Важнейшим, однако, является вопрос о сущности новой формы государства. Сущность всякого государства, как известно, – это диктатура господствующего класса. Отсюда следует, что сущность конкретного государства определяется тем, государством какого класса оно является. Осознание этого положения позволяет понять, в каком государстве мы живем.
Нынешнее российское государство – буржуазное и по сущности, и по форме. По форме – это президентско-парламентская республика, в которой отлаженная машина всеобщих выборов обеспечивает сохранение и воспроизводство диктатуры буржуазии.
Поскольку нынешнее буржуазное государство не первое буржуазное государство в истории России, то оно может быть отнесено к тому типу государства, которое установилось в России в феврале 1917 года после февральской буржуазной революции и просуществовало восемь месяцев до Великой Октябрьской социалистической революции. Именно оно, кстати, декретом Временного правительства уничтожило корпус жандармерии и департамент полиции и образовало народную милицию. Это первое российское буржуазное государство пыталось взаимодействовать с возникшими вновь в России после двенадцатилетнего перерыва Советами, пока они оставались эсеро-меньшевистскими, и организовывало выборы в Учредительное собрание, которое созвали большевики. На партию Ленина клевещут, что она разогнала Учредительное собрание. Но это неправда. Лишь несколько человек охраны отказались нести службу в четыре часа утра, и депутаты разошлись на ночной отдых. Убиенными же депутаты Учредительного собрания оказались по приказу Колчака, к которому они приехали в Сибирь за помощью, но который стремился вернуть страну в феодализм.
|
Для того, чтобы провести изменения в форме российского государства, потребовалась Первая русская революция, возникшая и прошедшая под давлением и при активной роли рабочего класса. В результате Первой русской революции 1905 – 1907 годов в России появилась Государственная Дума, то есть российский парламент. Но парламентской республикой Россия от этого не стала. Парламент явился не более чем украшением царского самодержавия. Помещичий класс сохранил свое политическое господство, лишь видоизменив его форму. И это в условиях, когда в экономике по сути дела завершилось становление буржуазного способа производства и началось развитие и превращение российского капитализма свободной конкуренции в монополистический капитализм. Другим важным результатом Первой русской революции явилось возникновение Советов, которые впервые были созданы русскими рабочими в Иваново-Вознесенске как органы забастовочной борьбы. Как и парламент, Советы тоже были представительными органами, но представительство осуществлялось не от территориальных округов, а от забастовочных комитетов фабрик и заводов. В 1905 – 1907 годах городские Советы были созданы в нескольких городах, затем они на 12 лет исчезли и в 1917 году на волне широкого забастовочного движения стали возникать снова повсеместно как грибы после дождя. И хотя они вначале по своему составу были эсеро-меньшевистскими, В.И.Ленин, большевики увидели в них организационную форму диктатуры пролетариата. И если К.Маркс и Ф.Энгельс, анализируя опыт Парижской коммуны, доказали невозможность использования буржуазной государственной машины для решения задач коммунистической революции и необходимость её слома, то В.И.Ленин, опираясь на опыт Первой русской революции, сделал вывод о том, что Советы представляют собой новый тип государства, новый государственный аппарат, который приходит на место старого, буржуазного, но основы его создаются еще в лоне старого буржуазного строя. Советы как будущий государственный аппарат пролетарского государства рабочий класс России создал с февраля по октябрь 1917 года. В сентябре в результате активного участия большевиков в разгроме корниловского мятежа произошла большевизация Советов, поскольку в отличие от парламентов, избираемых по территориальным округам, в избираемых по фабрикам и заводам Советах прост и реален механизм отзыва и замены депутатов: меньшевиков отзывали, а на их место избирали большевиков. В 1917 году в России сначала сложилось двоевластие, а затем рабочий класс России, используя нарождающийся советский государственный аппарат будущего социалистического государства, с помощью по сути дела бескровного вооруженного восстания установил Советскую власть как форму диктатуры пролетариата. Оно является новым и по сущности, и по форме. Никогда и нигде ранее не устанавливалось государство рабочих, государство трудящихся в интересах самих трудящихся. Впервые в мире – в России – было создано государство пролетариатом и для пролетариата. Но оно было новым и по форме: нигде и никогда раньше не строилось государство на основе фабрик, заводов, сельхозпредприятий самими рабочими этих предприятий. Были советы царей, военачальников, землевладельцев, рабовладельцев, предпринимателей, епископов и т. д. А вот Советов рабочих, крестьянских, солдатских, казачьих и пр. депутатов, составляющих государство снизу доверху никогда и нигде не было. Такое государство возникло в России в 1917 году.
|
|
Интересно вспомнить такой факт, что при разработке второй Программы РКП(б) Ленин рассматривал возможность отступления от формы Советов как результат и выражение возможного в борьбе общего отступления под давлением обстоятельств и сил противника, а не как движение к развитию демократии трудящихся, пролетарской или рабочей демократии. Ленин в резолюции Седьмого съезда РКП(б) по Программе партии предложил записать следующее: «изменение политической части нашей программы должно состоять в возможно более точной и обстоятельной характеристике нового типа государства, Советской республики, как формы диктатуры пролетариата и как продолжения тех завоеваний международной рабочей революции, которые начаты Парижской Коммуной. Программа должна указать, что наша партия не откажется от использования и буржуазного парламентаризма, если ход борьбы отбросит нас назад, на известное время, к этой, превзойденной теперь нашей революцией, исторической ступени. Но во всяком случае и при всех обстоятельствах партия будет бороться за Советскую республику, как высший по демократизму тип государства и как форму диктатуры пролетариата, свержения ига эксплуататоров и подавления их сопротивления»[5].
Но ВКП(б) допустила ошибку, когда при обсуждении Проекта Конституции 1936 года перенесла формирование депутатского корпуса с производственных округов на территориальные избирательные округа, то есть вернула территориальный принцип избрания депутатов Советов – принцип парламента. Но тем самым у Советов депутатов трудящихся был отрезан корень их силы – их производственное основание, производственные общины, их пролетарская природа. Это значило также и ослабление депутатов как персон и общественных деятелей, которые также имели в Советах другую социальную природу, другое положение в системе власти и другие функции как на предприятии, так и в Совете. В отличие от буржуазного парламента, депутат Совета представлял не «территорию», не абстрактное «население» и не отдельных абстрактных «рабочих», а трудовой коллектив, предприятие (завод, фабрику, комбинат, совхоз) и его рабочий (или фабричный) комитет. Поэтому городской (и выше) Совет был собранием (и органом) не отдельных рабочих, а Советом предприятий, Советом трудовых коллективов, Советом рабочкомов, первичных коммун. И трудовой коллектив следил за работой такого делегата и его контролировал. А в случае невыполнения депутатом своих обязанностей, производственный коллектив мог легко, на собрании (или конференции, если предприятие большое), его отозвать и заменить с любого уровня власти. Но такой депутат Совета имел и другое (по принципу дополнительности) право и обязанность: представлять Совет на предприятии, быть делегатом Совета на предприятии. В таком случае его социальное влияние на предприятии и роль в управлении производством сравнима с ролью и влиянием директора. То есть депутат стал подлинно народным, подлинно демократическим, двуединым по сущности делегатом. Таким образом значение депутата увеличивалось, связь предприятий с городом и государством укреплялась. Причем такой делегат не обязательно должен быть рабочим: он может быть инженером, мастером, руководителем партийной организации, даже служащим со стороны или еще кем-то. Но он прошел через выборы на предприятии, и трудовой коллектив оказал ему доверие. После принятия Конституции 1936 года эти связи стали слабнуть, отзывы депутатов производились реже и реже, а потом, в период Хрущева и Брежнева, практически почти прекратились. Роль Советов свелась к утверждению планов начальства и их выполнению.
К сожалению, руководство КПСС последних лет не смогло последовать мудрому предположению и предупреждению В.И.Ленина. И КПСС как целое капитулировала перед группой предателей в руководстве, поддержанной международным империализмом.
Но здоровая часть партии осталась и продолжала борьбу за реализацию стратегии, выработанной основоположниками коммунистической партии. Жизнь лишь подтвердила правильность теории и стратегии партии: отход от этой линии привел руководителей и страну к поражению. Это – отрицательный (от противного) аргумент в пользу истинности теории и стратегии коммунизма.