РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
АДМИНИСТРАЦИЯ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5 ИМЕНИ ГЕНЕРАЛА В.А. ФРОЛОВА»
Дополнительная общеобразовательная программа
«БАСКЕТБОЛ»
возраст участников 10 – 12 лет
срок реализации программы – 2 года
автор: Шепырева Е. Г..,
учитель физической культуры
Г. Петрозаводск 2022г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы
В настоящее время приоритетной задачей развития физкультурно-спортивного движения в нашей стране является максимальное вовлечение детей, подростков и молодежи в активные занятия физической культурой и спортом. Особой популярностью пользуются занятия массовыми видами спорта такими, как: баскетбол, волейбол и др. В частности интерес к баскетболу с каждым годом возрастет, так как по массовости и популярности он опережает многие виды спорта. У баскетбола есть ещё одно ценное качество – он универсален. Баскетбол - это не только средство физической подготовки, освоения технической и тактической стороной игры, но и повышения умственной работоспособности, снятия утомления учащихся, возникающего в ходе занятий по общеобразовательным дисциплинам. Противоборство, целями которого являются взятие корзины соперника и защита своей, вызывает проявление всех жизненно важных для человека физических качеств: скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей, гибкости и выносливости. В работу вовлекаются практически все функциональные системы его организма, включаются основные механизмы энергообеспечения. Достижение спортивного результата требует от играющих целеустремленности, настойчивости, решительности, смелости, уверенности в себе, чувства коллективизма.
Польза от занятий баскетболом огромна - это здоровье детей, это готовность к труду, это подготовка к военной службе. Важнейшее требование к занятиям - дифференцированный подход к занимающимся, учитывая их состояние здоровья, физическое развитие, двигательную подготовленность, а также знание навыков для самостоятельных занятий.
Актуальность физкультурно-спортивного направления деятельности обуславливается тем, что в детском возрасте двигательные навыки развиваются наиболее интенсивно, так как в этот период происходит формирование всего двигательного аппарата и физических качеств. Слабое, негармоничное развитие мышечной системы значительно задерживает развитие двигательных способностей ребенка.
Место программы в образовательном процессе
Данная программа является программой дополнительного образования, предназначенной для внеурочной формы дополнительных занятий по физическому воспитанию общеобразовательных учреждений. Программа реализуется для обучающихся МОУ «Средняя школа № 5 имени ген. В.А. Фролова».
В процессе обучения у обучающихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье.
Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому ученики смогут более плодотворно учиться, меньше болеть. Ученики, успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по баскетболу различного масштаба.
Цель:
Создание условий для полноценного физического развития и укрепления здоровья обучающихся посредством приобщения к регулярным занятиям баскетболом, формирование навыков здорового образа жизни, социализации обучающихся.
Задачи:
Образовательные:
- обучать занимающихся игре с мячом - баскетболом, правилами игры, техникой, тактикой, правилами судейства и организацией проведения соревнований;
Развивающие:
- способствовать разностороннему физическому развитию обучающихся, укреплять здоровье, опорно - двигательный аппарат;
- целенаправленно развивать специальные двигательные навыки и психологические качества ребёнка;
- расширять спортивный кругозор детей;
Воспитательные:
- формировать дружный коллектив, способный решать поставленные задачи, воспитывать культуру поведения;
- прививать любовь и интерес к систематическим занятиям физкультурой и спортом;
- пропагандировать здоровый образ жизни;
Методы и формы обучения
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных по 3 часа в неделю.
Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий, также выделяют и отдельные занятия-семинары по судейству, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям баскетболом и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий. Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
Ø метод упражнений;
Ø игровой;
Ø соревновательный,
Ø круговой тренировки.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений.
Ø разучивание упражнений осуществляется двумя методами:
Ø в целом,
Ø по частям.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
При работе используется методика поэтапного выполнения заданий по устному или иллюстративным рекомендациям. Для создания наиболее благоприятных условий для развития и воспитания детей педагог по необходимости может чередовать количество часов, отведённых на прохождение конкретной темы.
Ожидаемый результат
к моменту завершения программы обучающиеся должны:
Знать
Ø Основы знаний о здоровом образе жизни.
Ø Историю развития вида спорта «баскетбол».
Ø Правила игры в баскетбол.
Ø Тактические приёмы в баскетбол.
Уметь
Ø Овладеть основными техническими и тактическими приёмами баскетболиста.
Ø Проводить судейство матчей.
Ø Проводить разминку баскетболиста, организовать проведение подвижных игр.
Формы организации работы с детьми:
- Групповые учебно-тренировочные занятия.
- Групповые и индивидуальные теоретические занятия.
- Восстановительные мероприятия.
- Участие в товарищеских встречах.
- Участие в соревнованиях.
- Тестирование.
Принципы организации обучения:
- Принцип доступности и индивидуализации
- Принцип постепенности
- Принцип систематичности и последовательности
- Принцип сознательности и активности
- Принцип наглядности
Ожидаемые результаты:
освоения обучающимися программы оцениваются по трём базовым уровням и представлены соответственно личностными, метапредметными и предметными результатами:
Личностные результаты:
– формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям физической культурой и к здоровому образу жизни;
– воспитание морально-этических и волевых качеств;
– дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;
– умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
– умение оказывать помощь своим сверстникам.
Метапредметные результаты:
– определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
– уметь организовать самостоятельные занятия баскетболом, а также, с группой товарищей;
– организовывать и проводить соревнования по баскетболу в классе, во дворе, в оздоровительном лагере;
– умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;
– умение вести наблюдение за показателями своего физического развития;
Предметные результаты:
–знать об особенностях зарождения, истории баскетбола;
– знать о физических качествах и правилах их тестирования;
– выполнять упражнения по физической подготовке в соответствии с возрастом;
– владеть тактико-техническими приемами баскетбола;
– знать основы личной гигиены, причины травматизма при занятиях баскетболом и правила его предупреждения;
– владеть основами судейства игры в баскетбол.
Материально-техническое обеспечение занятий
Для занятий необходимо следующее оборудование и инвентарь:
Ø Щиты с кольцами - 2 комплекта.
Ø Конусы - 6 шт.
Ø Гимнастическая стенка-6 пролетов.
Ø Гимнастические скамейки - 4 шт.
Ø Гимнастический мостик - 1 шт.
Ø Гимнастические маты - 3 шт.
Ø Скакалки - 20 шт.
Ø Мячи набивные различной массы - 4 шт.
Ø Мячи баскетбольные - 15 шт.
Ø Аптечка медицинская - 1 комплект.
Ø Секундомер - 1 шт.
Учебно-тематический план
№ п/п | Содержание | Количество часов | |
1 год | 2 год | ||
70 ч | 70 ч | ||
1. | Основы знаний | ||
2. | Специальная техническая подготовка | ||
3. | Специальная тактическая подготовка | ||
4. | ОФП |