Грамматический строй речи.




Артикуляционная гимнастика.

Ребенку предлагают выполнить движения по подражанию.

«Тук-тук, (слегка постучать пальчиком по губам.)
Кто там, в домике живет?
Тук-тук,
Кто нам песенки поет?
Там не зайка, не бычок,
А веселый язычок!»

*«Бегимотик ». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

«Широко откроем ротик,

Как голодный бегимотик.

Закрывать его нельзя,

До 5 считаю я».

*«Лягушки». Растянуть губы в улыбку, зубы не видны.

«Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам».

*«Хобот». Вытянуть губы вперед.

«Буду подражать слону,

Губы хоботом тяну».

(«Хобот с карандашом». Карандаш горизонтально между носом и губами).

*«Часики». Рот открыт, губы в улыбке, узким кончиком языка попеременно задевать уголки рта.

«Тик-так, тик-так,

Язычок играет так».

Качели». Рот открыт, широким языком тянуться к носу и подбородку, к верхней и нижней губе, к зубам, за зубами.

«Вверх-вниз, вверх-вниз,

Крепче, язычок, держись».

*«Киска сердится». Рот открыт. Кончик узкого языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

«Кошка спинку выгнула,

Зашипела, прыгнула.

Язычок сгибаем,

Спинку выгибаем».

*«Блинчик». Рот открыт, широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе.

«Ны-ны-ны, ны-ны-ны,

Будем кушать мы блины».

Каждое положение удерживать по 1 разу до 5 счетов.

Лошадка». Цокать языком, рот широко открыт, губы улыбаются. 5-10 секунд.

«Язычком пощелкай громко,

Стук копыт услышишь звонкий».

Развитие дыхания.

«Листопад», «Снегопад».

Вырезать листочки из тонкой цветной бумаги и предложите ребенку сдувать листочки с ладони: вдох через нос, выдох, через рот не надувая щек.

Сделать из ваты мелкие шарики – «снежинки», положить ребенку на ладонь и предложить сдувать снежинки с ладони.

«Мыльные пузыри».

Надувать мыльные пузыри.

«Буря в стакане».

Трубочку опустить в стакан с водой (кефир, кисель, питьевой йогурт) и дуть через трубочку в воду до образования пузырей – «бури». Вдох через нос, выдох, через трубочку.

 

«Чей паровоз громче гудит».

Маленький пузырек (из-под лекарств) прижать к нижней губе и дуть в него, чтобы послышался свист.

 

3. Развитие ручной моторики. По образцу или вместе с ребенком.

«Кулачок».

Сгибать в кулачок или разгибать из кулачка по одному пальчику.

 

«Есть у нас игрушки:

Это – погремушка,

Это – толстый мишка,

Это – чудо-книжка,

Это – неваляшка,

Это – кукла Машка!»

«Зайчик».

Вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой (левой) руки.

 

«У улитки-крошки

Маленькие рожки.

У зайчишки ушки,

Ушки на макушке!»

 

«Коза».

Вытянуть указательный палец и мизинец правой (левой) руки.

 

«Я коза-дереза,

Всей деревни я гроза!

Забодаю я рогами,

Дай мне каши с пирогами!

У меня крутые рожки,

Дай конфеток мне немножко!»

 

 

4. Развитие фонематического восприятия.

«Угадай, что звучало».

Взять карандаш или палочку и постучите ею по разным предметам в комнате. «Волшебная» палочка заставит звучать вазу, стол, стену, дверь, окно. Ребенок должен запомнить, что как звучит. Затем ребенок закрывает глаза и отгадывает, какой предмет зазвучал.

В данной игре можно использовать музыкальные игрушки (барабан, дудочка, погремушка, губная гармошка, бубен) которые есть у ребенка.

«Шумовые баночки».

Заполнить 5 одинаковых баночек разным содержимым. Предложить ребенку посмотреть, что внутри каждой баночки: горох, мука, крупа, сахар, вата. Закрыть баночку и послушать, как она звучит. Затем перемешать баночки и предложить отгадать что там: горох, мука, крупа, сахар, вата.

«Угадай, кто кричит».

Взрослый имитирует голоса животных, а ребенок отгадывает. Затем поменяться ролями.

 

«Угадай, чья песенка».

Взрослый изолированно произносит звук, а ребенок должен сказать, чья это песенка.

«СССССССССССС» - песенка водички.

«ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ» - песенка мухи.

«Ц-Ц-Ц-Ц-Ц-Ц» - песенка кузнечика.

«ШШШШШШШШ» - песенка змеи.

«ЖЖЖЖЖЖЖЖЖ» - песенка жука.

«Ч-Ч-Ч-Ч-Ч-Ч» - песенка поезда.

«Щ-Щ-Щ-Щ-Щ-Щ» - песенка метлы.

«Спой песенку».

Взрослый просит ребенка спеть песенку: водички, мухи, метлы (см. предыдущее задание), а ребенок должен изолированно произнести звук.

 

«Доскажи словечко».

Взрослый читает знакомое произведение, а ребенок договаривает последнее слово или фразу.

«Посадил дед…»

«Наша Таня громко…»

«Мяу-мяу!» - Рыжий кот.

Он у бабушки … (живет)».

«Гав-гав-гав!» - Лохматый пес.

Хвост кольцом и черный … (нос)».

«И-го-го!» - Вот это конь!

Хвост и грива как … (огонь)».

«Бе-бе-бе!» - Барашек черный.

Он веселый и … (проворный) или (задорный)».

«Ме!» - кричит козел сердито.

Опрокинул он … (корыто)».

«Му-му-му!» - кричит корова.

«Забодаю Катю с …(Вовой)».

Словарь.

Ребенку предлагают вспомнить и назвать предметы, относящиеся: к игрушкам (юла, пирамидка, мяч, поезд, мишка); к одежде (юбка, кофта, платье, рубашка, носки, брюки); к обуви (валенки, туфли, сапоги, ботинки, кеды, галоши); к посуде (вилка, ложка, тарелка, кастрюля, чашка, чайник).

Уметь называть все предметы, одним словом. «Это игрушки».

 

Грамматический строй речи.

 

Ребенку предлагают показать, назвать картинки с единственным и множественным числом существительных: машина - машины, собака - собаки, апельсин - апельсины.

 

Ребенку предлагают показать, назвать картинки существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом: дом – домик, кукла-куколка, мяч-мячик, книга-книжечка.

 

Чистоговорки.

А-а-а- шире ротик детвора.

О-о-о- посмотри в окно.

У-у-у- губы хоботом тяну.

И-и-и- губки растяни.

Са-са-са- вот летит оса.

За-за-за- к нам пришла коза.

Ца-ца-ца- у мамы нет кольца.

Ша-ша-ша – мама моет малыша.

Жа-жа-жа – папа купит нам ежа.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: