Порядок проведения сертификации продукции в Российской Федерации утвержден Постановлением Госстандарта России от 21 сентября 1994г. № 15. Этот документ применяется при обязательной сертификации продукции, включая импортируемую, но он может быть применен и при добровольной сертификации продукции.
Орган по сертификации рассматривает заявку и не позднее одного месяца после ее получения сообщает заявителю свое решение, которое должно содержать все основные условия по сертификации (схему сертификации, перечень необходимых технических документов, перечень аккредитованных испытательных лабораторий и центров, которые могут проводить испытания продукции, перечень органов, которые могут провести сертификацию производства или системы качества).
Выбор же конкретной испытательной лаборатории и органа для сертификации производства или системы качества осуществляет заявитель.
Испытания проводятся на образцах продукции, у которых конструкция, состав и технология изготовления должны быть такими же, как у продукции, поставляемой потребителю (заказчику). Вместе с образцами продукции заявитель представляет необходимую техническую документацию, состав и содержание которой устанавливаются в порядке сертификации однородной продукции. Испытания для сертификации проводятся в испытательных лабораториях, аккредитованных на проведение тех испытаний, которые предусмотрены в нормативных документах, используемых при сертификации данной продукции. Протоколы испытаний представляются заявителю и в орган по сертификации. Копии протоколов испытаний должны храниться не менее срока действия сертификата. Образцы, прошедшие испытания, подлежат хранению в течение срока годности продукции или срока действия сертификата.
|
После проверки представленных документов орган по сертификации может принять решение о выдаче сертификата соответствия или о сокращении объема испытаний (или о проведении недостающих испытаний), что отражается в соответствующих документах.
В зависимости от схемы сертификации может проводиться анализ состояния производства продукции, а также сертификация производства и/или системы качества. Результаты этой работы отражаются в заключении эксперта. На основании этого заключения орган по сертификации принимает решение о выдаче сертификата, оформляет сертификат и регистрирует его. Сертификат действителен только при наличии регистрационного номера, он должен иметь приложение, содержащее перечень конкретной продукции, на которую распространяется его действие.
Если результаты оценки соответствия оценки продукции отрицательны, орган по сертификации выдает решение об отказе в выдаче сертификата с указанием причин отказа.
При внесении изменений в конструкцию или состав продукции, а также в технологию ее производства, способных повлиять на соответствие продукции требованиям нормативных документов, заявитель должен заранее известить об этом орган, выдавший сертификат. Указанный орган вправе принять решение о необходимости проведения новых испытаний или оценке производства этой продукции.
Сертификация работ и услуг. При сертификации работ и услуг применяют законодательные акты Российской Федерации, правила выполнения отдельных видов работ и оказания отельных видов услуг (утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации), государственные стандарты, санитарные правила и нормы, строительные нормы и правила и другие документы, устанавливающие обязательные требования к работам и услугам. Регламентирующими документами в этой области являются Правила сертификации работ и услуг в Российской Федерации и Правила (порядки) сертификации однородных работ и услуг.
|
Процесс сертификации работ и услуг включает в себя следующие этапы:
а) подача заявки на сертификацию;
б) рассмотрение и принятие решения по заявке;
в) оценка соответствия работ и услуг установленным требованиям;
г) принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата;
д) выдача сертификата и лицензии на применение знака соответствия;
е) осуществление инспекционного контроля сертифицированных работ и услуг.
Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг проводит орган по сертификации, выдавший соответствующий документ, не реже одного раза в год в форме периодических и внеплановых проверок. Объем и периодичность инспекционного контроля зависят от ряда факторов: степень потенциальной опасности работ и услуг; стабильность качества работ и услуг; объем выполняемых работ и оказываемых услуг; наличие системы качества у исполнителя работ и услуг; уровень затрат на проведение контроля; итогов сертификации и предыдущего инспекционного контроля. Внеплановый инспекционный контроль применяется в случаях получения информации о претензиях к качеству сертифицированных работ и услуг со стороны потребителей и контролирующих органов. Если в ходе инспекционного контроля выявляется несоответствие работ и услуг установленным требованиям или держатель сертификата отказывается от проведения инспекционного контроля, то орган по сертификации может приостановить или вовсе отменить действие сертификата и лицензии на применение знака соответствия.
|
Схемы сертификации конкретных видов работ и услуг, а также критерии их выбора устанавливаются в правилах сертификации однородных работ и услуг. Во всех схемах сертификации (если это не противоречит правилам сертификации однородных работ и услуг) могут быть использованы документы, подтверждающие соответствие установленным требованиям и полученные вне работ по сертификации. К таким документам относятся: результаты экспертных оценок; данные социологических обследований; протоколы испытаний; договоры исполнителя работ и услуг с потребителем; техническая и другая документация исполнителя работ и услуг; акты проверок, заключения и сертификаты, как специальных органов, контролирующих качество и безопасность работ и услуг, так и общественных объединений потребителей, их ассоциаций и союзов.
Оценка соответствия работ и услуг установленным требованиям включает: 1) оценку выполнения работ и оказания услуг; 2) проверку и испытания результатов работ и услуг. В свою очередь, оценка выполнения работ и оказания услуг в зависимости от выбранной схемы сертификации включает: 1) оценку мастерства исполнителя работ и услуг; 2) оценку процесса выполнения работ и оказания услуг; 3) оценку организации (предприятия) - исполнителя работ и услуг; 4) оценку системы качеств