Изучение адресата речи.
Предварительное изучение адресата необходимо, так как речь на одну и ту же тему, но адресованная разным возрастным или социальным группам слушателей, будет различной по своему содержанию.
2. Выбор темы.
1) Тема должна соответствовать познаниям и интересам самого говорящего.
Не стоит браться за разработку содержания речи о предметах, которые вы мало знаете: есть опасность того, что ваше вступление по оценке специалиста окажется дилетантским.
Ваша искренняя заинтересованность предметом речи и увлечённость сообщением также не проявят себя, если предмет речи не находится в зоне вашего интереса.
2) Тема речи должна соответствовать потребностям и интересам слушателей.
В языке источнике слово интерес (оно является латинским по происхождению − “interest”) означает “важно”. Следовательно, если вы приходите к выводу, что то, о чём вы будете говорить, действительно важно для вашего адресата, а он не осознаёт отчётливой потребности в новом знании, ваша задача заключается в том, чтобы сформировать эту потребность, убедить публику в необходимости нового знания.
3) Тема должна быть актуальной. Вряд ли можно рассчитывать на успех, если вы в своём сообщении будете обращаться к прописным истинам и не проявите способности связывать тему речи с современностью. По этой причине, тема “Книга или компьютер?” вызовет бóльший интерес у слушателей, чем, например, тема аналогичной по содержанию речи “Роль книги в духовном развитии человека”.
4) Тема должна быть направлена на разрешение проблемы. Если вы найдёте возможность придать теме дискуссионный характер, это послужит адресату дополнительным стимулом к общению с вами. К примеру, говоря о ценности высшего образования, вы можете подтолкнуть слушателей к диалогу, обратившись к ним с вопросом, ответы на который будут явно противоречить друг другу: “Является ли высшее образование непременным условием для успешной карьеры?”.
Третья задача на стадии ориентации
3. Определение основной идеи и цели речи.
Под основной идеей понимается центральный тезис − мысль, которая будет раскрываться, доказываться в процессе речи.
Например, основную идею урока на тему “Корень слова” может представлять следующее положение − “Корень – это главная значимая часть слова, которая выражает основное значение данного слова и общее лексическое значение всех однокоренных слов”.
Для успешности предстоящего речевого общения с публикой большое значение имеет также максимально более точное и четкое осмысление оратором цели выступления. «Для того, кто не знает, к какой пристани он держит путь, ни один ветер не будет попутным », − заметил философ Сенека.
Важным является и умение различать общую и конкретные цели выступления.
Общей целью публичной речи может быть:
· информирование;
· убеждение;
· призыв к действию;
· воодушевление;
· развлечение.
Конкретные цели выступления формулируются на базе каждой из общих целей.
Общая цель урока по теме “Разряды по значению имен прилагательных” может быть следующей – ознакомить учащихся с разрядами по значению имен прилагательных (общая цель − информирование). Конкретными целями являются: 1) познакомить с критериями различения качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных; 2) формировать умение различать прилагательные по значению.
4) Формулирование названия речи.
Название выступления должно быть сформулировано в соответствии со следующими требованиями:
1) название должно быть кратким;
2) отражающим тему и наводящим на цель речи,
3) конкретным,
4) интересным.
Осмысление границ заданной или выбранной темы
Осмыслить границы заданной темы − это значит отграничить её от других сопряжённых с нею тем и определить в самом общем виде набор подтем.
При осмыслении набора подтем не следует сразу обращаться к книгам или Интернет-источникам, так как знакомство с чужими подходами к раскрытию темы чревато подавлением творческого отношения. Лучше вначале, полагаясь на свой багаж знаний и жизненный опыт или обращаясь к применению универсальных смысловых моделей, попытаться самому определить ключевые вопросы, которые будут подлежать рассмотрению.
Универсальные смысловые модели (или топосы) позволяют развивать мысли с целью раскрытия темы по определённым схемам.
Покажем, как можно построить свою речь, опираясь на логику развития мысли, то есть на стереотипные смысловые модели.
1. Одним из рациональных приемов развития мысли о предмете речи является возведение к роду данного предмета и определение других предметов, относящихся к данному роду. Топос называется "род – вид – разновидности". К примеру, предметом вашей речи является существительное. Пользуясь топосом "род - вид- разновидности", вы можете сказать следующее: “ Существительное – это именная часть речи. По значению существительные классифицируются на конкретные, абстрактные, собирательные и вещественные. С родовому значению существительные дифференцируются на существительные мужского, женского, среднего и общего рода ”.
2. Обращение к смысловой модели "сопоставление", которая реализует себя в логических процедурах уподобления (установления сходства) и противопоставления (установления различий), позволит вам развить ваше сообщение о сказуемом следующим образом: “ Существительное так же, другие именные части речи (имя прилагательное и имя числительное) изменяется по падежам и числам. Однако в отличие от прилагательных и некоторых числительных не изменяется по родам”.
