Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Правовое регулирование государственного управления…………………….4
2.Понятие методы, формы государственного управления…………………….9
3.Виды, функции и признаки методов государственного управления………16
Заключение……………………………………………………………………….20
Список литературы………………………………………………………………23
Введение
В научной литературе и практике нет однозначного понимания термина «государственное управление». Одни толкуют его, как практическое организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу, как деятельность госаппарата по регулированию общественных отношений, по управлению как общественными, так и собственными делами.
Встречается и более узкое толкование государственного управления, которое сводит его к организующей, исполнительно-распорядительной деятельности органов государства, осуществляемой на основе и во исполнение законов и состоящей в повседневном практическом выполнении функций. Отождествление сферы государственного управления со сферой функционирования исполнительной власти явно сужает объект понятия. Оно определяется не столько по объекту и содержанию управляющего воздействия, сколько по действующему в его пределах субъекту.
Объектом исследования являются административные отношение возникающие, а при регулировании государственного управления.
Предметом исследования являются методы государственного управления.
Целью исследования является изучение методов государственного управления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Правовое регулирование государственного управления
2.Понятие методы, формы государственного управления
3.Виды, функции и признаки методов государственного управления
Правовое регулирование государственного управления
Любое государство выполняет свои функции при помощи специального механизма, представляющего собой материальную силу, посредством которой оно может успешно решать поставленные задачи и добиваться определенных целей. Органы государства учреждаются в установленном законом порядке. Они наделяются государственно-властными полномочиями. Свою деятельность осуществляют от имени и по поручению государства.
В своей совокупности они образуют государственный аппарат, позволяющий осуществлять управляющее воздействие на общество, которое имеет двоякий характер: непосредственная реализация государственной власти, допускающая возможность принуждения; берет на себя финансовые обязательства по обеспечению общества набором обязательных услуг - медицина, образование, культура, местное самоуправление, правоохранительная деятельность и т.д.
Механизм государства - это «набор» и структура функционально определенных органов государства, их структурных подразделений и должностей (должностных лиц и представителей власти). Механизм государства воплощается в государственном аппарате и процессе его функционирования - выполнении этим аппаратом функций государства.
В широком смысле механизм государства рассматривается с точки зрения характеристики деятельности трех его составных частей: государственного аппарата, государственных учреждений, государственных (и не только) предприятий [1].
В узком смысле механизм государства отождествляют с аппаратом государства, который представляет собой систему органов государства, создаваемых в установленном законом порядке для решения конкретных задач и наделенных для этого властными полномочиями.
В Российской Федерации государственный аппарат отражает федеративное устройство государства. Он представляет собой сложное системное образование, дифференцированное «по вертикали» и "по горизонтали". В первом случае - это высшие федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Во втором - это органы власти национально-государственных, национально-административных и административно-территориальных образований. Более подробно все это изучается в рамках курсов конституционного и административного права.
Одними из основных показателей эффективности функционирования государственного управления являются следующие критерии - экономическая мощь государства и уровень жизни населения.
Конституция Российской Федерации (статья 10) закрепила три самостоятельные ветви власти, реализовав принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Наряду с органами государственной власти, относящимися к одной из трех ветвей власти, Конституция Российской Федерации предусматривает создание и функционирование еще нескольких конституционных органов государственной власти с особым статусом. К ним относятся: Счетная палата Российской Федерации; Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации); Центральный банк Российской Федерации; прокуратура Российской Федерации; Центризбирком Российской Федерации. Подобные органы государственной власти имеются и в других государствах.
Особый статус этих органов государственной власти определяется не только тем, что они не относятся ни к одной из трех ветвей власти и имеют обособленные важные властные полномочия. Следует подчеркнуть, что их руководители наряду с немногими другими (Председатель Правительства России, состав Конституционного Суда России, председатели Верховного и суда России) на свои должности назначаются Федеральным Собранием Российской Федерации с обязательным соблюдением определенной процедуры (по представлению кандидатур Президентом России).
Применительно к Российской Федерации следует отметить еще одну особенность в характере их полномочий в законодательной сфере. В отличие от полномочий «классических» органов государственной власти, входящих в состав трех ветвей власти, они не обладают правом законодательной инициативы (ч. 1 ст. 104 Конституции России) [2].
Не все государства воспринимают модель государственного аппарата с разделением властей на три ветви. Например, в Китае основным направлением совершенствования механизма государства, а с ним и всей политической системы, считается укрепление власти закона, повышение роли законодательных органов и сокращение административного вмешательства в экономические отношения. В КНР социалистическая модель в общественной жизни с учетом национальной специфики, как свидетельствуют экономические показатели, не препятствует стабильному развитию рыночных отношений и активной интеграции государства в систему международных экономических отношений.
Важное значение для эффективного действия механизма государства имеет не только строгое распределение полномочий между ветвями власти, но и четкое определение предметов ведения между органами государственной власти общей компетенции различных управленческих уровней. Особенно остро эта проблема стоит в государствах с федеративным устройством, находящихся на стадии формирования.
По мнению специалистов, в договорах между федеральными органами власти и органами власти субъектов Российской Федерации (1994 - 1995 гг.) осуществлялось не разграничение, а перераспределение предметов ведения между ними.
Неоднозначность толкования взаимосвязи ст. ст. 71, 72 Конституции России, регулирующих предметы исключительного ведения России и предметы совместного ведения России и входящих в ее состав субъектов Федерации, привела к тому, что в большинстве заключенных совместных договоров перечень предметов совместного ведения вышел за рамки, обозначенные Конституцией страны.
Успешная деятельность государства, его органов в сфере правового регулирования общественных отношений предполагает не только осознание границ правового регулирования, но и творческое использование в этих целях наиболее действенных правовых средств. Правовое регулирование – форма государственного регулирования общественных отношений, посредством которой поведение их участников проводится в соответствии с требованиями и дозволениями, содержащимися в норах права.
Особенность правового регулирования заключается в осуществлении государством посредством издания общеобязательных норм поведения. Правом охватываются наиболее важные, с точки зрения государства, общественные отношения и контролируются им, обеспечивая эффективность действия этих правовых норм. Однако уровень правового регулирования зависит не только от состояния законодательства. Механизм обеспечения эффективности воздействия права на общественные отношения характеризует соотношение правового регулирования с тем социальным эффектом, на который оно направлено.
Процесс правового регулирования складывается из таких основных стадий:
- стадия правового регулирования общественных отношений, когда государство приходит к выводу о необходимости охвата тех или иных отношений нормами права и создает эти нормы. Государство должно контролировать систему складывающихся в обществе отношений, оценивая их с позиций интересов целесообразности и справедливости. Если возникает необходимость запретить или изменить какие-либо общественные отношения, то государство использует правовое регулирование;
- стадия возникновения прав и обязанностей у конкретных субъектов на основе действия правовых норм. Издавая правовые акты, государство заранее определяет, какие права и обязанности будут иметь участники правовых отношений, основанных на предписаниях данных норм;
- стадия реализации субъективных прав и юридических обязанностей, когда права и обязанности конкретных участников общественных отношений осуществляются на практике. На этой стадии достигается непосредственная цель правового регулирования общественного отношения [3].
Трем стадиям процесса правового регулирования соответствуют три основных элемента или части его механизма: юридические нормы; правоотношения; акты реализации субъективных юридических прав и обязанностей. Раскройте их суть.
В зависимости от характера норм складываются различные правовые отношения. Они бывают регулятивными и охранительными. Поскольку право является регулятором поведения людей, регулятивные отношения стоят в центре всех правовых отношений. В их существовании заинтересовано все общество, так как они направлены на широкое развитие юридически значимого правомерного поведения физических и юридических лиц. Охранительные правовые отношения возникают после правовых нарушений – проступков от преступлений – и призваны защищать определенные социальные ценности общества.
Следует сказать, что на регулирование общественных отношений оказывают влияние такие элементы, как нормативные правовые акты, правосознание и правовая культура.