Общая характеристика конституционных обязанностей личности в Российской Федерации




Основные данные о работе

 

Версия шаблона 2.1
Филиал Нижегородский
Вид работы Курсовая работа
Название дисциплины Конституционное (государственное)право России.
Тема Обеспечение исполнения конституционных обязанностей личности в Российской Федерации
Фамилия студента Титов
Имя студента Виталий
Отчество студента Валерьевич
№ контракта  

 


Содержание

 

Введение

Основная часть

1. Общая характеристика конституционных обязанностей личности в Российской Федерации

1.1 Понятие конституционных обязанностей

1.2 Основные черты публичных конституционных обязанностей

1.3 Классификация конституционных обязанностей личности

2. Обеспечение исполнения отдельных конституционных обязанностей личности в Российской Федерации

Обеспечение исполнения обязанности уплаты налогов и сборов

Обеспечение защиты Отечества

2.3 Обеспечение исполнения прочих конституционных обязанностей

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Приложения

 


Введение

 

Одной из основных целей Российской Федерации, являющейся правовым государством, является обеспечение взаимодействия интересов личности и государства, когда государство посредством права регулирует внутренние правовые отношения, в центре которых стоят права и свободы человека и гражданина. При этом необходимым компонентом оптимального взаимодействия государства и личности выступают конституционные обязанности граждан, наряду с правами и свободами составляющие правовой статус человека и гражданина. Реализация прав всегда предполагает исполнение корреспондирующих им обязанностей, возникающих в связи с предоставлением прав самому государству, а также гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям.

Целесообразность научного осмысления проблемы конституционных обязанностей объясняется происходящей сменой приоритетов ценностей общества, новыми социальными и экономическими условиями жизни страны, что обусловливает актуальность выбранной нами темы.

Целью данной работы является изучение обеспечения исполнения конституционных обязанностей личности в Российской Федерации. Для реализации поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи:

определить понятие конституционных обязанностей;

рассмотреть основные черты публичных конституционных обязанностей;

рассмотреть классификацию основных конституционных обязанностей личности;

охарактеризовать обеспечение исполнения обязанности уплаты налогов и сборов;

дать характеристику обеспечению защиты Отечества как одной из конституционных обязанностей личности;

рассмотреть обеспечения исполнения прочих конституционных обязанностей.

Цель и задачи работы определили ее структуру. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария, списка использованных источников и приложений.

Предметом изучения являются общественные отношения, имеющие место при обеспечении исполнения конституционных обязанностей личности в Российской Федерации. Объектом изучения выступают особенности характеристики и исполнения конституционных обязанностей личности по законодательству Российской Федерации.

Методологической базой работы явились такие методы научного познания, как сравнительно-правовой метод, исторический метод, метод изучения документов и ряд других.

Теоретической базой работы стали научные труды таких ученых-правоведов, как М.В. Баглай, А.В. Зиновьев, Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин, М.В. Мархгейм, Г.Д. Садовникова, М.Б. Смоленский, Е.Е. Тонков, Б.С. Эбзеев и ряда других. В сочинениях названных авторов рассматриваются все основные вопросы конституционного права Российской Федерации, в том числе анализируются основные конституционные обязанности личности, приводятся проблемы обеспечения их исполнения. Учтены последние изменения в действующем законодательстве, материалы судебной практики.

Законодательной базой работы стали международные нормативные правовые акты (Конвенция о правах ребенка 1989 г., Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды 1992 г., Соглашение между РФ и Федеративной Республикой Германия «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество» 1996 г.,), Конституция Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Федеральный законы («О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» 1998 г., «О воинской обязанности и военной службе» 1998 г., «О животном мире» 1995 г., «Об альтернативной гражданской службе» 2002 г., «Об охране атмосферного воздуха» 1999 г.), материалы судебной практики.


Общая характеристика конституционных обязанностей личности в Российской Федерации

 

Понятие конституционных обязанностей

 

Конституционное определение России как государства, где человек, его права и свободы являются высшей ценностью, подразумевает также наличие корреспондирующих им обязанностей. Права и обязанности невозможны друг без друга. Однако научное внимание исследователей больше приковано к правам, несмотря на то, что нельзя представить себе человека, несущего только обязанности, как невозможны права человека без обязанностей. Единство прав и обязанностей обусловливает порядок, который в свою очередь делает реальной свободу.

Конституционные обязанности традиционно рассматриваются в контексте правового статуса человека как один из его элементов, поскольку именно права, свободы и обязанности признаются в научных дискуссиях о структуре правового статуса лица его неоспоримыми составными частями.

Разновидностью социальных обязанностей выступают юридические обязанности - мера объективно-необходимого, должного поведения человека в общественных отношениях.

