Аспекты проектирования и прогнозирования деятельности систем образования
Аспекты проектирования деятельности систем образования
Философский аспект. Человек как личность представляет собой продукт не только существующих отношений, но и всей предшествующей истории, а также своего собственного развития и саморазвития. Чем более интенсивно развивается общество, тем все более сложными оказываются проблемы образования и воспитания, формирования личности.
О.В. Долженко в своей научной работе «Очерки по философии образования» пишет, что освоение социальных, исторически сложившихся форм деятельности – главное условие индивидуального становления человека. Чтобы сделать эти формы своими личными способностями и частью своей индивидуальности, человек с раннего детства вводится в такое общение с взрослыми, которое выражается в виде подражания, учения и обучения.
Под развитием в философии понимают направленное, необратимое и закономерное изменение. Развитие приводит к возникновению нового качества, т.е. к изменению состава и структуры данного объекта. Источником развития образовательной системы являются противоречия. Совокупность обозначившихся противоречий, обострившихся в связи с кардинальными социально-экономическими изменениями в обществе, вызвало научный интерес и актуализировало, интенсифицировало процесс рассмотрения проблем, связанных с разработкой инновационных моделей развития образовательных систем, осмысливания и проектирования концепций развития систем и новых моделей сельских школ.
Современная наука под образовательными системами понимает совокупность педагогических и социокультурных составляющих, целенаправленное взаимодействие которых способствует развитию личности и социальных групп в соответствии с их собственными и общественными потребностями, и возможностями.
В своей работе Никитенко В.Н. определяет образовательные системы, во-первых, как системы, реализующие заказ общества в области образования, который трансформируется в цели образования. Во-вторых, как системы открытые влиянию не только педагогов, но и более широкого социума, как регулируемого, так и не регулируемого педагогами. Далее подчеркивает, что именно в образовательных системах в широком смысле слова происходит образование личности, обретение личностью того или иного образа, соответствующего потребностям самой личности и общества.
На наш взгляд, разработку инновационных моделей надо начать с рассмотрения методологической основы системы образования, обращения к понятию «образование», под которым понимается целостный процесс развития личности, усвоение и принятие им нравственных норм, различной информации обычно характеризуется образованием и воспитанием. Эти понятия часто перекрываются. Под воспитанностью человека понимается процесс формирования личности, приводящий к усвоению навыков поведения в данном обществе и принятых в нём социальных норм. Под образованием понимаются процесс и результат освоения личностью конкретных содержательных аспектов культуры. Обычно под образованием понимаются три аспекта.
Первый – достояние личности, второй – процесс обретения личностью этого достояния, третий – социальный институт, помогающий гражданам приобрести это достояние
Существует другая трактовка, где система характеризуется рядом признаков:
● целостностью, т.е. о возможности выделения ее отдельных компонентов. Образовательная система включает субъекты, содержание образования и педагогические средства;
● структурой. В образовательной системе важно видеть не только отдельные компоненты системы, но и те связи и отношения, которые возникают между этими компонентами или разрушаются;
● интегративностью, это значит, что каждый компонент системы обладает своими свойствами, но во взаимодействии они образуют новое свойство;
● связью с внешней средой.
Если рассмотреть систему образования, то необходимо обратиться к понятию «образование», под которым понимается целостный процесс придания душевного, умственного и духовного облика растущему человеку (по В.И. Далю). Под образованием понимаются процесс и результат освоения личностью конкретных содержательных аспектов культуры: достояние личности, процесс обретения личностью этого достояния, социальный институт, помогающий гражданам приобрести это достояние. В философии различают образование естественное и организованное. Развитие личности связано с человеческими видами деятельности – учением, познанием, общением.
Психолого-педагогический аспект. Как утверждают психологи, развитие личности возможно только через деятельность. Личность может формироваться только при включении обучающегося в самостоятельную, активную учебную деятельность, адекватную содержанию и целям обучения и воспитания. Учебная деятельность – это особая форма активности ученика, направлена на изменение самого себя, как субъекта вследствие чего, она начинает выступать в качестве непосредственной основы его развития, т.е. управления своей деятельностью.
Структура деятельности:
1. Побудительно-мотивационная – фаза сложного взаимодействия потребности, мотива, цели в активной учебной и др. деятельности. Мотив – это активная движущая сила, определяющая поведение человека. Основу мотивации составляют потребности, которая определяют тип деятельности, направление.
2. Аналитико-синтетическая фаза. Анализ позволяет увидеть тенденции развития, реальные возможности и потребности самодвижения системы. Анализ является инструментом обнаружения и оконтуривания проблемы. Главное в ходе анализа – выявить проблему. Анализ – способ увидеть проблему собственного образования. Анализирую – почему это так, нахожу разницу ожиданием и фактическим результатом. Анализ – способ выведения проблем. Появляется потребность изменить эту ситуацию на более высокий качественный уровень.
3. Ориентировочно – исследовательская фаза – выбор средств, способов организации. Алгоритм: замысел, моделирование программы, планирование действий.
4. Исполнительская фаза: реализация замысла, сравнение реализации с самим замыслом, рефлексия. Сравнивая, выходим на новую потребность изменения данной ситуации. Таким образом, в образовательном процессе можно выделить: мотивацию, замысел, реализацию замысла, сопоставление реализации и замысла как планирование следующего шага.
Н.И. Бугаев утверждает, что образование можно определить, как самодетерминацию личности, и иметь оно может только одну форму своего содержания – проект.
В рамках гуманистической парадигмы образования проектирование предстает как социокультурный процесс, как процесс создания искусственной питательной среды для развития. Проектирование – это творческая деятельность по конструированию образовательного пространства. Образовательное пространство может возникнуть только в диалоге соавторов, субъектов своего образования, а именно обучающегося, культуры и человека в культуре. Под «человеком в культуре» подразумевается Учитель, как носитель культуры, как специалист по своему предмету, как организатор встречи обучаемого с культурой, помогающий обучающему в создании собственного образа культуры, и тем самым управляющий своего развития.
Психолого-педагогические аспекты при педагогическом проектировании включают стиль руководства проектом, определяют психологический климат и атмосферу в коллективе, взаимодействия и взаимовлияния участников педагогического процесса, которые влияют на творческую активность и работоспособность членов образовательного сообщества.
Личностный подход отражает главный ориентир гуманистической парадигмы: в образовательном процессе, где центральное место принадлежит обучаемому. Он, как субъект, образующий самого себя как личность, является не просто соавтором образовательного процесса, но и автором собственного самообразования. С точки зрения личностного подхода акцент в проектировании системы образования делается на школу развивающего обучения, школу как образовательная культура.