Основные направления профессиональной психологической работы в сфере экономики выделяются:
1)изучение условий и факторов положительной мотивации к труду и к профессии, оптимизация трудовых отношений в рабочих группах, командах, формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе, формирование рабочих команд;
2)изучение восприятия человеком стимулов и условий труда, проблема справедливости вознаграждения;
3)психологическая консультация и профессиональная ориентация;
4)исследование процессов творчества в экономической сфере, выявление факторов инновационного поведения, создание условий для его проявления;
5) изучение половых и возрастных особенностей поведения человека в производственной среде и сфере потребления;
6) психология предпринимательства, лидерства, руководства, менеджмента;
7) психология конкурентоспособности на рынке труда, психология различных форм занятости;
8) психологические аспекты конфликтов в экономической среде и меры по их профилактике и урегулированию;
9)психология поведения личности и группы в экономических ситуациях;
10) психология поведения клиента, акционера, сотрудника организацит
11)психология мошенничества и других форм деструктивного поведения организации;
12)психология экономического выбора и предпочтений;
13)исследование психологических особенностей, проявляющихся в условиях экономических отраслей (промышленность, транспорт сельское хозяйство) и функциональных экономических институтов(финансы, кредит, экономика природопользования);
14)изучение национальных психологических особенностей и их влияния на поведение в экономической среде.
|
Психолог в управлении
Цель менеджера – повышение эффективности управления в организации
Цель психолога в управлении – психологическое сопровождение деятельности менеджера, индивидуальной и групповой деятельности сотрудников, а также изучение психологических проблем, стоящих перед организацией.
То есть психолог не предлагает руководству конкретных решений по изменению целей организации, структуры и планирования (т.к. он не компетентен в этом), а он лишь создает условия для руководства и персонала, при которых они самостоятельно могут принять это решение (например, разрешение конфликтов, налаживание сотрудничества). Именно в этом роль психолога и как консультанта организации по ее развитию, и как прямого участника процесса обучения персонала
Задачи психолога в управлении:
1. Изучение психологических аспектов внедрения организационных и управленческих нововведений (новых организационных структур управления, систем планирования, мероприятий по научной организации труда и т.п.).
2. Психологическая интерпретация противоречий (конфликтных ситуаций), разработка рекомендаций для их устранения
3. Участие в подборе и обучении резерва руководителей.
4. участие в разработке процедуры и методов аттестации, Периодическая аттестация руководящих работников — важное средство для контроля их профессиональной компетентности
Психолог в рекламе
Первая задача, которая решается в рекламе, — обратить на себя внимание в потоке разнородных предложений. Переход от квазирекламы к настоящей рекламе на этом этапе развития рынка закономерно породил спрос на профессионалов-психологов со стороны рекламного бизнеса. Психологи выступают в качестве исследователей, преподавателей, тренеров и консультантов.
|
Какие же задачи решают психологи в сфере рекламы
1. Консультирование. К психологу обращаются за консультацией, за оценкой рекламного материала, за психологическим обоснованием рекламной кампании в целом. Психолог-консультант на основе знания важнейших принципов эффективного воздействия указывает, чего не хватает рекламному ролику или объявлению, какие элементы снижают его эффект и что в нем следует изменить, чтобы этот эффект усилить
2. Практические исследования. Они подразделяются на:
· количественные - опросы в измерении рейтингов, и их результатом являются показатели распространения представлений о рекламируемом товаре или среди населения, а также о степени его популярности в с товарами фирм-конкурентов. Разница в этих показателях до и после проведения рекламной кампании свидетельствует о произведенном рекламном эффекте
· качественные ориентированы главным образом на выяснение причин популярности товара