Составной частью юридических обязанностей являются обязанности конституционные. Их особенности выражаются в том, что они направлены на охрану, защиту и развитие важнейших социальных ценностей, служат как личным, так и общественным интересам, имеют важную общественную и государственную значимость. Правовое содержание конституционных обязанностей сочетается с нравственным отношением общества к соответствующим проблемам, подтверждением чему служит конституционное положение о том, что защита Отечества является сначала долгом, а потом обязанностью гражданина РФ. Подобная последовательность подчеркивает первичность появления моральных норм по отношению к юридическим, а также может рассматриваться как первичность личностной мотивации должного поведения по отношению к гражданской.

Закрепленные в Конституции Российской Федерации конституционные обязанности приобретают высшую юридическую силу и всеобщий характер, что позволяет их определить как высшие правовые требования, предъявляемые к каждой личности и связанные с охраной и защитой важнейших ценностей, с осуществлением действий (бездействия), которые служат удовлетворению личных и общественных интересов в правовом демократическом государстве.

В действующей Конституции РФ прямое закрепление получили не так много обязанностей граждан РФ. При этом часть конституционных обязанностей получила опосредованную формулировку через «долженствование» или «не долженствование». То есть формализованная Конституцией РФ мера должного поведения российского гражданина проявляется в различных лексических формах; касается его правового статуса; характеризует содержание обязанности; означает выбор гражданина РФ в конкретных процессуальных условиях; определяет, от каких деяний российский гражданин обязан воздерживаться; устанавливает адресатов обязанного поведения российских граждан (Приложение А).

Категория «должное поведение», т. е. поведение, обеспечиваемое принудительной силой государства и соответствующей санкцией в юридической норме, отражает специфику права в целом, но не дает достаточного представления о правах и обязанностях как таковых. По мнению некоторых ученых, правовая необходимость полнее всего раскрывает существо обязанности. Она, с одной стороны, указывает, что эта обязанность существует и развивается в рамках должного, установленного законом и обеспечиваемого государством поведения. С другой стороны, она выражает содержание обязанности и присущую ей специфику. «Необходимость» для раскрытия обязанности играет также роль, какую в понятии прав и свобод личности выполняет «возможность».

Конституционные обязанности гражданина РФ имеют широкомасштабное содержание и проявляются в Конституции РФ прежде всего в форме правового требования исполнять установленные законом вид и меру поведения или воздерживаться от этого.

Из-за широкой формы обобщения обязанность нередко опирается не только на правовые нормы, но и нормы морали, вследствие чего можно сказать, что конституционные обязанности граждан сочетают в себе качества юридического веления с качествами морально-идеологического императива. Их нормативность обеспечивается нравственным долженствованием и юридической обязанностью.

Конституционные обязанности устанавливаются как в целях осуществления интересов всего общества, государства, так и в интересах каждого отдельного гражданина. Посредством установления конституционных обязанностей каждому гражданину предписываются определенные вид и мера поведения. Ненадлежащее исполнение конституционной обязанности актуализирует механизм юридической ответственности.

Таким образом, конституционные обязанности человека и гражданина имеют всеобщий характер; не зависят от конкретного правового статуса лица; закрепляются на высшем, конституционном уровне (Приложение Б).

Подводя итоги, можно сказать, конституционные обязанности, под которыми понимаются конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, предъявляемые человеку и гражданину и связанные с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан, являются составной частью правового статуса личности, тесно связанной с правами и свободами человека и гражданина.

 

1.2 Основные черты публичных конституционных обязанностей

 

Должное поведение, обусловленное различными интересами общества и государства и получившее закрепление в Конституции РФ, можно определить как систему публичных конституционных обязанностей. Они довольно компактно расположены в системе конституционных норм: статьи 57-59 Конституции Российской Федерации.

Публичные конституционные обязанности имеют общие черты и особенности. Их объединяют общая правовая природа, единство обусловившего их интереса и качество высшего правового веления.

Качеств, которые их отличают, немного больше. Во-первых, публичные конституционные обязанности отличаются своим адресатом. К примеру, исключительно к гражданам Российской Федерации обращена обязанность защищать Отечество (ч. 1 ст. 59 Конституции РФ); и гражданам РФ, и лицам, таковыми не являющимся, адресованы обязанности платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ), сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ).

Во-вторых, публичных конституционные обязанности разграничиваются содержанием публичного интереса, который может быть реализован путем уплаты налогов и сборов, сохранения природы и окружающей среды и т. д.

В-третьих, публичные конституционные обязанности различаются по механизму своей реализации. Так, для одних порядок реализации установлен федеральным законом (ч. 2 ст. 59 Конституции РФ), для других - законом РФ (ст. 57 Конституции РФ), для третьих вообще не упомянут (ст. 58 Конституции РФ).

В-четвертных, только для одной публичной конституционной обязанности, адресованной гражданам Российской Федерации, предусмотрена возможность замены форму осуществления: в случае, если убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях, гражданин РФ вправе заменить ее альтернативной гражданской службой (ч. 3 ст. 59 Конституции РФ).

