1. Сбор жалоб, анамнеза болезни, жизни, эпидемиологического анамнеза; 2.Проведение объективного обследования пациента;трактовка анамнестических данных, оценивания общего состояния;
3.Формулирование и обоснование диагнозов;
4.Составление плана дополнительных методов обследования пациентов;
5.Овладение техникой забора крови для биохимического исследования; 6.Овладение техникой забора мочи для исследований на жёлчные пигменты; 7.Овладение техникой забора крови для серологических исследований.
Сбор жалоб, анамнеза болезни, жизни, эпидемиологического анамнеза;
Сбор анамнеза.
При сборе анамнеза необходимо выяснить:
- дату заболевания, симптомы заболевания, очередность их появления,
- наличие продромы,
- по какому варианту протекала продрома (астенический, гриппоподобный, диспептический, артралгический, смешанный),
- наличие и локализация сыпи в продромальном периоде,
- наличие артралгий,
- длительность продромального периода, сроки появления желтухи,
- динамика состояния и самочувствия с момента появления желтухи,
- наличие геморрагического синдрома (носовые кровотечения, кровоточивость д - наличие кожного зуда,
- какой диагноз был установлен при первичном обращении к врачу,
- проводимое ранее лечение и его эффективность,
- на какой день от начала заболевания госпитализирован.
При сборе эпидемиологического анамнеза необходимо выяснить:
- наличие контакта с больным вирусным гепатитом А (в семье, в детском коллективе и т. д.),
- несоблюдение противоэпидемического режима (купание в открытых водоемах, употребление не кипяченой воды, немытых фруктов и овощей и т. д.),
=наличие в анамнезе гемотрансфузий, отягощенный парантеральный анамнез (в пределах инкубационного периода),
|
- последнее посещение детского коллектива.
2. Проведение объективного обследования пациента; трактовка анамнестических данных, оценивания общего состояния;
Осмотр больного.
При осмотре больного необходимо:
- оценить тяжесть состояния больного: выраженность общего инфекционно-токсического синдрома (слабость, тошнота, рвота, снижение аппетита, боли в животе), наличие и выраженность желтухи, наличие и выраженность геморрагического синдрома, неврологических нарушений,
- по окраски кожи и слизистых оценить выраженность желтухи, отметить наличие расчесов и высыпаний на коже,
- оценить состояние органов дыхания и сердечно-сосудистой системы,
- особого внимания заслуживают органы пищеварения (наличие и характер налета на языке, наличие и выраженность метeоризма, размеры печени, ее консистенция и характер края, размеры селeзенки). Необходимо отметить наличие болезненности при пальпации печени.
- выяснить изменения цвета мочи и кала по дням болезни.
3. Интерпретация лабораторных исследований.
При интерпретации лабораторных исследований уметь:
- оценить данные общего анализа крови, мочи, и исследования кала.
- оценить данные биохимического анализа крови (уровень билирубина, соотношения по фракциям, наличие гиперферментемии, осадочные реакции), показателей протромбинового индекса.
- оценить серологический профиль (маркерный спектр крови) при острых гепатитах различной этиологии методом ИФА.
3.Формулирование и обоснование диагнозов;
|
4.Составление плана дополнительных методов обследования пациентов и лечения;
ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА ВИРУСНОГО ГЕПАТИТА
1.Иммунохимические методы (иммуноферментный анализ – ИФА
2.Молекулярно-биологические методы (ПЦР, с помощью вакутайнера)
3.Биохимическое исследование крови.
Техника взятия крови из вены для биохимического исследования.
Последовательность выполнения:
- Установить доверительные конфиденциальные отношения с пациентом.
- Вымыть руки, высушить.
- Надеть маску, очки (пластиковый экран), перчатки.
- Обработать перчатки спиртом.
- Собрать стерильный шприц, присоединить иглу, проверить проходимость.
- Положить в упаковку шприц и четыре смоченных спиртом «шарика».
- Уточнить, не завтракал ли пациент.
- Усадить пациента, под локоть подложить клеёнчатую подушечку, на неё пластипат.
- Выше локтевого сгиба (средняя треть плеча), на 5 см выше локтевого сгиба, поверх одежды (или салфетки) наложить резиновый жгут.
- Прощупать пульс на лучевой артерии (пульс должен быть сохранён).
- Предложить пациенту поработать кулаком и сжать кулак.
- Пропальпировать вену, найти наиболее наполненную вену.
- Обработать место инъекции двумя ватными шариками, смоченными спиртом (10 х 10 см и 5 х 5 см), направление снизу вверх (для лучшего наполнения вены).
- Взять шприц в правую руку и пунктировать вену, как при в/венной инъекции.
- Потянуть поршень на себя, убедиться, что игла в вене.
- Набрать 5-10 мл крови на одно исследование.
ВНИМАНИЕ!!!
- Если кровь на исследование берётся одной иглой без шприца, надо подготовить к канюле иглы пробирку. Следить при этом, чтобы кровь стекла по стенке пробирки.
- Если кровь набирается иглой со шприцом (что наиболее предпочтительно), необходимо без особого напряжения подтягивать поршень на себя.
- Предложить пациенту разжать кулак.
- Снять жгут.
- Слегка прижать к месту пункции третий шарик, смоченный спиртом, и быстрым движением извлечь иглу из вены.
- Попросить пациента согнуть руку в локтевом сгибе на 5 минут (до остановки кровотечения из вены).
- Кровь из шприца аккуратно перелить по стенке в пробирку, не допуская разбрызгивания крови.
- Написать на пробирке кодовый номер пациента.
- Поставить пробирку в штатив.
- Продезинфицировать использованные ватные шарики, шприц, иглу, жгут, пластипат (замочить в дез.раствор).
- Уложить направление в лабораторию в полиэтиленовый пакетик.
- Штатив с пробиркой (пробирками) поставить в герметический контейнер, плотно закрыть.
- Вымыть руки, просушить.
- Контейнер и отдельно полиэтиленовый пакет с направлениями транспортировать в лабораторию.
Полезные советы:
|
- Манипуляцию проводить утром натощак.
- Пробирка для забора крови должна быть сухой (иначе наступит гемолиз эритроцитов), химически чистой, иметь притёртую резиновую пробку.
- Не рекомендуется проводить забор крови без шприца, только иглой (имеется опасность разбрызгивания крови).
- В направлении указать номер пробирки, цель исследования, Ф.И.О., пол, возраст пациента, диагноз, отделение.
6.Знать технику забора крови для серологических исследований.(это у вас должно быть!!!!)