Влияние массы на индивида




Задание 1

«Психологическое время»

Задание выполняется в несколько этапов.

1.На первом этапе студент записывает самые важные с его точки зрения события своей прошлой и будущей жизни. Количество событий не ограничивается, но оптимальное их число 10—20. Рядом с каждым событием проставляется дата (или дата начала и конца, если событие длилось определенный промежуток времени).

Под событием понимается любая перемена, важная для индивида; она может не быть существенной для окружающих или даже совсем незаметной для них (например, «узнала о неизбежности смерти»). Если студент не хочет раскрывать суть события, он может обозначить его условно (например, «вечеринка у Васи», не объясняя смысла происшедшего на вечеринке) или просто проставить дату.

2. На втором этапе студент оценивает события по тому, насколько они оказались радостными или грустными для него, проставляя оценки от -5 до +5.

В качестве примера приведем фрагмент выполнения задания Ю. (двадцать четыре года). Приводятся связи только нескольких событий из названных ею.

События:

1. Развод родителей.

2. Новое замужество мамы.

3. Поступление в институт (отец маминого мужа работал преподавателем в институте).

4. Работа у папы на фирме.

5. Заняла на фирме ответственную должность.

6. Хочу окончить профессиональные курсы (будущее).

7. В будущем не хочу никаких разводов (будущее).

После этого необходимо сделать выводы.

ВОПРОСЫДЛЯ ВЫВОДОВ

1. Каковы наиболее значимые, «ключевые» события в жизни студента.

2. К каким сферам жизни относятся наиболее значимые для студента изменения? Менялись ли они на протяжении жизни?

3. Можно ли какие-то периоды в жизни студента считать кризисными? Если да, то в чем их суть? В чем суть изменений, происшедших со студентом в результате кризиса?

4. Каким образом важные события влияли на межличностные отношения индивида с окружающими людьми на разных отрезках его жизненного пути

5. От кого и от чего зависит, оправдается ли прогноз будущего, данный студентом?

Задание 2

«Характеристики малой группы»

Составьте характеристику вашей студенческой группы по следующим параметрам.

Статические характеристики

· Способ возникновения, род деятельности

· Состав группы. История группы

· Численность и признаки (по возрасту, полу, образованию, национальности...)

· Структура группы. Подразумевает функциональные обязанности членов группы в их совместной деятельности, набор ролей (набор ожидаемых действий от человека, за которым закреплены определенные функциональные обязанности).

Групповые процессы

  • сплочение или разобщение группы;
  • процесс образования неофициальных групп внутри формальной группы;
  • особенности межличностных отношений в группе;

· нормообразование, то есть выработка групповых мнений, правил, ценностей и др.

  • групповое давление и другие способы регуляции индивидуального поведения. Проявления конформизма в группе.
  • руководство и лидерство.

· принятие групповых решений. Как межличностные отношения влияют на механизм принятия решений в вашей группе. Проанализировать на примере.

 

Задание 3

Феномены групповой жизнедеятельности

Д. Майерс свел все многообразие человеческих проявлений в группе к шести основным групповым феноменам.

Феномен социальной фасилитации

Феномен социальной лености

Феномен деиндивидуализации

Феномен групповой поляризации

Феномен огрупления мышления

Феномен влияния меньшинства

Опишите проявление этих феноменов в вашей студенческой группе.

Рассмотрите влияние межличностных отношений на проявление данных групповых феноменов.

Задание 4

Стереотипы поведения

Ответьте на следующие вопросы:

1. Раскройте сущность явления «самоподтверждающегося пророчества». Объясните его механизм.

2. Что такое стереотипы поведения и в чем они проявляются для юриста?

3.Какие особенности стереотипов, существующие в профессиональной жизни юриста, могут объясняться действием механизма самоподтверждающегося пророчества? Приведите примеры.

4.К каким последствиям может привести наличие этих стереотипов?

5.Предположите, какие особенности профессионального взаимодействия юриста могут способствовать упрочению стереотипов.

6.Приведите личный пример функционирования механизма самоподтверждающегося пророчества.

Задание 5

Социальные стереотипы

1. Что называют предрассудками и чем они отличаются от предубеждений? Приведите примеры.

2. Можно ли объяснять предрассудки действием психологических защит? Предложите стратегии изменения предрассудков.

3. Может ли патриотизм служить основой предубеждений и предрассудков?

4. Что обозначают как социальный стереотип? Чем социальные стереотипы отличаются от предрассудков и предубеждений? Приведите примеры стереотипов пола, возраста, национальности, которые служат основой для дискриминации.

5. Объясните, как социальные стереотипы влияют на межличностное общение.

Задание 6

«Этническая идентичность»

Напишите собственную «этническую автобиографию», отразив в ней основные этапы становления собственной этнической идентичности.

1. Когда вы впервые узнали о том, что существуют различные национальности?

2. С чем это было связано? Сколько вам было лет?

3. Когда и как вы узнали о собственной национальности? Кто сообщил вам об этом?

4. Как вы относились к собственной этичности в детстве (гордились, стеснялись, не придавали значения)?

5. Кто и что говорил в вашем детстве о людях вашей и других национальностей? Оказывают ли эти высказывания влияние на вас сейчас?

6. Как относились к проблемам этничности в вашей семье? Обсуждались ли эти проблемы?

7. Отмечались ли национальные праздники, соблюдались ли традиции, готовились ли блюда национальной кухни?

8. Как особенности вашей национальной идентичности сказываются на межличностных отношениях с представителями других этнических групп?

 

Задание 7

«Деловое общение»

Прочитайте произведение А.С.Пушкина «Сказка о Попе и его работнике Балде» и перескажите ее сюжет, используйте язык бизнеса: переговоры, совмещение профессий, система оплаты труда, работодатель, работник, претендент на должность, договор, контракт, условия работы, компромисс, консенсус, виды и содержание деятельности и пр. Переведите сюжет в формы делового общения между Попом и Балдой, героями одноименной сказки А.С.Пушкина.

Эпизод первый: заключение трудового соглашения.

Эпизод второй: отношение работника к своим обязанностям.

• Все ли условия соглашения выполняются?

• Как выполнил Балда свои обязанности?

Эпизод третий: оплата труда, оговоренная соглашением.

Справедливость каких правил делового сотрудничества подтверждают заключительные слова Балды: “Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною”.

В заключение подготовьте аналитическую информацию: какие правила составления трудового соглашения были нарушены партнерами в ситуации “Прием на работу”.

 

Задание 8

Психология общения

Вам предлагается перевести на язык социальной психологии следующие высказывания и поговорки.

А. Провал – это возможность начать снова, но более эффективно. Успех – это когда получаешь то, что хочешь. Счастье – это когда то, что ты получаешь, тебе нравится. Я не знаю ключа к успеху, но ключ к провалу заключается в попытке доставить удовольствие всем. (Генри Форд)

Б. Единственные настоящие поэты нашего времени служат в рекламных агентствах. (Теннеси Уильямс)

В. Тише едешь – дальше будешь.

Г. Желающего судьба ведет, а не желающего – тащит.

Д. Если единственный инструмент, которым вы располагаете, - это молоток, то многое вокруг покажется вам гвоздями. (Марк Твен).

Е. Большая удача вызывает много мелких неприятностей (японская пословица).

Ж. Не плыви по течению, не плыви против течения – плыви поперек течения, если хочешь достигнуть противоположного берега (китайская мудрость).

З. Если с тобой во всем соглашаются, проверь – слушают ли тебя.

И. Хороший слушатель не только пользуется всеобщей любовью, но со временем и кое-что узнает.

К. Все люди ординарны. Неординарны лишь те, кто это знают.

Л. Благоразумный человек никогда ничего не добивается.

Задание 9

Влияние массы на индивида

Г. Лебон отмечал, что в массе стираются индивидуальные различия отдельных людей и тем самым исчезает их своеобразие. Если говорить совсем кратко, то масса нивелирует всю индивидуальную психику, уравнивая во многих отношениях совершенно разных людей. По Лебону, главные отличительные признаки индивида в массе таковы: анонимность и исчезновение сознательной личности, преобладание бессознательной личности, снижение интеллекта и всей рациональной сферы, ориентация массой мыслей и чувств индивидов в одном и том же направлении, формирование у индивидов тенденции к безотлагательному осуществлению внушенных им идей. «Индивид не является больше самим собой, он стал безвольным автоматом» (Le Bon, 1895). Механизмами психологического влияния массы на индивида являются заражение, подражание и внушение.

Как вы считаете, эта точка зрения Г.Лебона отражает состояние современного человека в массе? Аргументируйте свое мнение конкретными примерами.

Находились ли вы когда-либо среди большого скопления людей? Опишите свои впечатления.

Какие особенности общения между индивидами в большом скоплении людей вы можете отметить.

 

Задание 10

Анализ большой организованной социальной группы

В задании предлагается проанализировать особенности межличностных отношений в организации, хорошо известной студенту по личному опыту, то есть его место работы/учебы в настоящее время или в прошлом,. анализ преимущественно основан на личных наблюдениях или воспоминаниях.

Выберите для анализа ту или иную большую организованную социальную группу, деятельность которой вам хорошо знакома, и предложите свои ответы на следующие вопросы.

1. Какие документы, регламентирующие деятельность организации, вам известны?

2.Имеет ли организация зафиксированные где-либо базовые цели или миссию, кодекс поведения сотрудников (студентов) и т.п.? Сформулируйте базовые цели организации.

3. Какие нормы и правила поведения характерны для организации? В частности, каковы нормы и правила, касающиеся таких аспектов работы организации, как:

· степень самостоятельности и независимости сотрудников (студентов) в своей работе; отношение к инициативам;

· взаимодействие сотрудников (студентов) с руководством; возможность обсуждения решений руководства и возражений им;

· контроль за работой;

· поощрения и награды; справедливость при распределении поощрений;

· отношение к нарушениям, взыскания, санкции;

· соблюдение дисциплины, режима учебы;

· отношение к конфликтам и пути их решения;

· полнота и доступность информации об организации;

4. Какие качества сотрудников (студентов) больше всего ценятся в организации?

5.Существуют ли у организации свои символы? Какие?

6. Какие слова, выражения, высказывания можно считать характерными для языка организации?

7. Каковы характерные формы обращения сотрудников (студентов) организации друг к другу?

Задание 11

«Личность»

Ниже приведены разные способы осмысления «Я». Прокомментируйте их с вашей точки зрения. Какая из формулировок отражает ваше собственное восприятие своего «Я» и почему?

1. Каждый человек есть вселенная, которая с ним родилась и с ним умирает: под каждым надгробным камнем погребена целая всемирная история. (Г. Гейне)

2. Я ничто. Этот малый промежуток не способен отделить меня от небытия, куда мне надлежит идти. Я пришел лишь затем, чтобы составить множество; больше нечего было сделать из меня. (Епископ Боссюэ)

3. Тот, кто не поспевает в ногу с остальными, возможно, слышит иного барабанщика. Пусть шагает с той музыкой, которая слышится ему — слабая и отдаленная. (Торо)

4. Все мы жертвы... Наши судьбы предопределены космическим жребием, ветрами звезд и непостоянными вихрями, что дуют с мельниц богов». (Г. Л. Дитрих)

5. Окружающий мир, по-видимому, не овладевает нами полностью, даже когда мы выросли, но только на две трети; одна треть нашего «Я» еще не родилась. При каждом утреннем пробуждении мы как будто рождаемся заново». (3. Фрейд)

6. Я так бессмысленно чудесен, что Смысл склонился предо мной! (И. Северянин)

7.Человек — это существо, нуждающееся в тайне (т.е. с жалом бесконечности в душе) и сознающее себя смертным. (Л. Мамардашвили)

8. Когда каждый что-то являет, нет никого, кто был бы никем. («Гондольеры»)

9. Человек не есть то, что он есть; человек есть то, что он не есть. (Ж. -П. Сартр)

10. Я не знаю, чем я кажусь свету, но сам я сравниваю себя с ребенком, который, бродя по берегу моря, собирает гладкие камни и красивые раковины... (И. Ньютон).

 

Задание 12

Социальные установки

В социальной психологии хорошо известен парадокс Лапьера, сущность которого в следующем. В 1934 г. Р. Лапьер с двумя спутниками китайского происхождения посетили во время путешествия по США 252 отелей, в которых все менеджеры и владельцы отелей (за исключением одного) беспрекословно их приняли и обслужили. Через два года Р. Лапьер направил письменный запрос в эти же отели с просьбой принять их снова. Ответ пришел из 128 отелей, причем только в одном высказывалось согласие, в 52% был отказ, в других были уклончивые формулировки.

Прокомментируйте этот феномен с позиции атиттюда и реального поведения.

Приведите собственный пример парадокса Лапьера: на словах говорится одно, а действия расходятся со словами.

 

Задание 13

Роли и нормы

Зависят ли нормы взаимоотношений от ролей или же роли определяют нормы? Чтобы ответить на этот вопрос американский психолог Ф. Зимбардо создал и описал уникальную экспериментальную ситуацию.

Студенты, случайным образом разделенные на «заключенных» и «тюремщиков», «играли» в тюремное заключение в специально оборудованном для этого помещении в Стенфордском университете. Уже через 2-3 дня студенты, которые прекрасно понимали, что принимают участие в эксперименте, настолько вошли в роли, что начали соответственно чувствовать и вести себя: одни - настоящими «тюремщиками», которые презирают и ненавидят «заключенных» - жестокими, грубыми людьми, которые без всякой необходимости вмешивались в жизнь своих подопечных; другие - настоящими «узниками», которые ощущали озлобленность против «тюремщиков», и считали себя обязанными при первой возможности устраивать гадости, саботаж и т.п. Взаимная враждебность зашла настолько далеко, что на шестой день эксперимент прекратили.

Ответьте на вопросы:

Какие последствия для студентов, на ваш взгляд, имело участие в этом эксперименте?

Какую информацию дает Стэнфордский тюремный эксперимент для понимания причин жестокости и насилия?

Согласны ли Вы с выводом Ф.Зимбардо о том, что "в поединке между хорошими людьми и порочной ситуацией победила ситуация"?

Приведите собственные примеры, подтверждающие или опровергающие этот тезис.

Допустимо ли, с Вашей точки зрения, проводить исследования, подобные Стэнфордскому тюремному эксперименту? Прав ли был Ф.Зимбардо, прекратив досрочно свой эксперимент?

 

 

Задание 14

Социальные установки

Выберите не менее 3 передач из следующих категорий:

- отечественный мультфильм

- зарубежный мультфильм или мультсериал

- отечественный детский фильм

- зарубежный детский фильм или сериал

- отечественный фильм

- зарубежный фильм

- отечественный сериал

- зарубежный сериал

Желательно, чтобы сравнивались фильмы, сходные по жанру (не следует сравнивать боевик с мелодрамой). Указывайте и учитывайте при анализе примерную длительность фильмов.

На основе выбранных фильмов (мультфильмов) проведите анализ телевизионного насилия и межличностного общения по следующим параметрам (при необходимости можно изменить или добавить параметры в схему регистрации):

1. Выделено актов насилия:

2. Соотношение психологического (оскорблений, обвинений, шантажа) и физического насилия

3. Изображение боли и негативных реакций

4. Насилие остается безнаказанным.

5. Акты насилия совершает " хороший парень":

6. Акты насилия совершает " плохой парень":

7. Оружие на экране присутствует

Сделайте обобщенный вывод о проявлениях насилия на экране.

 

Задание 15

Стереотипы

Существует ли стереотип юриста в массовом сознании? Среди самих юристов? Каковы его особенности? Является ли этот стереотип самоподтверждающимся? Если да, то приведите примеры

.Как выполнение социальной роли юриста может отразиться на особенностях его восприятия клиентами? друзьями и близкими?

Как иллюзия надежности может проявиться в работе юриста? Какие негативные последствия это может иметь? Как их избежать?

Что может повлиять на первое впечатление клиента о юристе? Какие ожидания могут возникнуть в результате этих впечатлений? Как они могут повлиять на процесс взаимодействия? Разберите на примере гипотетических или реальных ситуаций.

 

Задание 16

Проанализируйте такое социальное явление как законность и ответьте на следующие вопросы:

1. Каковы функции юриста в современном обществе? Под функциями понимают объективно присущие свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества.

2. Что можно считать дисфункциями юридической деятельности?

3. Как занятия юриспруденцией влияют на развитие личности человека?

4. Какие психологические закономерности юридической деятельности вы можете отметить?

5. Если вы изучаете юриспруденцию, то какие личные мотивы можете выделить?

6. Можно ли назвать занятия юриспруденцией важным фактором социализации личности?

7. Что для вас означают слова «стоять на службе закона»?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: