РАЙОННАЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ЮНОСТЬ ПИНЕЖЬЯ»
Направление – начальные классы (краеведение)
Жабаконская школа: далекое прошлое.
Исследовательский проект
Выполнена обучающейся 4 класса
МБОУ «Сийская СШ №116»
Патракеевой Ириной Сергеевной
Научный руководитель –
заместитель директора по ВР
МБОУ «Сийская СШ №116»
Ромасюкова Светлана Геннадьевна
Сия, 2018
ОГЛАВЛЕНИЕ
I.Введение. Почему я решила узнать про Жабаконскую школу?............................. 3
II. Основная часть. История Жабаконской школы.
1. Информация о школе……………………………………………………………4
2. Интересные факты архивного отдела………………………………………….4
3. Особенности обучения в школах в середине 20 века…………………………5
4. Воспоминания учеников………………………………………………………..6
5. Педагоги школы………………………………………………………………….7
III. Заключение. Что дала мне работа над данной темой?............................................8
IV. Библиографический список………………………………………………………..9
V. Приложения:
1. Фото дома в д. Красное
2. Фотографии школы
3. Фотографии учеников школы
4. Схематический план школы
5. Вещи из деревенского амбара
6. Тренируемся писать, как раньше
7. Фотографии респондентов.
ВВЕДЕНИЕ
«Заблудились в тумане деревья,
Поднимается солнце в зенит,
А на рыжем пригорке деревня
Посредине России стоит…».
Мне кажется, что это стихотворение М. Пляцковский написал про деревню Красное, которая расположена на берегу речки Покшеньга. Каждое лето я отдыхаю в этой деревне в доме своей бабушки, который нам достался по наследству (Приложение1). Моя бабушка Попова (Амосова) Валентина Павловна 32 года проработала в своей родной деревне учителем. В её доме встречается много интересных вещей, которые бабушка бережно хранила. Однажды летом в амбаре я нашла старые учебники, школьные тетрадки и старинные классные журналы Жабаконской начальной школы. Мне сказали, что именно в этой школе в 1956 году начала свою трудовую деятельность моя бабушка. Подтверждение этому я нашла в трудовой книжке бабушки. Мне захотелось узнать об этой школе и я выбрала тему своей исследовательской работы «Жабаконская начальная школа: далекое прошлое», ведь историю этой школы никто не изучал, а жителей, кто может мне помочь в решении этой проблемы, с каждым годом становится все меньше. Мне также интересно было узнать, как в памяти выпускников хранятся воспоминания о школьных годах.
|
Объект исследования - Жабаконская начальная школа.
Предмет исследования – это жители деревни, кто учился в школе, имеющиеся предметы и вещи, связанные со школой.
Цель исследовательской работы – изучение истории Жабаконской начальной школы. Чтобы достичь этой цели, определены задачи, которые необходимо было решить:
· посетить место, где стояла Жабаконская школа;
· найти имеющиеся документы про школу;
· опросить респондентов, кто был учениками школы;
· выяснить, кто работал педагогами в школе;
· собрать информацию, что интересного было в школе в период её существования.
В работе использовались различные методы исследования:
· информационный (беседа, изучение источников);
· реферативный;
· аналитический;
· сравнительный.
Считаю, что данная работа будет интересна всем жителям, кто интересуется историей своего родного края.
|
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
1. Информация о школе.
История Жабаконской начальной школы, со слов жителей деревни, началась примерно в начале 30- х годов XX века, так как выяснилось, что первыми учениками были рожденные в 1926-29 годах жители околков Жабий, Красное, Горушка. Здание школы было одноэтажное. Оно находилось в центре, где деревня делится на околки. И этим, скорее всего, обусловлено название школы – по названию одного из околков. Последние 3 учебных года до закрытия Жабаконская начальная школа была переименована в Красногорскую начальную школу, так же по названию одного из околков. Данная информация подтверждается документами из архивного отдела. И это связано с
Нашлось единственное фото школы, которым поделилась Щеголихина Зинаида Васильевна, проживающая в деревне Кобелёво. Нашлась фотография 2000 года, на которой школа находится уже в полуразрушенном состоянии. А когда я посетила это место, там практически все здание было разрушено (Приложение 2).
Имеются фотографии некоторых учеников школы, найденные у жителей деревни. (Приложение 3). Последними учениками были рожденные в 1961-63 годах, так как школа закончила функционировать в 1971году. Некоторые из этих выпускников доучивались последний учебный год уже не в здании школы, а в другом помещении. Постепенно всех перевели в Покшеньгскую восьмилетнюю школу, находящуюся в деревне Кобелево.
2. Интересные факты архивного отдела.
Изучение истории Жабаконской начальной школы начала с запроса документов о школе. Обратилась в Архивный отдел Пинежского района, в Управление образования администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район», в администрацию муниципального образования «Покшеньгское», к бывшему директору Покшеньгской основной школы Ильину Владимиру Артемьевичу. Документов практически нигде не было, и только архивный отдел по запросу про Жабаконскую начальную школу предоставил небольшое количество имеющихся у них материалов. В них нашлись интересные факты о деятельности школы, по которым можно сделать выводы и предположения.
|
На схематическом плане школьного здания видно, что в школе было всего две учебные комнаты. А классные журналы велись в течение учебного года тоже одновременно одним учителем сразу для двух классов. Значит, делаем вывод, что Жабаконская школа была малокомплектная, то есть в одном помещении одновременно проводились уроки для учеников двух классов (Приложение 4).
Были в школе комнаты для учителей, так как некоторые учителя, работавшие в школе, жили в этом же здании.
Выборку количества учеников в школе можно проследить только в отдельные годы также из документов архивного отдела.
Год | 1950-51 уч.г. | 1951-52 уч.г | 1952-53 уч.г. | 1953 – 54 уч.г. | 1954-55 уч.г. | 1960-61 уч.г. | 1962 – 63 уч.г. | 1965 – 66 уч.г. | 1967 – 68 уч.г. | 1969– 70 уч.г. | 1970-71 уч.г |
Можно сделать предположение, что в среднем в школе ежегодно обучалось от 20 до 30 учащихся с 1 по 4 класс.
Также из документов архивного отдела выяснилось, что в Жабаконской школе выписывались периодические издания: газеты «Пионерская правда», «Дружные ребята», «Учительская газета», «Лесной фронт», журналы «Начальная школа», «Мурзилка», «Вожатый». В отчете за 1 полугодие 1960-61 года говорится о том, что в школе проводились пионерские и октябрятские сборы, на которых принимали в пионеры и октябрята, работали вожатые с производства. Еженедельно по 2 часа учащиеся занимались общественно-полезным трудом: расчищали дорожки, печатали лозунги для демонстраций, работали на пришкольном участке, помогали в уборке урожая на колхозных полях и выполняли другие посильные работы. Об этом также есть записи в классных журналах.
3. Особенности обучения в школах в середине XX века.
Найденные в амбаре школьные вещи также помогли выявить интересные факты, по которым можно сделать выводы о деятельности сельских школ в середине XX века (Приложение 5).
Учебники, по которым учились в школе, мне показались маленькими. Они черно-белые. Но мне было интересно просмотреть их содержание, ведь темы по истории совпадают с нашими темами, правила по русскому языку те же, что учим мы.
В классных журналах названия школьных предметов отличались от современных названий: грамматика – это русский язык, арифметика – это математика, естествознание – это окружающий мир, ручной труд – технология, пение – это музыка.
Четвертные оценки выставлялись в ведомости, сделанные от руки на тетрадном листке
Особенно удивили ученические тетради, которые тоже хранились в амбаре. Аккуратность и красивый каллиграфический почерк поразили меня Все записи делались перьевыми ручками и чернилами. Приходилось пользоваться промокашками. Требования к работам были очень высокие. За малейшую ошибку или исправление снижали оценки и ставили «тройки» и «двойки». Мы с одноклассниками решили попробовать писать этими ручками. Вот что у нас получилось (Приложение 6). Следует сделать вывод, чтобы научиться писать красиво, ученикам требовалось огромное терпение.
4. Воспоминания учеников.
Документов о деятельности Жабаконской начальной школы нашлось очень мало. Основную информацию пришлось получать в ходе беседы, переписок, телефонных разговоров с теми, кто был учениками этой школы. Круг респондентов мне помогли определить найденные журналы, тетради и жители деревни Красное. Главная задача состояла в том, чтобы узнать, кто были преподавателями в этой школе и что интересного там было. Каждому респонденту были заданы вопросы. Вот что мне рассказали бывшие ученики Жабаконской начальной школы.
Попов Александр Анатольевич (1938г.р., г. Северодвинск) поступил в школу в 1945 году. Он вспоминал, что в годы учебы пионеров не было, на переменах играли в мяч, в «Ручеек». Классы были большие. Очень нравились новогодние праздники. Любили смотреть фильмы.
Попова Валентина Васильевна (1946 г.р., п. Ясный) рассказала, что ей особенно запомнилось то, когда в школу привозили для показа немое кино. Всем очень нравилось его смотреть. На большой перемене часто вставали к печкам, так как было холодно, и ели свой хлеб, который приносили из дома.
Смоленская (Хрипунова) Любовь Александровна(1946 г.р., д. Кеврола) вспомнила, что учиться в школу пришла уже во 2 классе. Нравилось выступать на концертах.
Павлюк (Попова) Галина Васильевна (1948 г.р., п. Сылога) училась в школе в середине 50-х годов. Особенно запомнились новогодние праздники, как готовили концерты. Больше всех нравилось выполнять гимнастические пирамиды.
Мамонова (Попова) Антонина Васильевна (1951 г.р., с. Карпогоры) вспомнила интересные моменты. Сообщение о первом полете в космос Ю.А.Гагарина слушали все ученики на коридоре по репродуктору. Учительница поясняла, что такое космос. На огороде около школы высаживали картофель, осенью его копали, сдавали в магазин, а на вырученные деньги покупали чай и сахар. Потом в течение учебного года могли пить чай со своим хлебом. Антонине Васильевне всегда её мама давала маленький житник, а ей очень хотелось купленного в магазине хлеба. Часто она обменивала житник на хлеб. Зимой первыми уроками, пока ещё темно, часто были пение, физкультура и труд. На переменах играли часто на улице. Особенно нравилась игра «Укради знамя». Любили экскурсии к речке. В числе первых у неё появился желтый кожаный портфель. В школе был бильярд, и почти каждый день допоздна играли в него после уроков, так как кружков не было.
Воробьева (Телицына) Елена Андреевна (1952 г.р.), Тузова (Телицына) Агния Андреевна(1950г.р.)(г. Нижний Новгород) по телефону рассказали, что в школе учиться очень нравилось. С трепетными чувствами по утрам ждали учителей. Скорее хотелось с ними встретиться. Особенно в памяти остались новогодние праздники, большой украшенный новогодними игрушками, сделанными своими руками из бумаги, коридор и наряженная ёлка.
Саукова (Попова) Елена Николаевна (1958 г.р., г. Архангельск) рассказала, что на физкультуре ходили на лыжах и катались на санках, весной и осенью на улице во дворе школы была большая площадка, и там играли в мяч, бегали, кто быстрее. На трудах по осени работали в огороде за школой, собирали ягоды, листья для поделок, ходили помогать в колхоз копать картофель, рвать морковь и турнепс.
Попов Борис Геннадьевич (1962 г.р., д. Красное) был в числе последних учеников школы. Вспоминал, что зимой в школе было очень холодно, замерзали чернила. На большой перемене все пили чай с хлебом. Никаких горячих завтраков и обедов не было.
Таким образом, побеседовав с бывшими учениками школы, я узнала, что годы учебы оставили незабываемый след в их жизни, и самые интересные моменты школьной жизни сохранились в памяти на долгие годы.
5. Педагоги школы.
Каждый из учеников школы назвал учителей, кто их учил, и я смогла составить список педагогов школы. Жаль, что не удалось установить точные годы работы.
В числе первых педагогов были Фефилов Григорий Иосифович, Санников Петр Михайлович и Хрипунова Антонина Михайловна. Также в школе работали:
Опокина Нина Павловна;
Дорофеева Наталья Ивановна;
Осипова Анна Васильевна (вышла замуж, стала Козьмовская, уехала работать в п. Сылога);
Постникова Анна Константиновна;
Хабарова Анастасия Никитична;
Пашкова Клавдия Степановна;
Пряхина Галина Васильевна (вышла замуж, стала Ершова, уехала в с. Карпогоры);
Шошина Лидия Максимовна;
Амосова Валентина Павловна (вышла замуж, стала Попова, перешла преподавателем в Покшеньгскую восьмилетнюю школу);
Земцовская Наталья Ивановна;
Дрокина Татьяна Федоровна.
Назывались ещё учителя школы, но кто-то не помнил фамилии этих педагогов, а кто-то забыл отчества, так как данные учителя работали в школе временно. Это Зоя Васильевна, Гера Ивановна, Патракеева Нэлли.
Я узнала, что из педагогов школы жива Ершова Г.В. и встретилась с ней. Галине Васильевне 91 год, и в силу своего возраста она много рассказать не смогла, но сказала, что в данной школе работать ей очень нравилось и она, может, продолжила бы там работать, но вышла замуж, а муж работал в Карпогорах, и ей пришлось переехать туда.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Закончив работу по истории Жабаконской начальной школы, я сделала следующие выводы. История школы – это важная часть истории деревни, так как школа в те годы была культурным центром. Она осталась в сердцах всех учеников ярким этапом их жизненного пути. Жаль, что эту тему начали изучать поздно, когда уже многих свидетелей нет рядом с нами. И мне приятно, что я смогла немного узнать об истории Жабаконской школы и восстановить маленькую частицу истории деревни.
Изучение данной темы меня увлекло, я приобрела исследовательские навыки. Возможно, в будущем смогу ещё найти какую-нибудь информацию по данной теме.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ястребинская Г.А.Таежная деревня Кобелево. История советской деревни в голосах крестьян: 1992-2002.М.: Памятники исторической мысли, 2005.-348с., илл.
2. https://vk.com/club98646046
3. https://vk.com/away.php?to=http%3A%2F%2Fsanatatur.ru%2Fforum%2Fviewtopic.php%3Ff%3D119%26t%3D13468%26start%3D11&cc_key=