ФИЛОСОФИЯ ГЛОБАЛЬНОГО ЭВОЛЮЦИОНИЗМА
(4 часа)
Что такое эволюция, что мы имеем в виду под эволюционным стилем мышления?
Под эволюцией в современном научном и философском знании понимается развитие – качественные, закономерные, направленные изменения.
Наука вынуждена считаться с этими изменениями, с качественной трансформацией изучаемых объектов, с развитием их и она вынуждена поэтому вырабатывать новый инструментарий, и как следствие - вырабатывается эволюционный стиль мышления.
Прежде всего такой стиль мышления применяется в биологии. Эти идеи получают свое развитие в ботанике Линнея, зоологии Ламарка и теории Дарвина. Эти изменения понимались как суммирование, накоплений и изменений организма.
Концепция Дарвина впервые дала механизм развития. Впервые не просто констатируется развитие, а описывается его оригинальный механизм. Три момента: наследственность, изменчивость, естественный отбор.
С течение времени дарвинизм не остался в рамках сугубо биологического знания, а создал ориентиры для моделирования процессов развития за пределами биологии. Пример – моделирование процессов в обществе, концепция социал-дарвинизма, идеи эволюции механизмов. Дарвинизм становится достоянием не только биологии, но культуры в целом.
В этом отношении биология выступает как основание для нового способа мышления. Единицей эволюции у Дарвина была популяция – совокупность организмов одного вида, отделенная от других таких совокупностей естественными условиями обитания.
На горизонте обозначилась синтетическая теория эволюция, соединяющая дарвинизм и генетику, и вырабатывающая на этой основе общий механизм развития.
В этом отношении биология может рассматриваться как лидер естествознания (в отношении идеи развития).
2. Принцип глобального эволюционизма в современной научной картине мира.
Современная научная картина мира – это образ природы как саморазвивающейся, самоорганизующейся системы.
Такая картина мира формируется в последнее десятилетие 20-го в. Современная научная картина мира появилась во многом благодаря тому, что были разрешены проблемы, которые стояли ранее перед наукой: с одной стороны нарастание уровня сложности при развитии систем (например, эволюция ведет к усложнению организации организмов), а с другой стороны – нарастание хаотичности (уменьшение энтропии в термодинамических процессах и т.д.) – это противоречие необходимо было преодолеть.
Надо было связать два блока знаний – биологический и физический, привязать развитие к неживой природе. Пытались решить это с помощью физикализации биологии.
В последнее 10-летие 20-го в. сшить вместе все это позволил принцип глобального эволюционизма. Он постулирует две основные идеи: любой объект представляет собой системное образование; этот объект находится в процессе развития.
3. Динамическая организация бытия. Диалектика как философская теория развития, основные исторические формы диалектики.
Понимание бытия как такового, и, в частности, природного бытия невозможно достигнуть без обращения к проблеме движения.
Движение как философская категория обозначает свойство изменения, которым обладает любое сущее.
Движение – это любое изменение, всякое взаимодействие (Энгельс).
В рамках механистической картины мира движение понималось как механическое перемещение в пространстве и времени под влиянием внешних сил. По концепции деизма (концепции диалогичности отношений человека с Богом (концепция откровения). Деизм (лат. deus — бог)), например, движение возникает под влиянием сверхъестественных внешних сил, которые затем самоустраняются из мира. А электричество, а тепловые процессы. Тут все к механическому перемещению не сведешь. Поэтому признается многообразие форм движения. Источником движения выступает не внешний источник, а внутреннее противоречие самого объекта. Тогда движение – это самодвижение.
Движение – это изменение. Изменение мы можем связывать с различными носителями, а точнее, рассматривать, что изменяется. Например, изменение в мире вне человеческого сознания. И тогда движение – это способ существования материи.
Вторая плоскость нашего интереса – изменение материальных объектов. Это взаимодействие. Взаимодействие на всю материю не перенесешь, потому что она одна, ей не с чем взаимодействовать.
Третье – один единственный, конкретный материальный объект. У его изменений есть начало и конец, они направлены от начала к концу и закономерны, они носят качественный характер – это уже развитие.
Характеристики движения:
· объективность, независимость от человеческого сознания;
· материальность, связь с материальным носителем;
· движение присуще всем без исключения материальным объектам, оно в этом плане абсолютно;
· движение относительно;
· движение прерывно, каждый материальный объект начинает свои изменения, продолжает и заканчивает;
· движение непрерывно;
· следовательно, движение противоречиво;
· движение многообразно, множество форм движения материи, в начале 19-го вв. первая классификация форм движения.
Любая наука осваивает некую форму движения. Форма движения – это способ существования каких-то материальных объектов. Носитель механического движения – масса, химического – молекулы, социального – человек. В современном познании создаются новые разнообразные классификации, но опыт этой классификации переносится.
Принципы – признание многообразия форм, неразрывная связь с материальным носителем, способ связи форм между собой (каждая последующая форма вырастает из предыдущей или совокупности предыдущей, но полностью качественно к ним не сводится – сущность человека не сводится к химическим реакциям в его организме), классификация должна отражать эволюцию материального мира.
Развитие тоже моделируется в теоретическом мышлении. Моделирование развитие начинается в 19 в. (для биологии) и в 20 в. (для физики и химии).
Философия тоже моделирует развитие. Диалектика выступает как теория развития.
Исторические формы диалектики:
· диалектика античного мира означает «искусство вести беседу» и его первоначальное употребление в философском смысле связывают с именем Сократа, понимавшим под диалектикой искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений как способ ведения философского диалога.
В античности диалектика стала трактоваться прежде всего как метод правильного мышления.
Средневековая мысль наследует этот смысл диалектики, понимая под ней логику вообще или искусство различения истины и лжи и т. п.
В разных трактовках сохраняется традиция использования понятия диалектика как способа рационального, логического мышления.
· объективно-идеалистическая диалектика Гегеля трактуется как универсальный метод мышления, базирующийся на идеях развития и противоречивости бытия и противоположный методу метафизики, связанной с поиском неизменных принципов и первоначал всей реальности; диалектика на идеалистической основе вне поля зрения науки из-за ее идеалистичности, там речь не о природе, а о некой всеобщей идее.
Заслуга Маркса – перенос диалектики на материалистическую основу.
Основные законы диалектики призваны зафиксировать:
– источник развития – закон единства и борьбы противоположностей;
– механизм развития – закон перехода количества в качество;
– направленность развития – закон отрицания отрицания.
Развитие многообразно. Все его нюансы фиксируются в системе парных категорий: причина и следствие, необходимость и случайность, часть и целое, содержание и форма, возможность и действительность, единичное – особенное – общее.
Все это разные срезы одного и того же процесса развития. Итак, материалистическая диалектика становится теорией развития. В чем ценность этой теории? Она ориентир, указывающий на универсальный метод познания.