Композиция ораторской речи




План:

1. Составные элементы композиции.

2. Вступление.

3. Заключение.

4. Главная часть.

5. Методы изложения материала.

6. Приемы привлечения внимания слушателей.

7. Недостатки композиции.

8. О единстве слова и дела.

9. Учет особенностей аудитории.

10. Читать или говорить?

Термины:

 

Композиция – конкретное построение, внутренняя структура произведения.

Составные элементы композиции

Наиболее распространенной структурой устного выступления с античных времен считается трехчастная, включающая в себя вступления, главную часть, заключение. Каждая часть имеет свои особенности, они обусловлены спецификой восприятия речевого сообщения. Психологам известно, что лучше всего усваивается и запоминается то, что дается в начале и в конце сообщения. Это объясняется действием закона первого и последнего места, называемого "законом края". Поэтому начало и конец речи должны быть в центре внимания. Рассмотрим все три составные элемента композиции.

Вступление

От того, как оратор начал говорить, во многом зависит успех выступления. Неудачное начало снижает интерес слушателей к теме, рассеивает их внимание. Чтобы оратору завоевать внимание аудитории, заставить слушать всех, даже не желающих, рекомендуется начать с интересного примера, пословицы, поговорки, юмористического замечания. Опытный оратор особое внимание уделяет именно началу речи, первым фразам. Первые слова должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны, они должны "зацепить" внимание аудитории. Очень хорошо, если начало необычно, оригинально.

Перед вступлением стоит важная психологическая задача – подготовить слушателей к восприятию данной темы. Во вступлении подчеркивается обычно:

· актуальность данной темы;

· значение её для данной аудитории;

· формулируется цель выступления;

· кратко излагается история вопроса.

Чтобы найти интересное начало, надо много работать, думать, искать. Это процесс творческий и трудный. Следует помнить, что каждая тема требует своего, особого начала. При этом необходимо учитывать и состав аудитории, и степень ее подготовленности.

Заключение

Важной композиционной частью является заключение. "Конец – делу венец" говорит по этому поводу народная мудрость. Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление о речи. Напротив, неудачное заключение губит порой неплохое выступление. Часто можно наблюдать, как выступающий, не уложившись в регламент, просто обрывает речь, не произносит заключительных слов. А некоторые начинают многократно извиняться перед слушателями, что у них выступление не получилось, что они не сообщили ничего интересного и нового и что слушатели чуть ли не зря потратили время. Этого нельзя делать! Плохо. если оратор заканчивает выступление шуткой, которая не относится к теме выступления, такое заключение отвлекает внимание аудитории от главных положений речи. Каким же должно быть заключение? А.Ф. Кони учил молодых ораторов: "Конец – разрешений всей речи; он должен быть таким, чтобы слушатели почувствовали, что дальше говорить нечего".

Подготовка речи.

В современных риториках рассматриваются следующие этапы подготовки к конкретному выступлению:

- выбор темы и определение целевой установки;

- подбор материалов;

- изучение и анализ отобранного материала;

- разработка плана выступления;

- работа над композицией;

- написание текста выступления;

- овладение материалом выступления.

Выбор темы и определение целевой установки — один из важнейших начальных этапов подготовки публичного выступления. При самостоятельном выборе темы желательно учи­тывать следующие рекомендации:

- Выбирать надо тему, которая соответствует знаниям и интересам оратора. Лучше всего выбирать тему для пуб­личного выступления из тех областей знания, в которых имеется теоретическая подготовка или практический опыт. Специалисты советуют придерживаться полезного прави­ла — брать круг вопросов, подготовка по которым может дать больше знаний, чем обладают слушатели.

- Выбирать необходимо уместную тему. Известно, что восприятие речи зависит от многих обстоятельств, в том числе и от конкретной обстановки, в которой произносит­ся речь.

- Выбранная тема должна соответствовать интересам аудитории. Интерес — это форма проявления познавательной потребности, которая помогает личности осознать цели деятельности и способ­ствует ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Интересы быва­ют общественные, профессиональные, партийные, личные. Зная, перед кем придется выступать, оратор дол­жен учитывать, какие проблемы волнуют его слушателей в данный момент, какие проблемы для них являются при­оритетными.

Необходимым условием успешной подготовки считается определение цели выступления. Цель — это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть. Поэтому говорящий должен ясно пред­ставлять, с какой целью он произносит речь, какой реак­ции слушателей добивается. Надо иметь в виду, что выступающему следует форму­лировать цель речи не только для себя, но и для своих слушателей. Четкая формулировка целевой установки гото­вит слушателей к восприятию речи, облегчает ее осмыс­ление.

Поиск материалов для выступления. Успех публично­го выступления определяется в первую очередь его содер­жанием. В методической литературе определены основные ис­точники, из которых можно черпать новые идеи, сведе­ния, факты, примеры, иллюстрации для своей речи. К ним относятся:

- официальные документы;

- научная, научно-популярная литература;

- справочная литература: энциклопедии, энциклопе­дические словари, словари по различным отраслям знаний, лингвистические словари, статистиче­ские сборники, ежегодники по различным вопросам.

- художественная литература;

- статьи из газет и журналов;

- передачи радио и телевидения;

- материалы, помещенные в Интернете;

- результаты социологических опросов.

Чтобы выступление получилось более содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько.

В процессе подготовки к выступлению следует подумать и о так называемом местном материале, т. е. имеющем отношение к жизни слушателей или того коллектива, орга­низации, региона, о котором идет речь. Такой материал оживляет выступление, привлекает к нему внимание слу­шателей, вызывает у них интерес к выступлению. Поиск материалов для ораторской речи требует време­ни, поэтому подготовку к выступлению по возможности надо начинать заранее.

Этот этап подготовки связан с работой оратора в биб­лиотеке. Следовательно, выступающему необходимо уметь пользоваться различными каталогами (алфавитным, сис­тематическим, предметным), библиографическими изда­ниями, справочной литературой. Большую помощь в по­иске необходимого материала может оказать компьютер. Умение пользоваться им позволит значительно сэкономить время.

Очень важно научиться правильно, работать с книгой. Прежде всего, следует дать себе соответствующую установ­ку. Она бывает самой различной. Оратор может поставить перед собой задачу изучить по книге тот или иной вопрос, который предстоит освещать в выступлении; выбрать для выступления наибо­лее яркие факты, примеры, интересные положения и т. д. Подобные установки помогут оратору более целенаправ­ленно работать с книгой, определить вид чтения: сплош­ное, выборочное, комбинированное.

Важно обратить внимание на год издания книги. Если заинтересовавшая книга выпущена десять-двадцать лет назад, то приведенные в ней сведения могли устареть, по­этому требуется ознакомиться и с новой литературой по интересующему вопросу.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: