Аспекты прогнозирования деятельности образовательной деятельности




В.В. Давыдов подчеркнул, что путь моделирования понятия или создания образа, есть образование, потому что он дает возможность управлять деятельностью, самоуправляться в деятельности и самоуправляться деятельностью.

Рассмотрим прагматические аспекты педагогического прогнозирования в контексте основных трендов развития науки, технологий, общества, государства, безусловно оказывающих влияние на сферу образования.

Ведущими тенденциями постиндустриального информационного общества стали прежде всего высокие темпы технологического развития. Постоянно растет наукоемкость и интеллектоемкость экономики. Возрастает объем информационных потоков. Практически во всех профессиональных областях расширяется предметное поле, динамично развиваются производственные функции, появляются интегративные связи между специальностями.

Прежде всего необходимо отметить, что в области педагогического образования проявление указанных тенденций носит объективный характер. Существующая система подготовки педагогов, главной целью которой являлось приобретение обучаемыми суммы знаний, навыков и умений, необходимых в будущей деятельности, перестала в полной мере удовлетворять современным требованиям.

Образование всегда ориентировано в будущее, прогностическая деятельность является важной составляющей формирования образовательных стратегий и проектирования учебного процесса. Кроме того, прогнозирование тесно связано с планированием результатов образовательной деятельности в зависимости от различных факторов. Именно прогностическая деятельность позволяет выявлять определенные тенденции не только в образовании, по и в развитии общества, науки, экономики, профессиональных отраслей.

В общенаучном понимании прогноз – предсказание будущего с помощью научных методов или сам результат предсказания. Прогноз – это научная модель будущих событий, явлений, процессов, результатов и т.п. Педагогическое прогнозирование – деятельность по разработке прогнозов в образовании, в узком смысле представляющая собой специальное научное исследование конкретных перспектив и тенденций развития образовательной сферы, процессов обучения и воспитания, формирования социально-педагогических результатов и личностных качеств.

Прогноз как результат прогнозирования характеризуется определенными параметрами, прежде всего это срок, промежуток времени, на который формируется прогноз. С этой точки зрения прогнозы делятся на краткосрочные (до года), среднесрочные (1–3 года), долгосрочные (от 3–5 до 15 лет).

Важной характеристикой является горизонт прогноза – предельный срок, на который можно сделать научно обоснованный прогноз. Не менее важна точность прогноза, которая обратно пропорциональна вероятности сто осуществления. Эти взаимосвязанные характеристики являются основой количественных оценок.

Одной из основных задач прогнозирования является определение тенденций (трендов) и применение на этой основе превентивных мер, позволяющих избежать потерь и негативных последствий. В системах образования эта задача решается с помощью мониторинга (непрерывного наблюдения) процессов обучения, воспитания, развития, образовательных результатов, деятельности образовательных систем в целом.

Основные методы прогнозирования можно разделить на ряд групп, в частности:

– экспертные оценки;

– экстраполяция;

– моделирование;

– нормативное прогнозирование;

– применение аналогий.

Принято различать поисковое и нормативное прогнозирование. Поисковое прогнозирование непосредственно направлено на определение будущего состояния объекта, исходя из учета логики его развития и влияния внешних условий. Нормативное прогнозирование, принимая заданность объекта преобразования, связано с нахождением оптимальных путей достижения заданного состояния. При конструировании педагогического процесса элементы поискового и нормативного прогнозирования теснейшим образом связаны. Возможные пути достижения прогнозируемого результата есть не что иное, как своеобразные гипотезы об оптимальности способов решения педагогической задачи, переборку которых в актах мышления осуществляет педагог.

Система прогнозирования и планирования развития образовательной сферы должна включать в себя следующие элементы: прогнозирование, которое определяет возможные пути развития системы образования как в благоприятных, так и в неблагоприятных условиях воздействия внутренних и внешних факторов с целью выбора оптимального пути развития; стратегическое планирование, которое позволяет реализовать оптимальный путь развития системы образования исходя из выбранных на основе результатов прогнозирования приоритетов; индикативное планирование, которое обеспечивает сбалансированное развитие экономики образования при реализации стратегических планов, государственных программ и проектов в образовательной сфере на основе системы обобщающих показателей развития и балансов важнейших видов ресурсов; программирование, которое обеспечивает реализацию выбранных приоритетов. Система планирования и прогнозирования развития образования должна регулировать все сферы деятельности образовательных учреждений: сферу финансового обеспечения, сферу материально-технического обеспечения, сферу кадрового обеспечения, сферу научного обеспечения.

Проанализировав аспекты прогнозирования деятельности образовательных систем можно сделать выводы система планирования и прогнозирования должна быть направлена на взаимодействие всех видов располагаемых ресурсов, обеспечивающих качественное проведение образовательного процесса, образовательных программ и государственных стандартов. В целях повышения качества прогнозов и планов к процессу прогнозирования и планирования развития образовательной сферы необходимо широко привлекать различные научные круги, исследовательские и профильные институты.

При прогнозировании и планировании высшего и среднего специального образования, как правило, предусматривается: •

осуществление структурно-содержательных реформ, отвечающих запросам общества, государства и личности и обеспечивающих повышение качества профессиональной подготовки, усиление индивидуального подхода, развитие творческих способностей, формирование устойчивой жизненной позиции будущих специалистов, укрепление связи с производством; •

совершенствование нормативного, учебно-методического и научного обеспечения системы образования; •

качественное обновление материально-технической базы отрасли.

Обычно определяется круг проблем, связанных с подготовкой квалифицированных специалистов по уровням образования, темпам их роста, пропорциям и укрупненным профессиональным группам специальностей.

При прогнозировании подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием разрабатываются следующие показатели: •

прием в высшие и средние специальные учебные заведения; •

выпуск специалистов по группам специальностей, видам обучения и вузам.

Показатель численности учащихся на начало планируемого учебного года рассчитывается в целом и по формам обучения.

Потребность в специалистах определяется на текущий и перспективный периоды. Последняя рассчитывается исходя из показателей развития соответствующих отраслей, сфер деятельности. В основе прогнозирования подготовки специалистов на перспективу лежит определение научно обоснованной дополнительной потребности в каждой из сфер деятельности и отраслей с учетом их развития, а также возмещения естественного выбытия, частичной замены практиков дипломированными специалистами и др.

При разработке комплексного прогноза подготовки кадров с высшим и средним специальным образованием необходимо учитывать и факторы, связанные с общей социально-экономической ситуацией в обществе, предполагаемыми изменениями нормативно-законодательной базы, развитием связей с мировым сообществом и ряд других условии, которые могут во многом повлиять на полученные результатов. Taкие разработки чаще всего выполняются на основе применения интуитивных методов прогнозирования, а при наличии достаточного объема достоверной информации дополняются формализованными.

Расчеты по подготовке специалистов должны увязываться с перспективами развития материальной базы учебных заведений (строительство учебных и жилых корпусов, приобретение необходимого оборудования) и обеспеченностью профессорско-преподавательским составом.

Метод педагогического прогнозирования и его применение

Рассмотрев основные цели и принципы личностно ориентированного развивающего образования, необходимо обратиться к прагматическим аспектам реализации данной концепции. Образование всегда ориентировано в будущее, прогностическая деятельность является важной составляющей формирования образовательных стратегий и проектирования учебного процесса. Кроме того, прогнозирование тесно связано с планированием результатов образовательной деятельности в зависимости от различных факторов. Именно прогностическая деятельность позволяет выявлять определенные тенденции не только в образовании, по и в развитии общества, науки, экономики, профессиональных отраслей.

Сегодня планирование приобретает новые черты, связанные с учетом требований рыночной экономики, и в учреждениях образования, находящихся на бюджетном финансировании. В планах и сметах учебных заведений ослабляется прежняя регламентация, усиливается обоснованность расчетов показателей на базе внедрения элементов коммерческого расчета с целью получения дополнительных доходов. Эти ресурсы, выступая в качестве внебюджетных средств, обеспечивают расширение учебной, научной и социальной деятельности коллективов образовательных учреждений.
При планировании развития образования необходимо учитывать его специфику. Во-первых, серьезный отпечаток на характер планирования накладывает тесная взаимосвязь педагогических и экономических процессов. Другая особенность функционирования просвещения связана с тем, что объект его воспроизводства и планирования- живые люди, с их индивидуальными запросами и способностями, что придает планированию характер большей неопределенности, чем в отраслях материального производства.

В- третьих, система образования должна не только чутко отзываться на запросы научно- технического прогресса, но и готовить квалифицированные кадры с опережением.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: