Задание 1. Исследование самооценки




ФГАОУ «Северо-Восточный университет им. М.К. Аммосова»

 

Биолого-географический факультет

 

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

По психологии

Выполнил:___________________

Проверил: ___________________

Якутск-2011

РАЗДЕЛ 1. «Познавательные процессы»

Задание 1. Исследование внимания.

Методика «Перепутанные инструкции»

Методика позволяет исследовать индивидуальные свойства слухового внимания. Слуховое внимание - самый ценный и в то же время наиболее уязвимый компонент аудирования. Различные аспекты внимания — его объем, устойчивость, переключаемость - в конечном итоге проявляются в интегральном результате эффективного аудирования. Если у аудитора неустойчивое внимание, например у ребенка, низкая переключаемость, например, у людей с ригидным мышлением или слабой нервной системой, высокая интерферируемость, например у эмоционально неустойчивых, то ряд ли можно ожидать хороших результатов аудирования.

Методика «Перепутанные инструкции» позволяет оценить свойства внимания по результатам правильности выполнения инструкций.

Задачей испытуемых является внимательное прослушивание словесной инструкции и выполнение на ее основе соответствующих действий.

№ задания Список словесных инструкций:   Ответ
  Если буква Ф появилась хоть раз перед этой запятой, то зачеркните ее, в противном случае зачеркните ее в слове ФЕЯ. ФЕЯ
  Если слово «слово» не включено в словотворчество, то нарисуйте волнистую линию, в противном случае нарисуйте крест.  
  Если А номер 1 в алфавите, то напишите здесь сумму номеров Г и Д.  
  Не пишите здесь слово «макроэкономика», если оно не содержит всех гласных букв, а напишите тогда первые четыре согласные буквы алфавита.  
  Обведите слово «фея» кругом, если неправда то, что круг не похож ни на какую букву алфавита. ФЕЯ
  Если вы не согласны с тем, что утверждение «не В - третья буква алфавит - ложно, то не рисуйте квадрат здесь.  
  Сосчитайте от 10 до 5 и запишите здесь счет в обратном порядке.  
  Если летучая мышь — птица, а не животное, то не рисуйте здесь мяч.  
  Если самая длинная река в России не Волга, напишите здесь слово «Нева», и противном случае напишите здесь слово «болото».  
  Нарисуйте линию сверху второго слова в этом предложении. Нарисуйте линию сверху второго слова в этом предложении.

Правильные ответы. 1) Буква «Ф» в первой строчке зачеркнута. 2) Нарисован крест. 3) 9. 4) Б, В, Г, Д. 5) Слово «Фея» обведено кругом. 6) Должен быть нарисован квадрат. 7) 5, 6, 7, 8, 9, 10. 8) Нарисован мяч. 9) Должно быть написано слово «болото». 10) Нарисована линия сверху второго слова «линию».

При интерпретации результатов подсчитывается в баллах общее количество правильно выполненных инструкций. При сумме в 5 и более баллов результаты считаются удовлетворительными, сумма менее 5 баллов или отказ от выполнения задания вообще расцениваются как неудовлетворительные, свидетельствующие о недостатках слухового внимания.

Память

Задача 1.

Какие закономерности, относящиеся к психологии памяти, лежат в основе описанных ниже фактов:

1.Любители телевизионных сериалов легко помнят перипетии сюжета, многочисленных действующих лиц и мелкие детали достаточно продолжительное время в течение его показа. Однако, как только сериал заканчивается, даже воспроизведение общего сюжета и основных персонажей вызывает у тех же людей значительные трудности.

Ответ:

 

 

 

 

2.По словам Ф. Ницше, человек может наблюдать следующий психический феномен: «Моя память твердит мне, что я сделал это. Моя совесть говорит, что я не мог этого сделать. Проходит время, и память отступает».

Ответ:

 

 

 

 

3.Когда учителю приходится диктовать текст для его записи учениками, то не следует одновременно называть более семи слов.

Ответ:

 

 

 

 

4.«Раскольников жадно осматривался направо и налево...и ни на чем не мог сосредоточить внимание; все выскользало.«Вот чрез неделю, чрез месяц меня провезут куда-нибудь по этому мосту, как-то я тогда взгляну на эту канаву, запомнить бы это - мелькнуло у него в голове. - Вот эта вывеска, как-то я прочту эти самые буквы? Вот тут написано «Таварищество», ну, вот и запомнить это а, букву а, и посмотреть на нее через месяц, на это самое а: как-то я тогда посмотрю? что-то я тогда буду ощущать и думать?» (Ф.М,Достоевский).

Ответ:

 

 

 

 

5.В фильме «Огни большого города» приводится следующий эпизод: Чарли спасает от самоубийства одного пьяного в стельку миллионера. Всякий раз, когда миллионер, будучи нетрезвым, встречает Чарли, то обходится с ним как с лучшим другом и приглашает к себе. Но когда на утро он трезвеет, он видит в Чарли лишь незваного гостя и выставляет его за дверь.

Ответ:

 

 

 

 

6.Психиатр Э. Клапаред описал интересный факт, наблюдавшийся у одного из его больных, страдавшего амнезией. Несколько дней подряд он здоровался с больным, при этом незаметно для больного колол его при рукопожатии спрятанной иглой. Больной через некоторое время перестал подавать руку Э.Клапареду, но при этом не узнавал его, не помнил ни самого факта укола, ни того, что с ним здоровались.

Ответ:

 

 

 

 

Задача 2.

Какие закономерности, относящиеся к психологии памяти, лежат в основе описанных ниже фактов:

1.Любители телевизионных сериалов легко помнят перипетии сюжета, многочисленных действующих лиц и мелкие детали достаточно продолжительное время в течение его показа. Однако, как только сериал заканчивается, даже воспроизведение общего сюжета и основных персонажей вызывает у тех же людей значительные трудности.

Ответ:

 

 

 

 

2.По словам Ф. Ницше, человек может наблюдать следующий психический феномен: «Моя память твердит мне, что я сделал это. Моя совесть говорит, что я не мог этого сделать. Проходит время, и память отступает».

Ответ:

 

 

 

 

3.Когда учителю приходится диктовать текст для его записи учениками, то не следует одновременно называть более семи слов.

Ответ:

 

 

 

 

4.«Раскольников жадно осматривался направо и налево...и ни на чем не мог сосредоточить внимание; все выскользало.«Вот чрез неделю, чрез месяц меня провезут куда-нибудь по этому мосту, как-то я тогда взгляну на эту канаву, запомнить бы это - мелькнуло у него в голове. - Вот эта вывеска, как-то я прочту эти самые буквы? Вот тут написано «Таварищество», ну, вот и запомнить это а, букву а, и посмотреть на нее через месяц, на это самое а: как-то я тогда посмотрю? что-то я тогда буду ощущать и думать?» (Ф.М,Достоевский).

Ответ:

 

 

 

 

5.В фильме «Огни большого города» приводится следующий эпизод: Чарли спасает от самоубийства одного пьяного в стельку миллионера. Всякий раз, когда миллионер, будучи нетрезвым, встречает Чарли, то обходится с ним как с лучшим другом и приглашает к себе. Но когда на утро он трезвеет, он видит в Чарли лишь незваного гостя и выставляет его за дверь.

Ответ:

 

 

 

 

6.Психиатр Э. Клапаред описал интересный факт, наблюдавшийся у одного из его больных, страдавшего амнезией. Несколько дней подряд он здоровался с больным, при этом незаметно для больного колол его при рукопожатии спрятанной иглой. Больной через некоторое время перестал подавать руку Э.Клапареду, но при этом не узнавал его, не помнил ни самого факта укола, ни того, что с ним здоровались.

Ответ:

 

 

 

 

Воображение

Задача 1

 

Какая функция воображения проявляется в каждом из приведенных случаев? В чем состоит отличие первого и второго случая?

 

А. “Должно же было разрешиться чем-нибудь это пассивное страдание? Оно могло пока разрешиться только внутренним путем. В душе Карася проявляется страшная злость и ненависть, однако боящаяся обнаружить себя. Она горячит воображение Карася, и в голове его возникают странные образы и картины... Карась представляет себе, как он с зажженной паклей в руках опускается в подвалы училища, строит там огромные костры, и, вышедши оттуда, ждет, скоро ли пламень своими огненными языками начнет лизать проклятые бурсацкие гнезда. Злость его видит, как пожар охватил бурсу... трещат, нагибаются, падают стены... разрушаются гнусные классы... горят противные книги и учебники... гибнут в огне начальники и учителя... Но такое психическое состояние не может продолжаться долго; душа утомляется, и начинает незаметно пробиваться здравая мысль... Карась ясно начинает понимать всю ложь и безобразие своих картин, гонит их прочь, на душе делается пусто и противно, остается одно тошнота от неумеренных и бесплотных мечтаний”(Помяловский Н.Г. Очерки бурсы//Избранное.— М.,1980.— С.369—370).

 

Ответ:

 

 

 

 

Б. Студентка педагогического университета вспоминает: “Случилось это так... Не виделась я со своими родителями три года, и вот они приехали. Через неделю после приезда - у мамы день рождения. И в этот день я получаю от учительницы замечание. Так как оно не первое, она вызывает маму в школу. Я прошу подождать хоть день... Но наша “классная дама” остается непреклонной... Я в отчаянии, что не могу переубедить ее. Я говорю: “Вы поступили несправедливо, когда нибудь я докажу вам это”. Как-то получилось, что это маленькое событие послужило не только основой моей мечты, но и решило мою дальнейшую жизнь. Я стала мечтать... Я мечтала о школе, в которой будут только такие учителя, которые умеют понять чувства ребят, будут для них близкими, дорогими. И сама мечтала стать самой лучшей среди учителей. Я мечтала о том, как буду любима детьми, как буду отдавать им все, а они будут ценить меня за это. Мне было интересно мечтать. Мои мечты что-то меняли во мне, в моем характере, в отношении к жизни”. (Додонов Б.И. Эмоция как ценность. — М., 1977.— С.173—174).

Ответ:

 

 

 

Ответ:

 

 

 

Мышление

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

 

Стиль мышления – это система интеллектуальных стратегий, приемов, навыков и операций, к которой личность предрасположена в силу своих индивидуальных особенностей: характера, мотивации, системы ценностей и т.д. Формируясь у человека еще с детства под влиянием воспитания, личного опыта, стиль мышления развивается в течение всей жизни человека. Таким образом, стиль мышления определяет различия между людьми в том, как они понимают, осмысляют окружающую действительность и как эти способы осмысления влияют на организацию человеком своего поведения.

В данном задании предлагается использовать типологию стилей мышления, разработанную американскими психологами Р.Харрисоном и Р.Брэмсоном. Они выделяют пять стилей мышления: синтетический, идеалистический, прагматический, аналитический и реалистический[1]. Для изучения этих стилей был создан специальный опросник.

 

Требование: возраст должен быть не менее 18 лет.

 

Инструкция:

 

“Этот опросник предназначен для того, чтобы помочь Вам определить предпочитаемый Вами способ мышления, а также манеру задавать вопросы и принимать решения. Среди предлагаемых Вам на выбор ответов нет правильных или неправильных. Максимум полезной информации Вы получите в том случае, если будете, как можно точнее сообщать об особенность Вашего реального мышления, а не о том, как, по-вашему, следовало бы мыслить.

Каждый пункт данного опросника состоит их утверждения, за которым следует пять его возможных окончаний. Ваша задача – указать ту степень, в которой каждое окончание применимо к Вам. На бланке ответов напротив каждого окончания проставьте номера: 5, 4, 3, 2, или 1, указывающие на ту степень, в какой данное окончание применимо к Вам: от 5 (более всего подходит) до 1 (менее всего подходит). Каждый номер (балл) должен быть использован только один раз в группе из пяти окончаний. (Всего таких групп в опроснике 18). Даже если 2 окончания (или больше) в одной группе покажутся одинаково применимы к Вам, все-таки постарайтесь их упорядочить. Имейте ввиду, что для каждой группы каждый балл (5, 4, 3, 2 или 1) нельзя использовать более одного раза.

 

Если Вы уверены, что поняли приведенную выше инструкцию, то продолжайте работать дальше”.

 

Текст опросника “Стиль иышления”.

 

1. Когда между людьми имеет место конфликт на почве идей, я отдаю предпочтение той стороне, которая:

 

a. Устанавливает, определяет конфликт и пытается его выразить открыто;

b. Лучше всех выражает затрагиваемые ценности и идеалы;

c. Лучше всех отражает мои личные взгляды и опыт;

d. Подходит к ситуации наиболее логично и последовательно;

e. Излагает аргументы наиболее кратко и убедительно.

 

2. Когда я начинаю решать какие-либо проблемы совместно с другими людьми, самое важное для меня:

 

a. Понять цели и значение будущей работы;

b. Раскрыть цели и ценности участников рабочей группы;

c. Определить порядок конкретных шагов по решению проблемы;

d. Понять, какую выгоду может принести эта работа для нашей группы;

e. Чтобы работа над проблемой была организована и сдвинулась с места.

 

3. Вообще говоря, я усваиваю новые идеи лучше всего, когда могу:

 

a. Связать их с текущими или будущими своими занятиями;

b. Применить их к конкретным ситуациям;

c. Сосредоточиться на них тщательно и проанализировать;

d. Понять, насколько они сходны с привычными мне идеями;

e. Противопоставить их другим идеям.

 

4. Для меня графики, схемы, чертежи в книгах или статьях обычно:

 

a. Полезнее текста, если они точны;

b. Полезны, если они ясно показывают новые факты;

c. Полезны, если они подкрепляются и поясняются текстом;

d. Полезны, если они поднимают вопросы по тексту;

e. Не более и не менее полезны, чем другие материалы.

 

5. Если бы мне предложили провести какое-то исследование (например, курсовую или дипломную работу), я, вероятно начал бы с:

 

a. Попытки определить его место в более широком контексте;

b. Определения того, смогу ли я выполнить его в одиночку или мне потребуется помощь;

c. Размышлений и предположений о возможных результатах.

d. Решения о том, следует ли вообще проводить это исследование;

e. Попытки сформулировать проблему как можно полнее и точнее.

 

6. Если бы мне пришлось собирать от членов какой-то организации информацию, касающуюся ее насущных проблем, я предпочел бы:

 

a. Встретиться с ними индивидуально и задать каждому свои конкретные вопросы;

b. Провести общее собрание и попросить их высказать свое мнение;

c. Опросить их небольшими группами, задавая общие вопросы;

d. Встретиться неофициально с влиятельными лицами и выяснить их взгляды;

e. Попросить членов организации предоставить мне (желательно в письменно форме) всю относящуюся к делу информацию, которой они располагают.

 

7. Вероятно, я буду считать что-то правильным, истинным, если это “что-то”:

 

a. Выстояло против оппозиции, выдержало сопротивление противоположных подходов;

b. Согласуется с другими вещами, которым я верю;

c. Было подтверждено на практике;

d. Поддается логическому и научному доказательству;

e. Можно проверить лично на доступных наблюдению фактах.

 

8. Когда я на досуге читаю журнальную статью, она будет скорее всего:

 

a. О том, как кому-нибудь удалось разрешить личную или социальную проблему;

b. Посвящена дискуссионному политическому или социальному вопросу;

c. Сообщением о научном или историческом исследовании;

d. Об интересном, забавном человеке или событии;

e. Точным, без доли вымысла, сообщением о чьем-то интересном жизненном опыте.

 

9. Когда я читаю отчет о работе (или другой текст, например, научный или учебный), я обращаю больше всего внимания на:

 

a. Близость выводов моему личному опыту;

b. Возможность выполнения данных в тексте рекомендаций;

c. Надежность и обоснованность результатов фактическими данными;

d. Понимание автором целей и задач работы;

e. Интерпретацию, объяснение данных.

 

10. Когда передо мной поставлена задача, первое, что я хочу узнать – это:

 

a. Каков наилучший метод для решения данной задачи;

b. Кому и когда нужно, чтобы эта задача была решена;

c. Почему эту задачу стоит решать;

d. Какое влияние ее решение может иметь на другие задачи, которые приходиться решать;

e. Какова прямая, немедленная выгода от решения данной задачи.

 

11. Обычно я узнаю максимум о том, как сделать что-то новое, благодаря тому, что:

 

a. Уясняю для себя, как это связано с чем-то что мне хорошо знакомо;

b. Принимаюсь за дело как можно раньше;

c. Выслушиваю различные точки зрения, по поводу того, как это сделать;

d. Есть кто-то, кто показывает мне, как это сделать;

e. Тщательно анализирую, как это сделать наилучшим образом.

 

12. Если бы мне пришлось проходить испытание или сдавать экзамен, я предпочел бы:

 

a. Набор объективных, проблемно-ориентированых вопросов по предмету;

b. Дискуссию с теми, кто также проходит испытание;

c. Устное изложение и показ того, что я знаю;

d. Сообщение в свободной форме о том, как я применил на деле то, чему научился;

e. Письменный отчет, охватывающий историю вопроса, теорию и метод.

 

13. Люди, чьи особые качества я уважаю больше всего, это вероятно:

 

a. Выдающиеся философы и ученые;

b. Писатели и учителя;

c. Лидеры деловых и политических кругов;

d. Экономисты и инженеры;

e. Фермеры и журналисты.

 

14. Вообще говоря, я нахожу теорию полезной, если она:

 

a. Кажется родственной тем другим теориям и идеям, которые я уже усвоил;

b. Объясняет вещи новым для меня образом;

c. Способна систематически объяснять множество связанных ситуаций;

d. Служит пояснению моего личного опыта и наблюдений;

e. Имеет конкретное практическое приложение.

 

15. Когда я читаю статью по дискуссионному вопросу (или, например, наблюдаю дискуссию в телевизионной передаче), я предпочитаю, чтобы в ней:

 

a. Показывались преимущества для меня в зависимости от выбираемой точки зрения;

b. Излагались все факты в ходе дискуссии;

c. Логично и последовательно обрисовывались затрагиваемые спорные вопросы;

d. Определялись ценности, которые исповедует та или иная сторона в дискуссии;

e. Ярко освещались обе стороны спорного вопроса и существо конфликта.

 

16. Когда я читаю книгу, выходящую за рамки моей непосредственной деятельности (учебной, профессиональной и т.п.), я делаю это главным образом вследствие:

 

a. Заинтересованности в совершенствовании своих профессиональных знаний;

b. Указания со стороны уважаемого мной человека на возможную ее полезность;

c. Желания расширить свою общую эрудицию;

d. Желания выйти за пределы собственной деятельности для разнообразия;

e. Стремления узнать больше об определенном предмете.

 

17. Когда я впервые подхожу к какой-то технической проблеме (например, устранить несложную поломку в электроприборе), я скорее всего буду:

 

a. Пытаться связать ее с более широкой проблемой или теорией;

b. Искать пути и способы быстро решить эту проблему;

c. Обдумывать альтернативные способы ее решения;

d. Искать способы, которыми другие, возможно, уже решили эту проблему;

e. Пытаться найти самую лучшую процедуру для ее решения.

 

18. Вообще говоря, я более всего склонен к тому, чтобы:

 

a. Находить существующие методы, которые работают, и использовать их как можно лучше;

b. Ломать голову над тем, как разнородные методы могли бы работать вместе;

c. Открывать новые и более совершенные методы;

d. Находить способы заставить существующие методы работать лучше и по-новому;

e. Разбираться в том, как и почему существующие методы должны работать.

 

Обработка результатов

 

Определить предпочтение того или иного стиля можно при помощи ключа (см. ниже). Для того, чтобы получить данные по каждому из стилей, необходимо, пользуясь ключом, суммировать баллы из бланка ответов. Прежде чем переходить к их анализу, нужно проверить правильность вычислений. Для этого надо сложить суммарные показатели по всем пяти стилям. Получившееся число должно быть равно 270. В ином случае, вычисления необходимо перепроверить.

 

Ключ опросника “СМ”

Синтетический стиль: 1а, 2б, 3д, 4г, 5в, 6б, 7а,8б, 9д, 10г, 11в, 12б, 13а, 14б, 15д, 16г, 17в, 18б.
Идеалистический стиль: 1б,2а, 3г,4в, 5а, 6в, 7б, 8а, 9г, 10в, 11а, 12в, 13б, 14а, 15г, 16в, 17а, 18в.
Прагматический стиль: 1в, 2г, 3а, 4д, 5б, 6г, 7в, 8г, 9а, 10д, 11б, 12г, 13в, 14г, 15а, 16д, 17б, 18г.
Аналитический стиль: 1г, 2в, 3в, 4а, 5д, 6д, 7г, 8в, 9в, 10а, 11д, 12д, 13г, 14в, 15в, 16а, 17д, 18д.
Реалистический стиль: 1д, 2д, 3б, 4б, 5г, 6а, 7д, 8д, 9б, 10б, 11г, 12а, 13д, 14д, 15б, 16б, 17г, 18а.

 

Интерпретация результатов

 

Объяснение результатов следует проводить на основании сравнения показателей по каждой отдельной шкале с общей картиной предпочтения стилей мышления:

36 или менее баллов: этот стиль абсолютно чужд испытуемому, он, вероятно, не пользуется им практически нигде и никогда, даже если этот стиль является лучшим подходом к проблеме при данных обстоятельствах.

От 42 до 37 баллов: вероятно стойкое игнорирование данного стиля.

От 48 до 43 баллов: для испытуемого характерно умеренное пренебрежение этим стилем мышления, то есть, при прочих равных условиях, он, по возможности, будет избегать использования данного стиля при решении значимых проблем.

От 59 до 49 баллов: зона неопределенности. Данный стиль следует исключить из рассмотрения.

От 65 до 60 баллов: испытуемый отдает умеренное предпочтение этому стилю. Иначе говоря, при прочих равных условиях, он будет предрасположен использовать этот стиль больше или чаще других.

От 71 до 66 баллов: испытуемый оказывает сильное предпочтение такому стилю мышления. Вероятно, он пользуется данным стилем систематически, последовательно и в большинстве ситуаций. Возможно даже, что время от времени испытуемый злоупотребляет им, то есть использует тогда, стиль не обеспечивает лучший подход к проблеме. Чаще это может происходить в напряженных ситуациях (дефицит времени, конфликт и т.п.).

72 и более баллов: у испытуемого очень сильное предпочтение этого стиля мышления. Другими словами, он чрезмерно фиксирован на нем, использует его практически во всех ситуациях, следовательно, и в таких, где этот стиль является далеко не лучшим (или даже неприемлемым) подходом к проблеме.

В качестве опоры для содержательной интерпретации можно использовать краткие характеристики каждого из стилей, приведенные в конце задания.

При объяснении результатов также следует учитывать несколько обстоятельств.

Во-первых, не существует “плохих” и “хороших” стилей. Каждый из них в одних ситуациях оказывается “на высоте”, в других может быть малоэффективным. Таким образом, каждому стилю присущи как достоинства, так и недостатки.

Во-вторых, у человека, доминирующими могут оказаться сразу два (а иногда и три, что, правда, является большой редкостью) стиля мышления. Сочетание в одном человеке нескольких стилей рассматривается психологами как факт положительный. Умение мыслить разными способами повышает возможности человека решать проблемы.

В-третьих, может встретиться ситуация когда у испытуемого не выражен ни один из стилей (т.е. испытуемый не набирает ни по одной из шкал выше 59 баллов). Это говорит о недостаточной сформированности мыслительной сферы у данного человека с точки зрения ее индивидуализированности. Скорее всего при решении жизненных задач у такого человека возникают некоторые проблемы с выбором способов их решения.

 

Краткая характеристика стилей мышления.

 

Синтетический стиль. Термин синтез означает процесс практического или мысленного построения из каких-либо элементов, частей или сторон объекта единого целого. Поэтому человеку предпочитающему синтетический стиль мышления характерно комбинирование чего-то качественно нового и оригинального. При этом синтетик (часто его называют синтезатором) может интегрировать идеи, взгляды, мнения, позиции, которые часто являются несходными и даже на первый взгляд противоречат друг другу. Синтетикам свойственно умозрительное, теоретизирующее мышление, своеобразный мысленный эксперимент. Особая чувствительность синтетиков к разногласиям во взглядах людей заставляет их искать способы объединить несовместимое и создать творческую комбинацию, которая могла бы снять эти противоречия. Более того, синтетики нередко заинтересованы в том, чтобы “обнажать” противоречия во мнениях и оценках. Они даже могут специально провоцировать, заострять их своими вопросами и высказываниями. Когда синтетик видит, что беседующие люди имеют разногласия (хотя самим людям кажется, что их нет), он обязательно укажет им на этот факт. Стихия синтетика, следовательно, заострение противоречий и их последующий синтез на основе оригинальной, новой теории или идеи. Стремление придумать хорошую теорию имеет для синтетика большое значение, поскольку теория дает ему возможность своеобразного простора для мышления. Теория оказывается для них более ценной, чем факты (если факты противоречат теории, тем хуже для фактов!). Синтетики осознанно и открыто опираются в своих выводах и оценках на теоретический предпосылки. Еще одно свойство синтетика – это интерес и даже страсть к переменам. Он видит мир постоянно меняющимся и конечно поддерживает подобное видение мира в других людях. Поэтому человек, предпочитающий синтетический стиль мышления, стремится избегать всего застывшего, неизменного. Никогда не изменяющиеся люди и вещи, рутина, шаблон, жесткая структура, расхожие идеи и авторитеты вызывают в синтетике невыносимую скуку, а также стремление к их критическому пересмотру. Такое стремление к новизне сочетается у синтетиков с определенной умственной смелостью. Их не страшит неопределенность, неизвестность.

 

Идеалистический стиль. Идеалистам свойственен широкий взгляд на вещи. Они склонны к глобальным обобщениям и оценкам, не утруждая себя при этом анализом деталей и фактов. Подобно синтетикам люди идеалистического склада ума также прекрасно понимают, что люди часто расходятся во мнениях, но делают из этого совершенно другой вывод. Если синтетик стремится заострить, обнажить противоречия, то идеалист склонен верить, что эти противоречия и споры можно уладить, сглаживая различия и, акцентируя внимание на сходстве, которое при желании можно обнаружить в самых противоположных позициях. Поэтому идеалисты не ценят конфликт, считают его ненужным, непродуктивным состоянием. Другая особенность идеалистов – повышенный интерес к целям, потребностям, мотивам и ценностям людей. Идеалистов всегда волнует вопрос: “Куда мы идем и почему?” В этой связи они хорошо умеют формулировать цели как свои, так и группы, вместе с которой они решают проблемы. Идеалисты часто размышляют о разных вещах с точки зрения того, какую пользу/вред они могут принести конкретным людям или обществу. Иначе говоря, в своих суждениях идеалисты больше других ориентируются на субъективные и социальные факторы. Мышление идеалистов рецептивно, т.е. они легко и без внутреннего сопротивления ассимилируют самые разные идеи, позиции, предложения. Например, в ситуации принятия группового решения идеалисты вначале скорее помогают другим высказать их мнения и не стремятся навязывать свое. Они стремятся как-то объединить весь спектр взглядов и мнений в таком решении, которое хоть в чем-то удовлетворяло каждую из сторон (поиск “идеального” решения). Таким людям нравится, когда их воспринимают как открытых, заслуживающих доверия и помогающих другим. Т.е. как полезных людей. Как правило, это морально зрелые люди, которые возмущаются теми, кому недостает нравственной чистоты и заботы о других. Там, где проблема сформулирована четко и однозначно, где есть четкий способ ее разрешения, идеалисты обычно не на высоте. Идеалисты демонстрируют свои лучшие мыслительные качества, когда трудно четко сформулировать проблему, когда важными факторами решения являются эмоции и чувства, оценки и ценности, т.е. этически сложные, неоднозначные ситуации. У них хорошо развита интуиция именно в сфере человеческих отношений.

 

Прагматический стиль. Основной критерий правильности идей, решений, мнений, оценок с точки зрения прагматиков – свой личный опыт. Девиз прагматиков: “Годится все, что работает” и “Что-нибудь да сработает”. Люди, предпочитающие прагматический стиль мышления, склонны к поиску решения проблем, используя лишь те средства и ресурсы, которые лежат у них под рукой. Им не свойственно запрашивать дополнительную информацию, материалы. По мнению прагматика, все события в мире происходят несогласованно и мало зависят от нашей воли. Поэтому, решая проблемы, нужно действовать здесь и сейчас, “а там посмотрим”. Прагматики исповедуют своеобразное практическое экспериментирование (“не вышло так, попробуем этак”). В решении любой проблемы прагматики склонны демонстрировать постепенный “кусочечный” (инкрементальный) подход. Смысл его: “одно дело зараз”; “от сих до сих”. Главное как можно быстрее получить конкретный результат, важен лишь выигрыш и скорость достижения цели. Под этим углом зрения рассматривается буквально все: идеи, теории, факты и т.д. Например, субъективные факторы (эмоции и чувства) становятся для прагматика объективными фактами, если они отвечают данной ситуации. Прагматики с успехом действуют в ситуации совместного принятия решения (коллективное мышление). При этом особый интерес проявляется ими к поиску стратегий и тактик быстрого достижения целей. К решению любой проблемы такие люди подходят с оптимистическим настроем, стремлением обернуть в свою пользу сложившиеся обстоятельства. Хотя прагматик считает мир непредсказуемым он не склонен излишне драматизировать это обстоятельство. У прагматиков неплохо развит социальный интеллект, они способны ощущать не только практические, но и гуманитарные, этические последствия своих решений. В целом этот стиль мышления отличается гибкостью и адаптивностью в новых условиях.

 

Аналитический стиль. Анализ (разложение, расчленение) – операция обратная синтезу. Представителям аналитического стиля мышления характерно систематическое, всесторонне рассмотрение вопроса, проблемы, процесса или объекта на базе скрытой или явно сформулированной теории. Аналитиков отличает логическая, методичная, тщательная (с акцентом на детали) и осторожная манера решения проблем. Принятию решения у таких людей предстоит разработка подробного плана, всесторонний сбор информации. Затрачивая много сил на добывание информации, аналитик становится весьма компетентным в своей области. Отметим, что данная стратегия, таким образом, хорошо работает, когда человек располагает необходимым запасом времени. Аналитики больше других ориентированы на теорию[2]. За хорошим владением фактами и деталями у аналитика кроются широкие и глубокие теории (которые сам человек, особенно специалист-практик, далеко не всегда осознает). В целом аналитик стремится к усвоению теорий и регулярно применяет “теоретические” знания на практике. Представители этого стиля (в отличие от прагматиков) склонны видеть мир упорядоченным, логичным и предсказуемым. Поэтому они хуже других переносят неизвестность, неопределенность. Когда появляется проблема, аналитик ориентируется на поиск формулы, процедуры, метода ее решения. Причем в отличие от прагматика (которому подойдет все, что поможет быстро достичь цели) аналитик будет настойчиво искать “самый лучший способ” решения проблемы. В отличие от синтетика (питает интерес к конфликту, изменению и новизне), аналитик предпочитает стабильность и предсказуемость. Если идеалист сосредоточен на ценностях, целях (“зачем нужно проблему решать?”), максимально широком охвате мнений по поводу проблемы, то аналитик концентрирует свое внимание на данных и процедуре решения (“как нужно проблему решать?”).

 

Реалистический стиль. Это стиль в наибольшей степени противоположный синтетическому. Реалисты – это люди в первую очередь опирающиеся на факты (отличие от прагматиков, главным критерием которых является личный опыт). Это эмпирики, а не теоретики. Для них реальным является только то, что можно непосредственно почувствовать: ощутить запах, прикоснуться к чему-либо, лично увидеть или услышать, а также самому пережить. Если синтетики считают более важной интерпретацию фактов, то реалисты убеждены в обратном. Так, синтетик полагает, что согласие людей по поводу одного и того же факта невозможно без предварительной теоретической работы (надо договориться о мнениях). Реалисты считают, что два человека, имеющих нормальное зрение и слух, могут сразу прийти к согласию. В решении проблемы реалисты ориентированы на исправление, последовательную коррекцию ситуации. Исправить что-либо, а не заменить в принципе! Здесь нет никакого экспериментирования, свойственного прагматику. В случае, если дела идут не так как нужно, реалист стремится внести очередную поправку и твердо придерживаться намеченного курса. Реалисты сходны с аналитиками в том, что и те и другие опираются на конкретные факты, проявляют склонность к методичности и практическим результатам, испытывают антипатию ко всему субъективному. С другой стороны реалисту совершенно чужды развернутые, последовательные суждения, поиск наилучшего варианта решения, сбор дополнительной информации, столь характерные для аналитика. Реалист стремится сделать дело по возможности хорошо, опираясь на имеющиеся факты. В решении проблем характеризуются стремлением держать под контролем ситуацию (ресурсы, людей и результаты).

 

 

Рекомендуемая литература

 

1. Алексеев А.А., Громова Л.И. Поймите меня правильно...СПб., 1993.- С. 29-41, 316-328.

2. Холодная М.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума. М., 2002. С.229-251.

 

РАЗДЕЛ 2. « Л ичностные особенности человека»

Задание 1. Исследование самооценки

Методика Дембо-Рубинштейна, интерпретация А.Ц. Пуни.

Процедура проведения. Испытуемому предлагают познакомиться со списком разнообразных качеств, которыми личность может быть охарактеризована. Например:

Аккуратность, беспечность, вдумчивость, вспыльчивость, восприимчивость, гордость, грубость, жизнерадостность, заботливость, завистливость, застенчивость, зло­памятность, искренность, изысканность, капризность, легковерие, медлительность, мечтательность, мнительность, мстительность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность, подвижность, подозрительность, принципи­альность, поэтичность, презрительность, радушие, развяз­ность, рассудочность, решительность, самозабвение, сдер­жанность, сострадательность, стыдливость, терпеливость, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм.

Из этого списка испытуемому предлагается выбрать любые 20 качеств, которые, по его



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: