Музыкальная культура дошкольников. Приобщение дошкольников к народной музыкальной культуре.




Культура рассматривается как продукт человеческой деятельности, как совокупность достижений.

Вспомним из прошлых лекций, что одной из целей музыкального развития дошкольников является формирование основ музыкальной культуры, понимая под этим:

- развитие музыкально-эстетического сознания (эстетических потребностей, интереса к музыке, эстетических эмоций, переживаний, чувств, эстетической оценки, вкуса);

-музыкального опыта;

-музыкальной грамотности;

- креативности ребенка.

 

Культура является важнейшим условием развития личности и совершенствования образовательного процесса, источником целей и ценностей воспитания детей. Видение образования через призму культуры означает понимание образования как культурного процесса, осуществляемого в культуросообразной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способность к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей.

Основой музыкальной культуры является музыкально-эстетическое сознание, которое формируется в процессе музыкальной деятельности. Первые проявления музыкально-эстетического сознания появляются к 3 годам: эмоции, суждения, потребность в музыке.

К 4 годам проявляют дети интерес к определенным видам деятельности. К 6 годам появляются мотивированные оценки музыки, зачатки музыкального вкуса. Дети начинают контролировать свое исполнение, рассуждать о средствах музыкальной выразительности. Самое главное накапливать впечатления, чем они будут ярче, разнообразнее, тем больше вероятность получить эмоциональный отклик на музыку каждого ребенка.

Первой разновидностью музыкальной культуры, к которой приобщается ребенок, является народная. Это колыбельные песни, потешки, плясовые песенки. Это не столько искусство, сколько часть жизни народа. Фольклор детский музыкальный разделяется на календарный, потешный, игровой. Для работы над фольклором можно периодично включать одни и те же песни, заклички в течении нескольких лет. Старших следует объединить с младшими, так более естественно будут передаваться из уст в уста фольклорные произведения. Личность педагога, преподающего этнопедагогику: культ ребенка, матери, предков, любовь к родному слову, природе, уважительное отношение к родному языку. В целом народная педагогика – это педагогика национального спасения, всеобщей мудрости воспитания, всеобщей любви.

Фолькло́р (англ. folk-lore — «народная мудрость») — народное творчество, народное искусство. Художественное коллективное творчество народа, отражающее его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, народная музыка, танец, театр, праздник, изобразительное и декоративно–прикладное творчество. Фольклорный является синонимом слова народный, что подтверждает право применять термины народная песня, народный праздник и другие.

В отечественной педагогике XX века к проблеме возможностей народной культуры как живого источника педагогической мудрости обращались ученые, изучая всесторонне ее потенциал. Каждый педагог, ученый искал и находил в народной культуре нужные средства нравственного воспитания, формирования мировоззрения и развития фантазии ребенка (В. А. Сухомлинский), как источника духовности (В.В. Зеньковский), средства развития речи, образного мышления (Е.И. Тихеева), средства создания художественного образа в рисовании, активизации процесса детского творчества (Н.П. Сакулина, Е.А. Флёрина), средства творческого развития ребенка, формирования представлений у детей о народном искусстве (O.JI. Князева, Т.С. Комарова, М.Д. Маханёва, А.П. Усова, Т.Я. Шпикалова и др.). Следуя принципу народности воспитания, по мнению Е.И. Тихеевой, «детские воспитательные учреждения должны жить духом своего народа».

В современных психолого-педагогических исследованиях поднимается вопрос о приобщении детей к культурным ценностям уже с дошкольного возраста. Возрождение народной культуры, её ценностей, использование их в работе с детьми составляет важнейшее направление модернизации дошкольного образования, развития принципа культуросообразности воспитания и обучения.

Музыкальный фольклор в свете проблемы приобщения ребенка к традиционной народной культуре рассматривается как подлинник и характеризуется такими свойствами:

* традиционность (народные представления о природе, человеке, социуме, а также характерные способы их художественного отображения);

* устностъ (специфика организации и передачи фольклорного текста);

* синкретизм (единство вербального, певческого, танцевального, инструментального, театрально-игрового начал);

* вариативность (личностный исполнительский поиск, ориентированный на заданный традицией образец); коллективность (ансамблевая природа народных песен, коллективное и индивидуальное начало в детском творчестве);

* функциональность (связь фольклорного текста с жизнью, ситуацией исполнения).

Эффективность педагогического процесса приобщения к традиционной народной культуре предполагает:

- организацию педагогического процесса по овладению культурным опытом народа (его духовным, музыкально-фольклорным, познавательным и бытийно-практическим компонентами);

- комплексный подход к освоению музыкального фольклора, сочетающий фольклористический и педагогический аспекты;

- сотворчество детей и взрослых в условиях «проживания» фольклора, его социальной востребованности.

Первой разновидностью музыкальной культуры, к которой приобщается ребенок, является народная. Это колыбельные песни, потешки, плясовые песенки и т.п. Через них закладывается фундамент нравственного здоровья детей.

Это не столько искусство, сколько часть жизни народа. С древности музыка была для человека естественной потребностью. Она жила в танце, жесте, песне, мимике.

Музыка органична для жизни ребенка, она естественно включается в его повседневную жизнь, являясь выражением его «Я» в единстве слова, интонации, движения.

Исследователи народного искусства В.Н. Василенко, М.А. Некрасова, Е.А. Флерина и другие отмечают, что оно имеет ряд характерных черт:

· традиционность,

· коммуникативность,

· коллективный характер творчества,

· совершенство языка,

· человечность, связь с окружающей жизнью,

· праздничность, как оптимальное восприятие мира.

 

Фольклор детский музыкальный разделяется на календарный, потешный, игровой.

 

Календарный   Произведения, связанные с природой, календарными датами, произведения сезонного характера (колядки, веснянки, заклички, приговоры птицам, животным)
Потешный   Прибаутки, небылицы, дразнилки, имеющие самостоятельное значение, не связанные с играми, назначение которых развеселить)
Игровой   Ведущий в детском творчестве (драматические, спортивные, хороводные игры). Большое место в играх занимают «игровые прелюдии» - считалки, гадалки и т.п.

 

Основу методики приобщения к фольклору задает идея традиционности: жизни в русле народной традиции с ее обрядностью, ритуальностью, дающая человеку возможность целостности бытия. Обучение и воспитание вплетены в уклад, в годовой цикл праздников, в обряды и традиции.

Взятый из жизни фольклор основан на повторяемости и периодичности обрядовых песен, танцев, закличек, которые дети имеют возможность проживать в течении нескольких лет, участвуя в них из года в год.

Для работы над фольклором можно периодично включать одни и те же песни, заклички в течении нескольких лет. Старших следует объединить с младшими, так более естественно будут передаваться из уст в уста фольклорные произведения. Педагога, преподающий этнопедагогику, должен обладать такими качествами: культ ребенка, матери, предков, любовь к родному слову, природе, уважительное отношение к родному языку.

Методы воспитания народной педагогики: пример, показ, приучение, благопожелание, просьба, совет и др.

В целом народная педагогика – это педагогика национального спасения, всеобщей мудрости воспитания, всеобщей любви.

 


Таблица 1. Средства музыкальной выразительности

Название музыкального произведения, общий характер Средства музыкальной выразительности Принципы построения (повтор, контраст, варьирование) Жанр
темп тембр динамика метроритм Ладогармо- нический склад мелодия форма
НАПРИМЕР: Неаполитанская песенка Быстрая, порывистая, взволнованная, четкая, ритмичная, танцевальная музыка. Быстрый, ускорение к концу пьесы Ф-но или оркестр и труба- соло, подражание кастаньетам Громко, контрастно в частях, постепенно усиливая к концу Однообразный ритм, четкий Мажор   Отрывистая. четкая, приплясывающая 3-х частн. Повтор Песня-танец
                   
                   
                   

 

Выполните задания письменно и отправьте их мне на почту Nu.1967@yandex.ru Либо отправьте мне копию или фото по номеру в контакте и в WhatsApp тел. 8953-245-31-67 до 15.10.20 г.

 

Ефимова Наталья Юрьевна.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: