«Путешествие Белоснежки и семи гномов в страну Дыхания»
И.Н.Думитраш, учитель-логопед, МБДОУ «Салемальский детский сад «Золотая рыбка»
Цель и задачи пособия:
Ø Воспитание целенаправленной воздушной струи;
Ø Развитие силы воздушной струи;
Ø Активизация губных мышц;
Ø Развитие дыхания, посредством выработки воздушной струи и овладение
артикуляцией определённых звуков.
Описание и содержание: Развивающее панно. Может размещаться как на стене (креплением двухсторонним скотчем либо приклеенными петлями из тесьмы с обратной стороны на крючки), так и располагаться на столе. На панно изображен сюжет «Путешествие Белоснежки и семи гномов в страну Дыхания», где Белоснежка, путешествуя, знакомится с каждый из семи гномов, узнаёт об их увлечениях, помогая им, преодолевая при этом препятствия на своё пути к дому, где живёт Дыхание. Путешествие сопровождается стихотворным текстом. (Приложение 1).
При выполнении упражнений на воспитание воздушной струи, формируется правильный плавный выдох воздушной струи лиц с ОВЗ. Развивающее панно позволяет сочетать прямые и параллельные развивающие действия при реализации игровых и дидактических задач, при сочетании сенсорного и сенсомоторного развития, формирования умственной деятельности через игровые упражнения обучающего характера. Пособие может использоваться как циклзаданий по данному виду работы.
С помощью данного пособия проводится работа на развитие речевого дыхания (длительного плавного целенаправленного ротового выдоха, развитие силы голоса и воздушной струи).
Параллельно это пособие может совершенствовать:
- грамматический строй речи:
- образование существительных с уменьшительными суффиксами (гном – гномик);
- образование притяжательных прилагательных: «Чей? Чья? Чьё» (Лапа медведя - чья лапа? Медвежья лапа. Плавник щуки – чей плавник? Щучий плавник.);
- пополнение пассивного словаря относительными прилагательными (ягоды какие - красные, вкусные, лесные; дорога какая – широкая, узкая, длинная; бабочки какие – лёгкие, воздушные, красивые, яркие; щуки какие – злые, страшные, зубастые);
- экспрессивную речь:
- словами – антонимами: высоко-низко, далеко-близко, летает - не летает, весёлый – грустный, сильный - слабый, злой – добрый, умный - глупый;
- словами с приставочными глаголами: считать, летать, капать, плавать, светить (Дождик капает из тучи. Знайка и Белоснежка считают ягоды. Гном летает на ракете. Ветерок дует на дубовые листья. Лягушка плавает в озере) и т.д.; или (Муравей перебежал дорогу. Муравей забежал за муравейник. Муравей выбежал из домика. Муравей прибежал к муравейнику. Муравей оббежал муравейник.);
- совершенствовать навык слогового анализа: упражнение «Раздели на слоги» (дом, гном, ля-гуш-ка, му-ра-вей, мед-ведь, кро-вать, сол-нце) и т.д;
- согласование количественных числительных (от 1 до 10 и обратно) и существительных;
- развитие фонематических представлений: определение места автоматизируемого звука в именах гномов; нахождение предметов, в словах которых встречается звук [Р] (до р ога, во р она, Иг р ун, му р авей, му р авейник, р акета, к р овать, к р ыша, к р ыльцо, р от, к р она и т.д.);
- обучение ясной шёпотной речи (повторение стихотворений о гномах шёпотом);
- формирование и совершенствование фонематического слуха, отработка силы и координации воздушной струи, отработка чёткой дикции: «Запомни и повтори» (Ша-ша-ша – Шалун, Жду-жду-жду – Ждун, со-со-со – Соня, рун-рун-рун – Игрун и т.д.);
- профилактика нарушений письменной речи «Найди, сколько спряталось лягушек от щук».
Приложение 1
к развивающему панно на развитие речевого дыхания
«Путешествие Белоснежки и семи гномов в страну Дыхания»
(стихи и игры авторские)
«Кто в дупле?» Первый гном, зовут Ма с так,
Цель: Развитие длительного целенаправленного Делает он всё не так.
выдоха. Развитие зрительного гнозиса. Сделал лестницу такую,
Дуем на «закрытое» дупло так, чтобы бумажная Что достанет лишь другую.
«занавеска» приоткрыла картинку – персонаж, Кто в дупле сидит давно,
находящееся в дупле. Струя воздуха должна быть Мы узнаем всё равно.
сильной. За этот короткий временной промежуток Мы подуем на дупло
необходимо различить изображение на картинке. И узнаем, кто оно….(белка).
«Посчитаем ягодки»
Цель: Развитие длительногоплавного выдоха. З найка ягоды считает,
Активизация мышц губ. Согласование Сколько их он точно знает.
количественных числительных (от 1 до 10 и Посчитаем и мы вместе,
обратно) и существительных. Сколько их? Нам интересно.
«Ветерок считает бабочек» Ш а лун бабочек пугает,
Цель: Воспитание направленной воздушной струи. Сколько их, совсем не знает.
Вдох через нос, а затем дуем на бабочек, вытянув Мы поможем посчитать.
губы трубочкой, не надувая щёк. Их, конечно, ровно…(пять).
«Муравейник» Иг р ун играет без оглядки,
Цель: Воспитание направленной воздушной струи. Любимая игра - как прятки.
Активизация мышц губ. Придумай, где ёго найти,
-За, -около иль -позади.
«Полёт ракеты» На месте не сидит Ме ч татель,
Цель: Развитие дыхания и овладение артикуляцией Он к солнцу в небо полетит.
определённого звука. Развитие переключаемости Ты помоги ему (имя ребёнка).
органов артикуляционного аппарата. Мотор скорее завести:
Произнесение слоговых сочетаний. «ды-ды-ды-дыррррр».
«Птицы улетели» Кто встречает, провожает,
Цель: Развитие более глубокого вдоха и более И без устали всех ждёт.
длительного выдоха. Предлагается сдуть птиц с Кто на дудочке сыграет,
территории страны Дыхания, т.е. за пределы Кто нам песенки споёт.
данного развивающего панно. Да, конечно, это Ж дун,
После правильного выполнения этого Не Ш алун и не Иг р ун.
упражнения предлагается взять дополнительно Дудочку бери скорей,
дудочку и подуть в неё. Созывай гусей-друзей!
«Что приснилось гному?» Вот За с оня видит сон,
Цель: Развитие длительного целенаправленного Может снится ему конь,
выдоха. Развитие зрительного гнозиса. Может снится колесница,
Дуем на «закрытую» бумажную «занавеску», Очень быстрая, как львица?
чтобы приоткрыть картинку - образ сна гнома. Дуем, дуем, посмотри…
Там машина, не шумим…