ДЛЯ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

По дисциплине «Химия»

 

Для специальности «Общая медицина»

 

 

Тема №14: α-Аминокислоты, химические свойства. Пептиды. Белки.

 

Количество часов: 3

Курс: 1

Составители:

к.б.н., доц. Байканова Р.К.

к.х.н., доц. Сапиева А.О.

 

Астана2015г.

Тема:α – Аминокислоты, химические свойства. Пептиды. Белки.

 

Цель:

- Изучить реакции образования аминокислотных внутрикомплексных солей, реакции этерификации, реакции дезаминирование (неокислительное и окислительное), реакции гидроксилирование и декарбоксилирование аминокислот; реакции образования пептидов; структурную организацию белков.

 

Задачи обучения:

студент должен знать: строение и свойства a - аминокислот, классификацию и номенклатуру аминокислот, химические свойства a - аминокислот и образование пептидной связи, качественные реакции на отдельные a – аминокислоты, кислотно – основные свойства аминокислот, классификацию аминокислот с учетом различных признаков, биосинтетические пути образования аминокислот.

студент должен уметь: давать название a - аминокислотам по тривиальной и международной номенклатуре, проводить качественные реакции на отдельные a – аминокислоты, написать реакцию получения аминокислот, образование аминокислотных внутрикомплексных солей, реакции этерификации, реакции дезаминирование (неокислительное и окислительное), реакции гидроксилирование и декарбоксилирование аминокислот.

 

Основные вопросы темы:

1. Химическое свойства a - аминокислот как гетерофункциональных

соединений:

А) образование внутрикомплексных солей;

Б) реакции этерификации;

В) реакции ацилирование и алкилирование;

Г) реакции взаимодействия с азотистой кислотой, с формальдегидом. Значение этих реакций для анализа аминокислот.

2. Биологически важные реакции - аминокислот:

А) реакции дезаминирования (неокислительное и окислительное);

Б) реакции гидроксилирования;

В) декарбоксилирование аминокислот, как путь образования биогенных аминов и биорегуляторов (коламин, гистамин, триптамин, серотонин, кадаверин, a - аминомасляная кислота).

Пептиды. Электронное и пространственное строение пептидной группы.

Белки. Физико – химические свойства.

Белки. Первичная структура белков. Частичный и полный гидролиз.

Реакции α – аминокислот используемые для определения первичной структуры белков.

Понятия о вторичной, третичной, четвертичной структурах белков.

Понятие о сложных белках.

 

Методы обучения и преподавания: Практическое занятие. Лабораторные опыты. Анализ и выводы работы.

 

Лабораторные работы:

Реакция глицина с нингидридом.

В пробирку поместите 4 капли 1% раствора глицина и 2 капли 0,1% раствора нингидрина. Содержимое пробирки осторожно нагрейте до появления сине-красной окраски.

Реакция глицина с азотистой кислотой.

В пробирку поместите 5 капель 1% раствора глицина и равный объем 5% раствора нитрита натрия. Добавьте 2 капли концентрированной уксусной кислоты и осторожно взболтайте смесь. Наблюдается выделение газа.

Атмосферные свойства α - аланина.

1. В пробирку поместите 5 капель 1% раствора альфа - аланина и добавьте по каплям 0,1% раствор хлороводородной кислоты, подкрашенный индикатором конго в синий цвет до появления розово-красной окраски.

2. В пробирку поместите 5 капель 1% раствора альфа-аланина и по каплям добавьте 0,1% раствор гидроксида натрия, подкрашенный фенолфталеином, до исчезновения окраски.

Ксантопротеиновая реакция на тирозин.

В пробирку поместите 5 капель 1% раствора тирозина и добавьте 3 капли концентрированной азотной кислоты. Смксь нагрейте до появления желтой окраски. Пробирку охладите и добавьте по каплям растор аммиака до появления оранжевой окраски.

Биуретовая реакция на пептидную связь.

В пробирку поместите 5-6 капель раствора яичного белка, добавьте равный объем 10% раствора гидроксида натрия и по стенке добавьте 1-2 капли раствора сульфата меди(II). Наблюдается появление красно-фиолетовой окраски.

Ксантопротеиновая реакция белков.

В пробирку поместите 10 капель раствора яичного белка и 2 капли концентрированной азотной кислоты. Содержимое пробирки осторожно нагрейте, все время встряхивая. Раствор и осадок окрашиваются в желтый цвет. Охладив пробирку, осторожно добавьте 1-3 капли 10% раствора гидроксида натрия до появления ярко-оранжевой окраски.

Реакция на присутствие серосодержащих α-аминокислот.

В пробирку поместите 10 капель раствора яичного белка и вдвое больший объем 10% раствора гидроксида натрия. Содержимое пробирки перемешайте, нагрейте до кипения (1-2 мин). К полученному щелочному раствору добавьте 5 капель 10% ацетата свинца (II) и вновь прокипятите. Отметьте появление серо-черного осадка.

 

Литература:

1. Конспект лекций.

2. П.А. Верболович и др. «Практикум по органической, физической, коллоидной химии».

3. Н.А.Тюкавкина Биоорганическая химия: Учебник для вузов/4-е изд. – М., Дрофа, 2005.

Контроль:

1. Написать реакции декарбоксилирования и дезаминирования лизина и гистидина.

2. Написать дипептид лиз – ала – вал – сер – гис. Какова реакция среды в водном растворе?

3. Написать реакцию трансаминированияаланина с a - кетоглутаровой кислотой.

4. Напишите пентапептид вал – глу – фен – асп – мет. Определить его заряд в водной среде.

5. Напишите реакцию образования фенилтиогидантоинавалина. Как называется эта реакция, где применяется.

 

№ 1

1. Напишите структуру и определите рН среды, в которой находятся изоэлектрическая точка трипептидов фен – ала – гли. Укажите пептидные связи,N – и С- конец в молекуле.

2. С помощью какой качественной реакции можно доказать наличие пептидной связи.

№ 2

1. Напишите структуру и определите рН среды, в которой находятся изоэлектрическая точка трипептидов фен – арг – тир. Укажите пептидные связи, N – и С- конец в молекуле.

2. Укажите, с помощью какой цветной реакции можно доказать наличие бензольногокольца в молекуле пептидов.

№ 3

1. Напишите структуру и определите рН среды, в которой находятся изоэлектрическая точка трипептидов мет – цис – ала. Укажите пептидные связи, N – и С- конец в молекуле.

2. Какой цветной реакцией можно доказать наличие серы в пептиде?

№ 4

1. Напишите структуру и определите рН среды, в которой находятся изоэлектрическая точка трипептидов про – гис – арг. Укажите пептидные связи, N – и С- конец в молекуле.

2. Приведите вид взаимодействия в белковой молекуле между пространственно сближенным лизином и глутаминовой кислотой

№ 5

1. Напишите структуру и определите рН среды, в которой находятся изоэлектрическая точка трипептидовлиз – мет – сер. Укажите пептидные связи, N – и С- конец в молекуле.

2. Приведите пример образования дисульфидного мостика, стабилизирующеготретичную структуру.

№ 6

1. Напишите структуру и определите рН среды, в которой находятся изоэлектрическая точка трипептидов лей – тир – арг. Укажите пептидные связи, N – и С- конец в молекуле.

2. Представьте водородные связи, определяющие α – спираль и β – конфигурациюбелков (в общем виде).

№ 7

1. Напишите структуру и определите рН среды, в которой находятся изоэлектрическая точка трипептидовглу – ала – сер. Укажите пептидные связи, N – и С- конец в молекуле.

2. Представьте вид взаимодействия в полипептидной цепи пространственно сближенных цистеиновых остатков.

№ 8

1. Напишите структуру и определите рН среды, в которой находятся изоэлектрическая точка трипептидовтре – фен – ала. Укажите пептидные связи, N – и С- конец в молекуле.

2. Приведите синтез дипептида и определите N – концевую аминокислоту

тиогидантоиновым методом.

№ 9

1. Напишите структуру и определите рН среды, в которой находятся изоэлектрическая точка трипептидовглу – сер – гли. Укажите пептидные связи, N – и С- конец в молекуле.

2. Опишите электронное и пространственное строение пептидной связи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: