Артикуляционная гимнастика.
Ребенку предлагают выполнить движения по подражанию.
«Тук-тук, (слегка постучать пальчиком по губам.)
Кто там, в домике живет?
Тук-тук,
Кто нам песенки поет?
Там не зайка, не бычок,
А веселый язычок!»
*«Бегимотик ». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
«Широко откроем ротик,
Как голодный бегимотик.
Закрывать его нельзя,
До 5 считаю я».
*«Лягушки». Растянуть губы в улыбку, зубы не видны.
«Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам».
*«Хобот». Вытянуть губы вперед.
«Буду подражать слону,
Губы хоботом тяну».
(«Хобот с карандашом». Карандаш горизонтально между носом и губами).
*«Часики». Рот открыт, губы в улыбке, узким кончиком языка попеременно задевать уголки рта.
«Тик-так, тик-так,
Язычок играет так».
*«Качели». Рот открыт, широким языком тянуться к носу и подбородку, к верхней и нижней губе, к зубам, за зубами.
«Вверх-вниз, вверх-вниз,
Крепче, язычок, держись».
*«Киска сердится». Рот открыт. Кончик узкого языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
«Кошка спинку выгнула,
Зашипела, прыгнула.
Язычок сгибаем,
Спинку выгибаем».
*«Блинчик». Рот открыт, широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе.
«Ны-ны-ны, ны-ны-ны,
Будем кушать мы блины».
Каждое положение удерживать по 1 разу до 5 счетов.
*«Лошадка». Цокать языком, рот широко открыт, губы улыбаются. 5-10 секунд.
«Язычком пощелкай громко,
Стук копыт услышишь звонкий».
Развитие дыхания.
«Листопад», «Снегопад».
Вырезать листочки из тонкой цветной бумаги и предложите ребенку сдувать листочки с ладони: вдох через нос, выдох, через рот не надувая щек.
Сделать из ваты мелкие шарики – «снежинки», положить ребенку на ладонь и предложить сдувать снежинки с ладони.
|
«Мыльные пузыри».
Надувать мыльные пузыри.
«Буря в стакане».
Трубочку опустить в стакан с водой (кефир, кисель, питьевой йогурт) и дуть через трубочку в воду до образования пузырей – «бури». Вдох через нос, выдох, через трубочку.
«Чей паровоз громче гудит».
Маленький пузырек (из-под лекарств) прижать к нижней губе и дуть в него, чтобы послышался свист.
3. Развитие ручной моторики. По образцу или вместе с ребенком.
«Кулачок».
Сгибать в кулачок или разгибать из кулачка по одному пальчику.
«Есть у нас игрушки:
Это – погремушка,
Это – толстый мишка,
Это – чудо-книжка,
Это – неваляшка,
Это – кукла Машка!»
«Зайчик».
Вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой (левой) руки.
«У улитки-крошки
Маленькие рожки.
У зайчишки ушки,
Ушки на макушке!»
«Коза».
Вытянуть указательный палец и мизинец правой (левой) руки.
«Я коза-дереза,
Всей деревни я гроза!
Забодаю я рогами,
Дай мне каши с пирогами!
У меня крутые рожки,
Дай конфеток мне немножко!»
4. Развитие фонематического восприятия.
«Угадай, что звучало».
Взять карандаш или палочку и постучите ею по разным предметам в комнате. «Волшебная» палочка заставит звучать вазу, стол, стену, дверь, окно. Ребенок должен запомнить, что как звучит. Затем ребенок закрывает глаза и отгадывает, какой предмет зазвучал.
В данной игре можно использовать музыкальные игрушки (барабан, дудочка, погремушка, губная гармошка, бубен) которые есть у ребенка.
«Шумовые баночки».
|
Заполнить 5 одинаковых баночек разным содержимым. Предложить ребенку посмотреть, что внутри каждой баночки: горох, мука, крупа, сахар, вата. Закрыть баночку и послушать, как она звучит. Затем перемешать баночки и предложить отгадать что там: горох, мука, крупа, сахар, вата.
«Угадай, кто кричит».
Взрослый имитирует голоса животных, а ребенок отгадывает. Затем поменяться ролями.
«Угадай, чья песенка».
Взрослый изолированно произносит звук, а ребенок должен сказать, чья это песенка.
«СССССССССССС» - песенка водички.
«ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ» - песенка мухи.
«Ц-Ц-Ц-Ц-Ц-Ц» - песенка кузнечика.
«ШШШШШШШШ» - песенка змеи.
«ЖЖЖЖЖЖЖЖЖ» - песенка жука.
«Ч-Ч-Ч-Ч-Ч-Ч» - песенка поезда.
«Щ-Щ-Щ-Щ-Щ-Щ» - песенка метлы.
«Спой песенку».
Взрослый просит ребенка спеть песенку: водички, мухи, метлы (см. предыдущее задание), а ребенок должен изолированно произнести звук.
«Доскажи словечко».
Взрослый читает знакомое произведение, а ребенок договаривает последнее слово или фразу.
«Посадил дед…»
«Наша Таня громко…»
«Мяу-мяу!» - Рыжий кот.
Он у бабушки … (живет)».
«Гав-гав-гав!» - Лохматый пес.
Хвост кольцом и черный … (нос)».
«И-го-го!» - Вот это конь!
Хвост и грива как … (огонь)».
«Бе-бе-бе!» - Барашек черный.
Он веселый и … (проворный) или (задорный)».
«Ме!» - кричит козел сердито.
Опрокинул он … (корыто)».
«Му-му-му!» - кричит корова.
«Забодаю Катю с …(Вовой)».
Словарь.
Ребенку предлагают вспомнить и назвать предметы, относящиеся: к игрушкам (юла, пирамидка, мяч, поезд, мишка); к одежде (юбка, кофта, платье, рубашка, носки, брюки); к обуви (валенки, туфли, сапоги, ботинки, кеды, галоши); к посуде (вилка, ложка, тарелка, кастрюля, чашка, чайник).
|
Уметь называть все предметы, одним словом. «Это игрушки».
Грамматический строй речи.
Ребенку предлагают показать, назвать картинки с единственным и множественным числом существительных: машина - машины, собака - собаки, апельсин - апельсины.
Ребенку предлагают показать, назвать картинки существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом: дом – домик, кукла-куколка, мяч-мячик, книга-книжечка.
Чистоговорки.
А-а-а- шире ротик детвора.
О-о-о- посмотри в окно.
У-у-у- губы хоботом тяну.
И-и-и- губки растяни.
Са-са-са- вот летит оса.
За-за-за- к нам пришла коза.
Ца-ца-ца- у мамы нет кольца.
Ша-ша-ша – мама моет малыша.
Жа-жа-жа – папа купит нам ежа.