Тема урока: «Назначение и устройство компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти»
Цель урока: знакомство с архитектурой ЭВМ, видами компьютерной памяти.
Задачи урока:
Образовательная – познакомить учащихся с архитектурой ЭВМ, видами компьютерной памяти.
Воспитательная – воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости, привитие навыков самостоятельной работы, обеспечение сознательного усвоения учебного материала.
Развивающая – развивать познавательный интерес, прививать исследовательские навыки.
Тип урока: комбинированный.
Наглядность и оборудование:
1. Компьютер с проектором;
2. Конспект урока;
3. Презентация «Начальные сведения об архитектуре компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера»;
4. Программа – тренажер «Устройство компьютера».
5. Карточки с кроссвордом.
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Объяснение нового материала.
3. Закрепление материала, выполнение работы на тренажере «Устройство компьютера» и работа с кроссвордом.
4. Подведение итогов.
5. Домашнее задание.
Изучаемые вопросы:
§ Компьютер как модель человека, работающего с информацией.
§ Схема информационного обмена в компьютере.
§ Отличие программы и данных.
§ Отличие внутренней и внешней памяти компьютера.
§ Принцип двоичной кодировки информации.
§ Структура внутренней памяти компьютера, её свойства.
Ход урока:
1. Организационный момент. Приветствие, проверка присутствующих, объявление темы и цели урока. Учащиеся записывают тему урока в тетрадях (слайд 1).
2. Объяснение нового материала. Сегодня вы узнаете, в какие устройства входят в состав компьютера, что такое данные и программа и как устроена память компьютера.
С давних времен люди стремились облегчить свой труд. С этой целью создавались различные машины и механизмы, усиливающие физические возможности человека. Компьютер был изобретен в середине XX века для усиления возможностей интеллектуальной работы человека, то есть работы с информацией.
Рассмотрите слайд презентации «Аналогия между компьютером и человеком» ЦОР Аналогия между компьютером и человеком (N 119276).
Прототипом компьютера является сам человек. Только изобретатели стремились передать компьютеру не физические, а интеллектуальные возможности человека
Запишите в тетради правило со стр. 33.
По своему назначению компьютер – универсальное техническое средство для работы человека с информацией.
Запишите какие четыре составляющие делится информационной деятельность человека:
• прием (ввод) информации;
• запоминание информации (память);
• процесс мышления (обработка информации);
• передача (вывод) информации.
Компьютер включает в себя устройства, выполняющие аналогичные функции человека:
• устройства ввода;
• устройства запоминания — память;
• устройство обработки — процессор;
• устройства вывода
Рассмотрите рис. 2.1 на стр. 36 «Информационный обмен между устройствами компьютера».
Ребята, скажите, как происходят процессы ввода и вывода информации компьютером? Какие устройства отвечают за обмен информации?
В ходе работы компьютера информация через устройства ввода попадает в память; процессор извлекает из памяти обрабатываемую информацию, работает с ней и помещает в нее результаты обработки; полученные результаты через устройства вывода сообщаются человеку. Чаще всего в качестве устройства ввода используется клавиатура, а устройства вывода — экран дисплея или принтер (устройство печати).
В информатике существует понятие «архитектура ЭВМ».
На слайде рассмотрите схему. ЦОР Логическая схема понятий по теме: "Первое знакомство с компьютером" (N 119270). Все, что изображено здесь входит в понятие архитектуры компьютера: устройства, программное обеспечение, прикладное обеспечение и системы программирования. Давайте вместе назовем основные элементы ЭВМ.
Теперь ответьте, что такое архитектура компьютера
Запишите определение:
Под архитектурой ЭВМ понимают описание устройства и принципов работы компьютера, достаточное для пользователя и программиста.
Важнейшее отличие компьютера от человека состоит в том, что работа компьютера строго подчинена заложенной в него программе, человек же сам управляет своими действиями.
Запишите со стр. 34 правило.