План:
1. Составные элементы композиции.
2. Вступление.
3. Заключение.
4. Главная часть.
5. Методы изложения материала.
6. Приемы привлечения внимания слушателей.
7. Недостатки композиции.
8. О единстве слова и дела.
9. Учет особенностей аудитории.
10. Читать или говорить?
Термины:
Композиция – конкретное построение, внутренняя структура произведения.
Составные элементы композиции
Наиболее распространенной структурой устного выступления с античных времен считается трехчастная, включающая в себя вступления, главную часть, заключение. Каждая часть имеет свои особенности, они обусловлены спецификой восприятия речевого сообщения. Психологам известно, что лучше всего усваивается и запоминается то, что дается в начале и в конце сообщения. Это объясняется действием закона первого и последнего места, называемого "законом края". Поэтому начало и конец речи должны быть в центре внимания. Рассмотрим все три составные элемента композиции.
Вступление
От того, как оратор начал говорить, во многом зависит успех выступления. Неудачное начало снижает интерес слушателей к теме, рассеивает их внимание. Чтобы оратору завоевать внимание аудитории, заставить слушать всех, даже не желающих, рекомендуется начать с интересного примера, пословицы, поговорки, юмористического замечания. Опытный оратор особое внимание уделяет именно началу речи, первым фразам. Первые слова должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны, они должны "зацепить" внимание аудитории. Очень хорошо, если начало необычно, оригинально.
Перед вступлением стоит важная психологическая задача – подготовить слушателей к восприятию данной темы. Во вступлении подчеркивается обычно:
|
· актуальность данной темы;
· значение её для данной аудитории;
· формулируется цель выступления;
· кратко излагается история вопроса.
Чтобы найти интересное начало, надо много работать, думать, искать. Это процесс творческий и трудный. Следует помнить, что каждая тема требует своего, особого начала. При этом необходимо учитывать и состав аудитории, и степень ее подготовленности.
Заключение
Важной композиционной частью является заключение. "Конец – делу венец" говорит по этому поводу народная мудрость. Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление о речи. Напротив, неудачное заключение губит порой неплохое выступление. Часто можно наблюдать, как выступающий, не уложившись в регламент, просто обрывает речь, не произносит заключительных слов. А некоторые начинают многократно извиняться перед слушателями, что у них выступление не получилось, что они не сообщили ничего интересного и нового и что слушатели чуть ли не зря потратили время. Этого нельзя делать! Плохо. если оратор заканчивает выступление шуткой, которая не относится к теме выступления, такое заключение отвлекает внимание аудитории от главных положений речи. Каким же должно быть заключение? А.Ф. Кони учил молодых ораторов: "Конец – разрешений всей речи; он должен быть таким, чтобы слушатели почувствовали, что дальше говорить нечего".
Подготовка речи.
В современных риториках рассматриваются следующие этапы подготовки к конкретному выступлению:
|
- выбор темы и определение целевой установки;
- подбор материалов;
- изучение и анализ отобранного материала;
- разработка плана выступления;
- работа над композицией;
- написание текста выступления;
- овладение материалом выступления.
Выбор темы и определение целевой установки — один из важнейших начальных этапов подготовки публичного выступления. При самостоятельном выборе темы желательно учитывать следующие рекомендации:
- Выбирать надо тему, которая соответствует знаниям и интересам оратора. Лучше всего выбирать тему для публичного выступления из тех областей знания, в которых имеется теоретическая подготовка или практический опыт. Специалисты советуют придерживаться полезного правила — брать круг вопросов, подготовка по которым может дать больше знаний, чем обладают слушатели.
- Выбирать необходимо уместную тему. Известно, что восприятие речи зависит от многих обстоятельств, в том числе и от конкретной обстановки, в которой произносится речь.
- Выбранная тема должна соответствовать интересам аудитории. Интерес — это форма проявления познавательной потребности, которая помогает личности осознать цели деятельности и способствует ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Интересы бывают общественные, профессиональные, партийные, личные. Зная, перед кем придется выступать, оратор должен учитывать, какие проблемы волнуют его слушателей в данный момент, какие проблемы для них являются приоритетными.
Необходимым условием успешной подготовки считается определение цели выступления. Цель — это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть. Поэтому говорящий должен ясно представлять, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей добивается. Надо иметь в виду, что выступающему следует формулировать цель речи не только для себя, но и для своих слушателей. Четкая формулировка целевой установки готовит слушателей к восприятию речи, облегчает ее осмысление.
|
Поиск материалов для выступления. Успех публичного выступления определяется в первую очередь его содержанием. В методической литературе определены основные источники, из которых можно черпать новые идеи, сведения, факты, примеры, иллюстрации для своей речи. К ним относятся:
- официальные документы;
- научная, научно-популярная литература;
- справочная литература: энциклопедии, энциклопедические словари, словари по различным отраслям знаний, лингвистические словари, статистические сборники, ежегодники по различным вопросам.
- художественная литература;
- статьи из газет и журналов;
- передачи радио и телевидения;
- материалы, помещенные в Интернете;
- результаты социологических опросов.
Чтобы выступление получилось более содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько.
В процессе подготовки к выступлению следует подумать и о так называемом местном материале, т. е. имеющем отношение к жизни слушателей или того коллектива, организации, региона, о котором идет речь. Такой материал оживляет выступление, привлекает к нему внимание слушателей, вызывает у них интерес к выступлению. Поиск материалов для ораторской речи требует времени, поэтому подготовку к выступлению по возможности надо начинать заранее.
Этот этап подготовки связан с работой оратора в библиотеке. Следовательно, выступающему необходимо уметь пользоваться различными каталогами (алфавитным, систематическим, предметным), библиографическими изданиями, справочной литературой. Большую помощь в поиске необходимого материала может оказать компьютер. Умение пользоваться им позволит значительно сэкономить время.
Очень важно научиться правильно, работать с книгой. Прежде всего, следует дать себе соответствующую установку. Она бывает самой различной. Оратор может поставить перед собой задачу изучить по книге тот или иной вопрос, который предстоит освещать в выступлении; выбрать для выступления наиболее яркие факты, примеры, интересные положения и т. д. Подобные установки помогут оратору более целенаправленно работать с книгой, определить вид чтения: сплошное, выборочное, комбинированное.
Важно обратить внимание на год издания книги. Если заинтересовавшая книга выпущена десять-двадцать лет назад, то приведенные в ней сведения могли устареть, поэтому требуется ознакомиться и с новой литературой по интересующему вопросу.