3. Смысловая модель “свойства ” подразумевает умение выделять важнейшие свойства и характерные признаки предмета. Чтобы успешно использовать эту смысловую модель нужно:
1) учиться видеть и отбирать для определения те существенные признаки, функции и качества объекта, которые являются действительно важными для познания данного объекта и / или делают его интересным для слушателя,
2) не избегать при этом выражения собственных оценок и эмоций.
В нашем случае с существительным, пользуясь данной смысловой моделью, можно развивать сообщение следующим образом: “ Существительное может быть любым членом предложения. Обладая грамматическим значением предметности существительные могут называть не только предметы, но и лица, живые существа и микроорганизмы, события, явления, процессы, состояния”.
4. Смысловая модель “определение”, по словам Н.Ф. Кошанского − труднейший, но полезнейший источник изобретения. Определение предмета речи в античной классической традиции в структуре речи занимало одно из первых мест, следуя чаще всего после вступительной части. Определение предмета речи рассматривалось как непременное условие её ясности и непротиворечивости.
Существует несколько способов определения понятий. Энциклопедический способ (или Сократовский) основывается на возведении к роду и указании на отличительные от других представителей того же рода признаки. Например, энциклопедической определение сказуемого может быть таким: “Существительное – это часть речи, обозначающая предмет и выражающая это значение в словооизменительных категориях числа и падежа и несловоизменительной категории рода”.
Определить понятие можно посредством приведения синонимом. Например, доброта − это чуткость, внимание, мягкость в отношении к другим людям. Для определения понятия можно использовать и метафору: Наука − это лестница, поэзия − взмах крыльев (И. Гёте); Что такое осень? Это небо, плачущее небо под ногами (Ю. Шевчук).
5. Изобретение содержания речи с использованием модели “целое − части” означает: 1) при рассмотрении части некоторого целого целесообразно рассуждать также и об этом целом (например, у Н.Ф. Кошанского, находим если вы говорите о Москве, естественно сказать и о России, предмет речи − беседка, говорите и о саде); 2) при рассмотрении некоторого целого требуется умение видеть и составные его части, элементы целого (“ Разделите предмет на части и сколько мыслей!” − восклицает Н.Ф. Кошанский; К примеру, вам нужно рассказать о факультете, на котором вы учитель, целесообразно в соответствии с моделью “целое − части” рассказать о подразделениях на факультете, то есть о кафедрах, а также о специальностях, которые получат выпускники факультета).
6. Смысловая модель “причина − следствие” отражает универсальный тип отношений между идеями и соответственно между явлениями в мире. Для создания текста топос “причина − следствие” используется в двух разновидностях:
1) веерной: Вы сидите по ночам в соцсетях – следствием этого является нежелание идти в университет, отсутствие интереса, безучастность ко всему, что происходит вокруг, непреодолимое желание спать.
2) цепной: по модели цепной связи рассуждал Винни Пух, сидя у дуба: На полянке рос высокий-превысокий дуб, а на самой верхушке этого дуба кто-то громко жужжал: жжжжжж! Винни-Пух сел на траву под деревом, обхватил голову лапами и стал думать. Сначала он подумал так: «Это жжжжжж — неспроста! Зря никто жужжать не станет. Само дерево жужжать не может. Значит, кто-то тут жужжит. А зачем тебе жужжать, если ты — не пчела? По-моему, так!» Потом он еще подумал-подумал и сказал про себя: «А зачем на свете пчелы? Для того, чтобы делать мед! По-моему, так!» Тут он поднялся и сказал: «А зачем на свете мед? Для того, чтобы я его ел! По-моему, так, а не иначе!» И с этими словами он полез на дерево.
7. Смысловая модель “обстоятельства”. Использование этой модели предполагает указание на место, время, условия и события. Такую модель используют в повествовании. Незаменима данная модель в судебной речи.
8. Смысловая модель “пример и свидетельства” Примеры используются для наглядной иллюстрации высказанных вами мыслей. Примеры черпаются из собственного жизненного опыта, из истории, книг, кинофильмов и др. Свидетельство есть не что иное как ссылка на авторитеты, цитация мыслей известных лиц.
9. Смысловая модель “имя”. Обращение к происхождению и (или) смыслу слова |(имени), обозначающего явление или понятие, которое входит в название вашей темы.
Вот как использовал смысловую модель «имя» А. И. Солженицын в Вандейской речи: Да само слово «революция», говорит писатель, — от латинского revolvo означает «катить назад», «возвращаться», «снова испытывать», «вновь разжигать», в лучшем случае — «переворачивать». Незавидный перечень смыслов». Очевидно, что анализ происхождения и значений этого слова служит для доказательства главного тезиса оратора: революция не является положительным явлением в жизни общества.
Итак, знание смысловых моделей является необходимым условием для создания понятийной основы речи, её смыслового каркаса.