Роль биологии в становлении эволюционного стиля мышления.




ФИЛОСОФИЯ ГЛОБАЛЬНОГО ЭВОЛЮЦИОНИЗМА

(4 часа)

Что такое эволюция, что мы имеем в виду под эволюционным стилем мышления?

 

Под эволюцией в современном научном и философском знании понимается развитие – качественные, закономерные, направленные изменения.

Наука вынуждена считаться с этими изменениями, с качественной трансформацией изучаемых объектов, с развитием их и она вынуждена поэтому вырабатывать новый инструментарий, и как следствие - вырабатывается эволюционный стиль мышления.

 

Прежде всего такой стиль мышления применяется в биологии. Эти идеи получают свое развитие в ботанике Линнея, зоологии Ламарка и теории Дарвина. Эти изменения понимались как суммирование, накоплений и изменений организма.

 

Концепция Дарвина впервые дала механизм развития. Впервые не просто констатируется развитие, а описывается его оригинальный механизм. Три момента: наследственность, изменчивость, естественный отбор.

 

С течение времени дарвинизм не остался в рамках сугубо биологического знания, а создал ориентиры для моделирования процессов развития за пределами биологии. Пример – моделирование процессов в обществе, концепция социал-дарвинизма, идеи эволюции механизмов. Дарвинизм становится достоянием не только биологии, но культуры в целом.

В этом отношении биология выступает как основание для нового способа мышления. Единицей эволюции у Дарвина была популяция – совокупность организмов одного вида, отделенная от других таких совокупностей естественными условиями обитания.

 

На горизонте обозначилась синтетическая теория эволюция, соединяющая дарвинизм и генетику, и вырабатывающая на этой основе общий механизм развития.

 

В этом отношении биология может рассматриваться как лидер естествознания (в отношении идеи развития).


2. Принцип глобального эволюционизма в современной научной картине мира.

Современная научная картина мира – это образ природы как саморазвивающейся, самоорганизующейся системы.

 

Такая картина мира формируется в последнее десятилетие 20-го в. Современная научная картина мира появилась во многом благодаря тому, что были разрешены проблемы, которые стояли ранее перед наукой: с одной стороны нарастание уровня сложности при развитии систем (например, эволюция ведет к усложнению организации организмов), а с другой стороны – нарастание хаотичности (уменьшение энтропии в термодинамических процессах и т.д.) – это противоречие необходимо было преодолеть.

 

Надо было связать два блока знаний – биологический и физический, привязать развитие к неживой природе. Пытались решить это с помощью физикализации биологии.

 

В последнее 10-летие 20-го в. сшить вместе все это позволил принцип глобального эволюционизма. Он постулирует две основные идеи: любой объект представляет собой системное образование; этот объект находится в процессе развития.


3. Динамическая организация бытия. Диалектика как философская теория развития, основные исторические формы диалектики.

Понимание бытия как такового, и, в частности, природного бытия невозможно достигнуть без обращения к проблеме движения.

 

Движение как философская категория обозначает свойство изменения, которым обладает любое сущее.

 

Движение – это любое изменение, всякое взаимодействие (Энгельс).

 

В рамках механистической картины мира движение понималось как механическое перемещение в пространстве и времени под влиянием внешних сил. По концепции деизма (концепции диалогичности отношений человека с Богом (концепция откровения). Деизм (лат. deus — бог)), например, движение возникает под влиянием сверхъестественных внешних сил, которые затем самоустраняются из мира. А электричество, а тепловые процессы. Тут все к механическому перемещению не сведешь. Поэтому признается многообразие форм движения. Источником движения выступает не внешний источник, а внутреннее противоречие самого объекта. Тогда движение – это самодвижение.

 

Движение – это изменение. Изменение мы можем связывать с различными носителями, а точнее, рассматривать, что изменяется. Например, изменение в мире вне человеческого сознания. И тогда движение – это способ существования материи.

 

Вторая плоскость нашего интереса – изменение материальных объектов. Это взаимодействие. Взаимодействие на всю материю не перенесешь, потому что она одна, ей не с чем взаимодействовать.

 

Третье – один единственный, конкретный материальный объект. У его изменений есть начало и конец, они направлены от начала к концу и закономерны, они носят качественный характер – это уже развитие.

 

Характеристики движения:

 

· объективность, независимость от человеческого сознания;

· материальность, связь с материальным носителем;

· движение присуще всем без исключения материальным объектам, оно в этом плане абсолютно;

· движение относительно;

· движение прерывно, каждый материальный объект начинает свои изменения, продолжает и заканчивает;

· движение непрерывно;

· следовательно, движение противоречиво;

· движение многообразно, множество форм движения материи, в начале 19-го вв. первая классификация форм движения.

Любая наука осваивает некую форму движения. Форма движения – это способ существования каких-то материальных объектов. Носитель механического движения – масса, химического – молекулы, социального – человек. В современном познании создаются новые разнообразные классификации, но опыт этой классификации переносится.

 

Принципы – признание многообразия форм, неразрывная связь с материальным носителем, способ связи форм между собой (каждая последующая форма вырастает из предыдущей или совокупности предыдущей, но полностью качественно к ним не сводится – сущность человека не сводится к химическим реакциям в его организме), классификация должна отражать эволюцию материального мира.

Развитие тоже моделируется в теоретическом мышлении. Моделирование развитие начинается в 19 в. (для биологии) и в 20 в. (для физики и химии).

 

Философия тоже моделирует развитие. Диалектика выступает как теория развития.

 

Исторические формы диалектики:

 

· диалектика античного мира означает «искусство вести беседу» и его первоначальное употребление в философском смысле связывают с именем Сократа, понимавшим под диалектикой искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений как способ ведения философского диалога.

В античности диалектика стала трактоваться прежде всего как метод правильного мышления.

 

Средневековая мысль наследует этот смысл диалектики, понимая под ней логику вообще или искусство различения истины и лжи и т. п.

 

В разных трактовках сохраняется традиция использования понятия диалектика как способа рационального, логического мышления.

 

· объективно-идеалистическая диалектика Гегеля трактуется как универсальный метод мышления, базирующийся на идеях развития и противоречивости бытия и противоположный методу метафизики, связанной с поиском неизменных принципов и первоначал всей реальности; диалектика на идеалистической основе вне поля зрения науки из-за ее идеалистичности, там речь не о природе, а о некой всеобщей идее.

 

Заслуга Маркса – перенос диалектики на материалистическую основу.

 

Основные законы диалектики призваны зафиксировать:

– источник развития – закон единства и борьбы противоположностей;

– механизм развития – закон перехода количества в качество;

– направленность развития – закон отрицания отрицания.

 

Развитие многообразно. Все его нюансы фиксируются в системе парных категорий: причина и следствие, необходимость и случайность, часть и целое, содержание и форма, возможность и действительность, единичное – особенное – общее.

 

Все это разные срезы одного и того же процесса развития. Итак, материалистическая диалектика становится теорией развития. В чем ценность этой теории? Она ориентир, указывающий на универсальный метод познания.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: