Как выбрать подкрепление




Измерение поведения.

Поведенческим аналитикам измерения поведения нужны, чтобы доказать взаимосвязь между поведением и изменением среды. Иными словами, если мы изменили среду, и от этого изменилось поведение. Можно предположить, что мы с поведением поработали. Для этого должны быть четко определены параметры поведения.

Измеряемые параметры поведения:

Количество (измеряем если поведение нужно убрать или сократить количество эпизодов).

Частота (как часто повторяется поведение за определенный период времени).

Продолжительность.

Латентность – период между условиями, когда эпизод должен произойти (инструкция мамы «выключи телевизор» и началом эпизода.

Время между реакциями. Пример – ребенок кричит на уроке, не поднимая руку в среднем каждые 2 минуты. Нам надо, чтобы эти промежутки были дольше.

Топография. Пример – изменение подчерка, гимнастические упражнения

 

Методы наблюдения:

Метод должен быть:

- объективный (для этого необходимо четко определить параметры наблюдаемого поведения)

- валидный (именно за установленными параметрами)

- надежным. Для проверки надежности используется перекрестное наблюдение. Данные должны совпадать на 80 и более процентов.

Наблюдение:

- прямое

- самонаблюдение. Считается не самым надежным методом, однако, чтобы повысить его эффективность, необходимо записывать СРАЗУ.

Методы:

Окончательный продукт (продукт реакции). Этот метод используется, когда важно, что после себя оставляет данное поведение. Например – беспорядок в комнате, сделанная домашняя работа.

Количество – подсчет эпизодов за отрезок времени. Когда – снизить количество эпизодов или убрать их полностью.

Продолжительность – подходит, когда работа идет над изменением времени продолжительности эпизода. Каждый эпизод должен иметь четкие границы. Пример – сидеть на уроке, не отвлекаться итд.

Частота – эпизоды не имеют четких границ или быстро сменяют друг друга.

ПОВЕДЕНИЕ ТОЛЬКО ТОГДА ПОВТОРЯЕТСЯ, КОГДА ОНО ВСТРЕЧАЕТ СВОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ.

Подкрепления бывают: безусловные (одинаковы для всех людей) – еда, питье, тепло, сон. Это базовые потребности человека. Они хорошо работают при наличии ДЕПРИВАЦИИ к ним (голоден – поел – хорошо).

Условные подкрепления – стимулы, которые приобретают свойства подкрепления в ходе развития организма. Они индивидуальны. Нейтральные стимулы соединяются со стимулами, имеющими свойство подкрепления (безусловными или условными).

Подкрепления бывают положительными и отрицательными.

положительное подкрепление (стимул добавился) – поведение увеличилось (увеличилась частота таких реакций)

отрицательное подкрепление (стимул убрали) – поведение увеличилось! То есть, по сути – это избегание чего-то.

Стимул, который мы избегаем – аверсивный стимул.

Почему это важно знать?? РАБОТА С ПОВЕДЕНИЯМИ, УСИЛЕННЫМИ ОТРИЦАТЕЛЬНО И ПОЛОЖИТЕЛЬНО РАЗНАЯ

 

Тема: усиление и гашение

Усиление – процесс увеличения количества эпизодов поведения.

Гашение (угасание) происходит когда какое-то поведение перестает подкрепляться и его частота постепенно снижается.

Методы гашения.

Если поведение поддерживается положительным подкреплением, отменяется подкрепление. Пример – ребенок устраивает истерики по ночам. Каждый раз мама подходила и брала его на ручки. Вопрос: чем подкрепляется поведение??? Поведенческий аналитик посоветовал маме не подходить к ребенку, перетерпеть. Вопрос? Что станет с поведением??

Если поведение поддерживается отрицательно угасает если нет возможности избегать стимула. Такой неприятный стимул называется АВЕРСИВНЫЙ. Пример: Ученик, как только объявляли контрольную, начинал громко кашлять, учитель выгонял его в коридор. Таким образом он избегал необходимости делать работу. Вопрос: что нужно сделать учителю, чтобы поведение прекратилось?

Если мы хотим поставить поведение, подкрепляемое отрицательно на гашение, надо перестать давать возможность избегать аверсивный стимул.

 

Опасности гашения:

- угасательное обострение (всплеск реакции). Поэтому мы не используем гашение если есть опасное поведение, например самоповреждающее.

Как выбрать подкрепление

Есть различные группы поощрений, выбор которых всегда индивидуален

1) Пищевые. Нельзя в работе использовать безусловные поощрения, так как это не совсем этично. Есть правило 20%. Мы можем использовать только 20% пищевого поощрения, к которому необходимо депривировать. Те если ребенок ест 10 конфет в день, надо 2 изъять и давать в виде подкрепления.

2) Сенсорные – воспринимаются органами чувств человека. Также нельзя работать с безусловными (тепло, свет…)

3) Предметные – игрушки.

4) Двигательные (любая физическая деятельность) После того, как сделаешь уроки. Пойдешь гулять итд

5) Принцип Примака – те поведения, которые происходят чаще, могут стать подкреплением поведений, которые происходят реже. Сидит за компьютером 2 часа, а убирает в комнате 10 мин

6) Социальные поощрения. То, к чему надо стремиться в работе. Улыбка, кивок, понимание успеха. Это сильные подкрепления.

7) Обобщенные – стимулы, которые соединены с несколькими – пример – деньги. Особенность – их можно поменять на другие подкрепления. Далее мы поговорим о жетонах.

Эффективность подкрепления:

1) Обусловленность – важно следить, за что именно, какое именно поведение подкрепляется. Если одно и то же подкрепление предоставляется после разных поведений, его трудно назвать эффективным. Это потому, что человек склонен делать все наименее затратными способами.

2) Размер. Если подкрепление слишком маленькое, оно не работает, если слишком большое, также не работает. За усилия, которые требуют больших трудозатрат, нужно большее подкрепление. На новое поведение тратится больше энергии, значит его нужно подкреплять больше.

3) Незамедлительность – самый большой эффект дает незамедлительное подкрепление. При отложенном может произойти ошибка обусловленности. Считается, что лучше всего – не позднее. 30 сек.

4) Про депривацию мы уже говорили. Если в подкреплении нет потребности, так как оно доступно, оно неэффективно.

Оценка подкреплений.

(опрос, наблюдение, пробы)

- наблюдения в режиме свободного поведения

- пробы (метод парных стимулов)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: