КВАЛИТОЛОГИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
По направлению подготовки 040400.68 «Социальная работа» квалификация (степень) «Магистр»
Лекция 1. Введение в социальную квалиметрию
Квалиметрия как наука и ее место в системе других наук
КВАЛИМЕТРИЯ - теория оценки качества любых объектов (создаваемых, используемых, влияющих на субъекта), т.е. предмет квалиметрии - как количественные так и неколичественные методы оценивания качества.(вкусно - невкусно, более, менее приятный запах и т.д.)
Квалиметрия понимается как составная часть науки о качестве (квалитологии), взаимодействующей с другими составными частями – теорией качества и теорией управления качеством.
Теория качества – это область науки, предметом которой является исследование природы качества, изучение экономических, социологических, информационных аспектов качества продукции на этапах ее создания и применения.
Теория управления качеством – это область науки, занимающаяся разработкой научных основ и методов обеспечения и управления качеством.
Квалиметрия как наука выступает в виде взаимосвязанной системы теорий, различающихся степенью общности, средствами и методами измерения и оценивания, предметной областью оценивания. К таким теориям могут быть отнесены:
1. Общая квалиметрия:
теория сравнения и логика оценок;
теория квалиметрических шкал;
теория свертывания показателей и оценок;
теория алгоритмов оценки;
классификации показателей качества;
общие принципы и аксиоматика квалиметрии
Специальная квалиметрия
экспертная квалиметрия
индексная квалиметрия;
таксономическая квалиметрия
вероятностно-статистическая квалиметрия
|
нечеткая квалиметрия;
тестовая квалиметрия;
цикловая-динамическая квалиметрия;
теория оценивания эффективности как меры качества систем и процессов
Предметная квалиметрия
квалиметрия продукции и техники
квалиметрия труда и деятельности
квалиметрия решений и проектов
квалиметрия процессов
субъективная квалиметрия (персонала)
квалимтерия спроса
квалимтерия информации
Социальная квалиметрия - теория оценки качества социальных объектов и услуг.
Задание 1. Определите место социальной квалиметрии в системе наук.
Практические задачи изучения квалиметрии в социальной сфере
Все произведенное человеком за определенный промежуток времени, все, с чем он сталкивается в повседневной жизни в процессах товарообмена и потребления, выражается совокупностью четырех элементов: продукция, услуги, информация, энергия. Каждый из этих элементов наиболее полно характеризуют три фундаментальные величины:
• количество (в принятых единицах измерения);
• затраты на производство, распределение и потребление (использование, эксплуатацию, применение) единицы этого количества;
• качество единицы количества.
Первая из этих величин — количество — является основой расчетов в комплексе технологических дисциплин; вторую — затраты — изучают и учитывают в комплексе экономических дисциплин. Что же касается третьей характеристики — качества, — то до сравнительно недавнего времени ее практически не учитывали ни в технологических, ни в экономических, ни в управленческих дисциплинах, что связано с отсутствием тогда теории и прикладного инструментария достоверного количественного выражения (оценивания) качества продукции, услуг, информации, энергии. Без подобного оценивания сегодня очень трудно, а зачастую практически невозможно обеспечить эффективное функционирование экономических и социальных структур, в том числе такой важной, обобщающей структуры, как качество жизни (иногда называемой уровнем жизни).
|
Сказанное полностью относится к управленческой, а также политической, законодательной и аналитической деятельности.
Во-первых, почти любому руководителю, а также политику, законодателю, аналитику в процессе его работы приходится сталкиваться с проблемой количественного оценивания качества, например с необходимостью управления качеством. В зависимости от специфики работы руководителя это может быть управление качеством производственного или социального процесса (в том числе и управление качеством жизни), управление качеством проектирования, качеством продукции, персонала и т.д. Во всех этих ситуациях задача руководителя фактически заключается в том, чтобы качество управляемого объекта — производственного или социального процесса (например, качества жизни), проекта, продукции, персонала и т.д. — перевести в заданное время из данного состояния А в заранее заданное состояние Б. Понятно, что для решения этой задачи прежде всего необходимо уметь количественно выражать состояния А и Б объекта, т. е. уметь количественно оценивать его качество.
В социальной квалиметрии, говоря о качестве, во многих случаях имеется в виду качество жизни как наиболее важная, емкая, общая характеристика происходящих социально-экономических процессов.
|
Во-вторых, качество нужно уметь количественно оценивать в тех весьма часто встречающихся в деятельности руководителя ситуациях, в которых ему приходится выбирать лучшее по качеству решение из двух или большего числа вариантов. Например, нужно выбрать лучший по качеству: тип организационной или административной структуры, обеспечивающей лучшее управление определенным социальным процессом.
Понятно, что при числе сопоставляемых вариантов, большем двух, и с учетом того, что качество каждого из вариантов определяется совокупностью многих параметров (подробнее об этом будет сказано далее), неизбежен вывод — для решения задач такого класса обязательно необходимо умение количественно оценивать качество.
И наконец, в-третьих, количественное оценивание качества необходимо при решении таких социальных задач, в которых в целях повышения точности расчетов нужно учитывать не только количественные, но и качественные факторы (в случаях, если последние не могут быть выражены в денежных единицах измерения). К числу этих факторов, влияющих, допустим, на качество жизни, могут относиться, например, социальные, экологические, эргономические, эстетические и др.
Указанные выше обстоятельства и предопределяют целесообразность знакомства с началами квалиметрии — относительно новой научной области, изучающей методологию и проблематику как комплексного количественного оценивания качества различных объектов (и, например, такого объекта, как качество жизни), так и отдельных их качественных характеристик, в настоящее время не выражаемых в обычных экономических единицах измерения.
Дело в том, что, несмотря на значительное число изданий (более ста), в названии которых присутствует термин «квалиметрия», содержащаяся в них информация, как правило, является устаревшей и зачастую просто неправильной, способной привести к ошибочным решениям. Учитывая ограниченный объем данного курса, речь может идти об изложении лишь начал квалиметрии (в ее наиболее употребительной версии), а не всей квалиметрии в полном объеме. В связи с этим предметом изложения станет только так называемый упрощенный метод квалиметрии, который в отличие от приближенного и точного методов требует гораздо меньшего времени на изучение, понимание и овладение, но вместе с тем позволяет с приемлемой точностью решать достаточно много встречающихся на практике задач.