Тема: «Оренбургский пуховый платок.Основы художественного оформления платка».
Задача: Познакомить с общими сведениями истории платка, технологии, видами, основными элементами платка и построением композиции платка.
Задание 1: Познакомить с традиционными оренбургскими узорами: «ягодка», «змейка» «горох», «мушки», «соты», «рыбы», «косорядки», «глухотинки», «мышиный след», «кошачья лапка» изарисовать основные элементы и узоры «паутинки».
Материал: А3, Карандаш, линейка, черная гелиевая ручка, тетрадные листы в клетку, ножницы, клей.
Задание 2: Выполнение эскиза платка «паутинка»
Содержание.
Наша тема связана с одним из известных промыслов декоративно прикладного искусства, наравне с Хохломой, Гжелью, Дымковской игрушкой и др. видами - это Оренбургский пуховый платок. Оренбургский пуховы платок, это название собирательное: это и теплый платок – «шаль», и тонкий – легкий, ажурный платок – «паутинка».
Как вы думаете, почему именно этот промысел зародился в Оренб., и за что так ценится платок.? Первым, кто обратил внимание на ценность козьего пуха и необходимость разведения спец. породы пуховых коз был Петр Иванович Рычков(1712-1777), 1 член корреспондент Академии наук историк Оренбургского края. Суровые морозные зимы со снегом, а так же особенность питания Оренб. коз растительностью степного Урала – вот одна из причин, почему порода Оренб. коз имеет тонкий и теплый подшерсток (пух). Который прочнее шерсти.
Попытка вывезти коз местной породы для разведения во Франции, в Южной Америке и даже Австралии оказались неудачной – пух быстро огрубел и оказался совсем не того качества.
Пух оренбургской козы имеет два основных цвета: белый и серый. Особо ценится серый пух.
|
В конце XIX – начале XX в. пуховязальным делом занимались уже большая часть женского населения огромной Оренбургской губернии. Сначала, этот был источник дополнительного заработка, а потом, когда платки стали востребованными, стал основным источником дохода. Опыт пух вязания передавался из поколения в поколение. Изделия российских пуховниц с успехом демонстрировались на Всемирных выставках.
Вторая половина ХХгодов (1915 – 20х), остро встала необходимость механизации труда пуховязальщиц. Начали создаваться малые артели, отраслевые промышленные союзы. Тогда же на базе Артели имени Парижской коммуны возникла фабрика оренбургских пуховых платков (ныне ОАО «Ореншаль»).
Конечно, машинное производство снизило стоимость платка, но платки для настоящих ценителей и сегодня вяжут
вручную.
Инструменты.
Инструменты, которыми пользуются пуховницы при изготовлении пухового платка, были придуманы задолго до появления самого промысла, поскольку пуховязание возникло не на пустом месте. Чтобы подготовить овечью шерсть для вязания на спицах, ее нужно было расчесать, спрясть нить. Для этих целей использовались различного вида гребни, веретена. Когда оренбургским казачкам понадобилось так же обработать пух, эти инструменты были приспособлены и к новому виду сырья.