Задание 2. Исследование эмоциональной отзывчивости




 

Цель исследования: определить уровень эмпатических тенденций.

Процедура исследования

Инструкция испытуемому:

«Тест содержит 33 утверждения. Прочитайте и по ходу чтения дайте ответ, вспоминая или предполагая, какие чувства в подобной ситуации возникали или могли возникнуть лично у Вас. Если ваши переживания, мысли, реакции соответствуют тем, что предложены в утверждении, то в бланке ответов напротив соответствующего номера, подчеркните ответ «да», а если они иные, то подчеркните ответ «нет»».

Утверждения ответ
1. Меня огорчает, когда я вижу, что незнакомый человек чувствует себя среди людей одиноко. Да Нет
2. Люди преувеличивают способность животных понимать и переживать.    
3. Мне неприятно, когда люди не умеют сдерживаться и открыто проявляют свои чувства.    
4. Меня раздражает в несчастных людях то, что они сами себя жалеют.    
5. Когда кто-либо рядом со мной нервничает, я тоже начинаю нервничать.    
6. Я считаю, что глупо плакать от счастья.    
7. Я принимаю близко к сердцу проблемы моих друзей.    
8. Порой песни о любви вызывают у меня сильные переживания.    
9. Я сильно волнуюсь, если приходится сообщать людям неприят­ные для них известия.    
10. На мое настроение сильно влияют окружающие меня люди.    
11. Я считаю иностранцев «холодными» и бесчувственными.    
12. Мне хотелось бы получить профессию, связанную с общением с людьми.    
13. Я не расстраиваюсь, когда мои друзья поступают необдуманно.    
14. Мне очень нравится наблюдать, как люди принимают подарки.    
15. По моему мнению, одинокие пожилые люди недоброжелательны    
16. Когда я вижу плачущего человека, то и сам (сама) расстраиваюсь.    
17. Слушая некоторые песни, я чувствую порой себя счастливым человеком.    
18. Когда я читаю книгу (роман, повесть и т. п.), то так переживаю, как будто все, о чем читаю, происходит на самом деле.    
19. Когда я вижу, что с кем-то плохо обращаются, то всегда сержусь или переживаю, негодую.    
20. Я могу не волноваться, даже если все вокруг волнуются.    
21. Если мой друг или подруга начинают обсуждать свои проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.    
22. Мне неприятно, если люди вздыхают и плачут, когда смотрят кинофильмы.    
23. Чужой смех меня не заражает.    
24. Когда я принимаю решение, чувства других людей на меня, как правило, не влияют.    
25. Я теряю душевное спокойствие, если окружающие чем-то угнетены.    
26. Я переживаю, если вижу людей, легко расстраивающихся из-за пустяка.    
27. Я очень расстраиваюсь, когда вижу страдания животных.    
28. Глупо переживать то, что происходит в кино или о чем читаешь в книге.    
29. Я очень расстраиваюсь, когда вижу беспомощных старых людей.    
30. Чужие слезы вызывают у меня раздражение, а не сочувствие.    
31. Я очень переживаю, когда смотрю фильм.    
32. Я могу оставаться равнодушным (равнодушной) к любому волнению вокруг    
33. Маленькие дети плачут без причин.    

 

 

Обработка результатов. Цель обработки результатов: получение индекса эмпатийности (или эмпатических тенденций) испытуемого.

Чтобы получить индекс эмпатийности, нужно подсчитать количество ответов, совпадающих с «ключом».

ДА 1, 5, 7, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 18, 19, 25, 26, 27, 29, 31
НЕТ 2, 3, 4, 6, 11, 13, 15, 20, 21, 22, 23, 24, 28, 30, 32, 33

 

Таким образом, индекс эмпатийности (Иэ) является суммой со­впадений ответов по вопросам-утверждениям, предполагающим ответ «Да», и по вопросам-утверждениям, предполагающим ответ «Нет».

Для определения уровня эмпатических тенденций предлагает­ся таблица интерпретации индекса Иэ с учетом возраста и пола респондентов.

Таблица

Пол Уровни эмпатических тенденций
    высокий Средний низкий
юноши 33 — 25 24 — 17 16 — 8
девушки 33 — 29 28 — 22 21—22

Если индекс эмпатичности оказался меньше предложенного для интерпретации в таблице, то испытуемого следует попросить еще раз ответить на вопросы теста, снова объяснив условия его выполнения. При повторном тестировании важно пронаблюдать за реакцией отвечающего, чтобы убедиться в адекватности тестовой диаг­ностики. В случае повторения результата уровень эмпатических тенденций считают очень низким.

Анализ результатов

Эмоциональная отзывчивость на переживания других, называемая в психологии эмпатией, относится к высшим нравственным чувствам. Эмпатия в форме сочувствия или сопереживания, будь то сорадование или совпечатление, связана с умением человека «проникать» в чувственный мир других. В разнообразных ситуациях эмоци­ональный отклик зависит от адекватности восприятия переживаний людей и эмоций животных, а также от представления о вызвавших их причинах. Такая отзывчивость становится побудительной силой, на­правленной на оказание помощи. Поэтому при анализе результатов исследования нужно учитывать влияние социокультурных традиций. Обычно юноши в какой-то мере скрывают свои переживания и не всегда склонны их рефлексировать, потому в таблице для интерпрета­ции показателей Из уровни эмпатических тенденций у юношей и де­вушек различаются.

Развитие эмоциональной отзывчивости зависит от многих факторов, среди которых: степень актуализации потребности в благополучии других людей, умение правильно «считывать» невербальную информацию о состоянии человека или животного по их позе, мимике, жестам, интонациям голоса и т. п., а также от жизненного опыта, характера воспитания в семье, школе и жизненных условий.

Следует обратить внимание на тех, кто имеет высокий уровень эмпатических тенденций, с коэффициентами 30-33, пронаблюдать за особенностями отношений с ними товарищей по учебе. Дело в том, что эмоционально отзывчивых людей могут эксплуатировать эгои­стически воспитанные лица, которые пользуются их добротой для реализации собственных целей. Особенно часто это наблюдается в конкурентном взаимодействии. Для эмоционально отзывчивых важ­но умение отстоять себя в условиях столкновения с индивидуализмом, себялюбием, корыстолюбием других людей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: