Цель исследования: определить уровень эмпатических тенденций.
Процедура исследования
Инструкция испытуемому:
«Тест содержит 33 утверждения. Прочитайте и по ходу чтения дайте ответ, вспоминая или предполагая, какие чувства в подобной ситуации возникали или могли возникнуть лично у Вас. Если ваши переживания, мысли, реакции соответствуют тем, что предложены в утверждении, то в бланке ответов напротив соответствующего номера, подчеркните ответ «да», а если они иные, то подчеркните ответ «нет»».
№ | Утверждения | ответ | |
1. | Меня огорчает, когда я вижу, что незнакомый человек чувствует себя среди людей одиноко. | Да | Нет |
2. | Люди преувеличивают способность животных понимать и переживать. | ||
3. | Мне неприятно, когда люди не умеют сдерживаться и открыто проявляют свои чувства. | ||
4. | Меня раздражает в несчастных людях то, что они сами себя жалеют. | ||
5. | Когда кто-либо рядом со мной нервничает, я тоже начинаю нервничать. | ||
6. | Я считаю, что глупо плакать от счастья. | ||
7. | Я принимаю близко к сердцу проблемы моих друзей. | ||
8. | Порой песни о любви вызывают у меня сильные переживания. | ||
9. | Я сильно волнуюсь, если приходится сообщать людям неприятные для них известия. | ||
10. | На мое настроение сильно влияют окружающие меня люди. | ||
11. | Я считаю иностранцев «холодными» и бесчувственными. | ||
12. | Мне хотелось бы получить профессию, связанную с общением с людьми. | ||
13. | Я не расстраиваюсь, когда мои друзья поступают необдуманно. | ||
14. | Мне очень нравится наблюдать, как люди принимают подарки. | ||
15. | По моему мнению, одинокие пожилые люди недоброжелательны | ||
16. | Когда я вижу плачущего человека, то и сам (сама) расстраиваюсь. | ||
17. | Слушая некоторые песни, я чувствую порой себя счастливым человеком. | ||
18. | Когда я читаю книгу (роман, повесть и т. п.), то так переживаю, как будто все, о чем читаю, происходит на самом деле. | ||
19. | Когда я вижу, что с кем-то плохо обращаются, то всегда сержусь или переживаю, негодую. | ||
20. | Я могу не волноваться, даже если все вокруг волнуются. | ||
21. | Если мой друг или подруга начинают обсуждать свои проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему. | ||
22. | Мне неприятно, если люди вздыхают и плачут, когда смотрят кинофильмы. | ||
23. | Чужой смех меня не заражает. | ||
24. | Когда я принимаю решение, чувства других людей на меня, как правило, не влияют. | ||
25. | Я теряю душевное спокойствие, если окружающие чем-то угнетены. | ||
26. | Я переживаю, если вижу людей, легко расстраивающихся из-за пустяка. | ||
27. | Я очень расстраиваюсь, когда вижу страдания животных. | ||
28. | Глупо переживать то, что происходит в кино или о чем читаешь в книге. | ||
29. | Я очень расстраиваюсь, когда вижу беспомощных старых людей. | ||
30. | Чужие слезы вызывают у меня раздражение, а не сочувствие. | ||
31. | Я очень переживаю, когда смотрю фильм. | ||
32. | Я могу оставаться равнодушным (равнодушной) к любому волнению вокруг | ||
33. | Маленькие дети плачут без причин. |
Обработка результатов. Цель обработки результатов: получение индекса эмпатийности (или эмпатических тенденций) испытуемого.
Чтобы получить индекс эмпатийности, нужно подсчитать количество ответов, совпадающих с «ключом».
ДА | 1, 5, 7, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 18, 19, 25, 26, 27, 29, 31 |
НЕТ | 2, 3, 4, 6, 11, 13, 15, 20, 21, 22, 23, 24, 28, 30, 32, 33 |
Таким образом, индекс эмпатийности (Иэ) является суммой совпадений ответов по вопросам-утверждениям, предполагающим ответ «Да», и по вопросам-утверждениям, предполагающим ответ «Нет».
Для определения уровня эмпатических тенденций предлагается таблица интерпретации индекса Иэ с учетом возраста и пола респондентов.
Таблица
Пол | Уровни эмпатических тенденций | ||
высокий | Средний | низкий | |
юноши | 33 — 25 | 24 — 17 | 16 — 8 |
девушки | 33 — 29 | 28 — 22 | 21—22 |
Если индекс эмпатичности оказался меньше предложенного для интерпретации в таблице, то испытуемого следует попросить еще раз ответить на вопросы теста, снова объяснив условия его выполнения. При повторном тестировании важно пронаблюдать за реакцией отвечающего, чтобы убедиться в адекватности тестовой диагностики. В случае повторения результата уровень эмпатических тенденций считают очень низким.
Анализ результатов
Эмоциональная отзывчивость на переживания других, называемая в психологии эмпатией, относится к высшим нравственным чувствам. Эмпатия в форме сочувствия или сопереживания, будь то сорадование или совпечатление, связана с умением человека «проникать» в чувственный мир других. В разнообразных ситуациях эмоциональный отклик зависит от адекватности восприятия переживаний людей и эмоций животных, а также от представления о вызвавших их причинах. Такая отзывчивость становится побудительной силой, направленной на оказание помощи. Поэтому при анализе результатов исследования нужно учитывать влияние социокультурных традиций. Обычно юноши в какой-то мере скрывают свои переживания и не всегда склонны их рефлексировать, потому в таблице для интерпретации показателей Из уровни эмпатических тенденций у юношей и девушек различаются.
Развитие эмоциональной отзывчивости зависит от многих факторов, среди которых: степень актуализации потребности в благополучии других людей, умение правильно «считывать» невербальную информацию о состоянии человека или животного по их позе, мимике, жестам, интонациям голоса и т. п., а также от жизненного опыта, характера воспитания в семье, школе и жизненных условий.
Следует обратить внимание на тех, кто имеет высокий уровень эмпатических тенденций, с коэффициентами 30-33, пронаблюдать за особенностями отношений с ними товарищей по учебе. Дело в том, что эмоционально отзывчивых людей могут эксплуатировать эгоистически воспитанные лица, которые пользуются их добротой для реализации собственных целей. Особенно часто это наблюдается в конкурентном взаимодействии. Для эмоционально отзывчивых важно умение отстоять себя в условиях столкновения с индивидуализмом, себялюбием, корыстолюбием других людей.