологи должны определить подлинные причины недовольства, выяснить, какие аргументы будут наиболее эффективны, когда и в какой форме их следует использовать.
6. Комплексные социально-психологические проблемы организации и проведения избирательных компаний на региональном и федеральном уровнях, предварительное изучение социально-политической ситуации, создание имиджа кандидата и воздействие его образа на избирателей. Положительный образ лидера, проводимой им политики и людей, его окружающих, — необходимое условие успеха. Как отмечает Л.Я. Гозман, роль специалистов по рекламе в организации предвыборных кампаний на Западе не столь велика, как у нас принято считать. Политики предпочитают доверять здравому смыслу. Люди, называющие себя «специалистами по имиджу», а среди них есть и профессиональные психологи, не отличаются от всех остальных. Правда, доказательств эффективности или неэффективности их работы до сих пор не существует. Поэтому практическая работа профессионального психолога может заключаться в консультировании и психологической поддержке политического деятеля. Роль психологов заключается не в том, чтобы «сделать» из данного политика человека, который понравится избирателям. Они должны давать политику обратную связь относительно динамики его образа, также образа его окружения, приписываемых ему положительных или отрицательных черт. Каждое выступление политика может предметом профессионального анализа, который окажет, где он упустил возможность пойти навстречу людям, успокоить их или что-то объяснить, когда был излишне формами или высокомерен, а когда проявил действительное понимание аудитории. В профессиональной компетенции психолога находится и стратегия формирования образа: какую следует давать информацию о семье и детстве, как добиться того, чтобы граждане воспринимали лидера не только профессиональным, но и честным, не только решительным, но и осторожным.
7 Создание психологических портретов оппонентов и политических партнеров необходимо при подготовке к контакту с малознакомым союзником или противником. В более широком смысле — это психологическое обеспечение различного рода переговоров: или очень серьезное исследование, с привлечением самого разнообразного материала, или краткий очерк. Цель создаваемого психологом портрета — помочь лидеру подготовиться к встрече, представить себе, каких реакций следует ожидать, какие приемы могут быть эффективными в общении сданным человеком (Гозман, 1999, с. 141 — 149; Социальная психология, 2001, с. 565—568).
Работа практического психолога с семьей.
Семья как объект психологической работы привлекает большое внимание исследователей и практических работников. Научно-практический подход к психологическому изучению семьи концентрируется обычно на следующей проблематике:
—психология сексуальности, симпатия и эмоциональное притяжение, любовь;
—функции семьи;
—этапы развития семьи;
—функционально-ролевая структура семейных отношений;
—психология супружеских отношений;
—психология детско-родительских отношений;
—виды консультирования семьи;
—концептуальные модели психотерапевтической работы с семьи
Психологи обращают внимание, прежде всего, на межличностные отношения в семье, на ее психологические функции,
Весь комплекс социально-психологических проблем семьи обычно сводят к трем основным группам:
1) добрачные;
- мотивы вступления в брак – уйти из дома, родить ребенка, по любви, финансовая мотивация, страх одиночества. Здесь работа на осознание мотива и чтобы совпадали
- ролевые ожидания (сексуальный партнер, покровитель, опекун)
- ценностные ориентации (материальные и духовные ценности, воспитание детей, семейные традиции)
2) супружеские;
- причины супружеских конфликтов, поиск стртегии на сотрудничество
- разрешение кризиса семьи
- типы супружеских отношений
- причины разводов, (измены, утрата чувств, несоответствие характеров, сексуальная неудовлетворенность) - сохранение семьи
3) взаимоотношения детей и родителей (Психология семейных отношений, 2002; Шнейдер,
- отношения до рождения ребенка готовность к его появлению
- соперничество детей в семье
- эмоциональное понимание с ребенком
направления работы практического семейного психолога:
1. диагностика. Она позволяет получить информацию об отношениях супругов, родителей и детей на разных этапах функционирования семьи, психологических дисгармониях или специфике взаимоотношений в данной семье
2. психологическое консультирование. Его цель — психологическая помощь членам семьи в решении их проблем. В зависимости от основной проблемы выделяют добрачное и предбрачное консультирование, по поводу дисгармонии супружеских отношений, поводу сложностей взаимоотношений с детьми, консультирование в ситуации развода. Различают следующие виды консультирования: индивидуальное (с отдельным членом семьи), супружеская пара, семья и групповое консультирование семей
3. психотерапия. Она осуществляет коррекцию серьезной дисгармонии семейных отношений, ставших источником травматизации личности, обеспечивает лечение членов семьи психологическими средствами