В-пятых, публичные конституционные обязанности могут быть отграничены по преобладанию интереса общества или государства. Несмотря на употребление более социально ориентированного (по сравнению с государством) термина «Отечество», установление долга и обязанности его защищать демонстрирует превалирование интересов государства; формулировка ст. 58, наоборот, более тяготеет к представлению интересов общества, социума, поскольку именно природная среда является основой жизни людей; государство как территориальная организация суверенной, обладающей аппаратом управления и принуждения, легитимной власти менее чувствительна к состоянию окружающей среды.

В-шестых, формулировки ст. 57 и ч. 3 ст. 59 Конституции РФ показывают учет интересов обязанных лиц. Этот интерес в первом случае представлен запретом обратной силы законов, устанавливающих новые налоги или ухудшающих положение налогоплательщиков; во втором - индивидуальными особенностями гражданина РФ, связанными с его убеждениями или вероисповеданием.

В-седьмых, публичные конституционные обязанности могут быть разделены на однократно исполняемые (несение военной службы по призыву (ч. 2 ст. 59 Конституции РФ), несение альтернативной гражданской служба (ч. 3 ст. 59 Конституции РФ); периодически исполняемые (уплата налогов (ст. 57 Конституции РФ); ситуационно исполняемые (уплата сборов (ст. 57 Конституции РФ); перманентно исполняемые (сохранение природы и окружающей среды (ст. 58 Конституции РФ); чрезвычайно исполняемые (защита Отечества (ч. 1 ст. 59 Конституции РФ).

На объем и механизм реализации публичных конституционных обязанностей оказывают известное влияние международные договоры, стороной которых является Российская Федерация. К примеру, Россия заключает договоры с другими государствами об избежании двойного налогообложения граждан этих государств на территории друг друга, о сотрудничестве в сфере охраны окружающей среды.

Таким образом, отличительными чертами публичных конституционных обязанностей являются: их адресат; содержание публичного интереса; механизм реализации; возможность замены формы осуществления; преобладание интереса общества или государства; учет интересов обязанных лиц; деление на однократно исполняемые, периодически исполняемые, ситуационно исполняемые, перманентно исполняемые, чрезвычайно исполняемые.

 

Классификация конституционных обязанностей личности

 

Как уже отмечалось, субъективным правам лица корреспондируют соответствующие обязанности государства, его органов, должностных лиц, граждан. Однако это не значит, что при рассмотрении конституционных прав и обязанностей нужно рассматривать схему, при которой каждому праву соответствует конституционная обязанность, поскольку структура действующей Конституции РФ этого не предполагает. Конституция Российской Федерации закрепляет общий, конституционный статус, вследствие чего в него не входят многочисленные субъективные права и обязанности, постоянно возникающие и прекращающиеся у субъектов в зависимости от их трудовой деятельности, характера правоотношений, в которые они вступают, и т. п.

Анализ Конституции Российской Федерации показывает, что в основном нормы, устанавливающие обязанности человека и гражданина, содержатся в главе второй Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина».

Как видно, в названии второй главы Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» нет упоминания об обязанностях, в то время как, к примеру, в действующей Конституции Украины ее второй раздел называется «Права, свободы и обязанности человека и гражданина». В Конституции Кыргызстана выделены разделы: «Права и свободы человека», «Права и обязанности гражданина». Все советские конституции с 1936 года содержали главы о правах и обязанностях граждан. Аналогичные разделы имеются в конституциях Италии, Испании, Японии и других стран.

Во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года, сказано, что «каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности».

Принимая во внимание особенности Конституции РФ как основного закона Российской Федерации, можно сказать, что утвержденные в ней конституционные обязанности личности составляют отдельную группу без привязки каждой из них конкретному праву личности.

Перечень конституционных обязанностей в действующей Конституции России довольно ограничен. К основным обязанностям личности относятся:

обязательность основного общего образования (ч. 4 ст. 43);

обязанность соблюдать Конституцию и законы (ч. 2 ст. 15);

обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44);

обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57);

сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);

защищать Отечество (ч. 1 ст. 59);

некоторые другие.

При этом несение военной службы не закреплено как обязанность в Конституции РФ, где говорится, что гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законодательством. Воинская обязанность закрепляется в федеральных законах «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», в иных нормативных правовых актах.

И.Е. Фарбер отмечал, что в науке конституционного права нет общепризнанной классификации обязанностей. Однако в связи со значительным расширением не только прав граждан, но и их обязанностей представляется необходимым поиск критерия для группировки обязанностей.

Анализ юридической литературы показал, что исследования в данном направлении ведутся. К примеру, Б.С. Эбзеев, используя различные критерии, выделяет обязанности человека и обязанности гражданина, активные и пассивные обязанности, обязанности-запреты и обязанности-ограничения.

Исходя из социальной и юридической природы, а также нормативного содержания обязанностей, им различаются: гражданские обязанности; этико-социальные обязанности; социально-культурные обязанности; обязанности в сфере охраны окружающей среды.

По критерию наличия российского гражданства у субъекта несения соответствующих обязанностей выделяются обязанности человека и обязанности гражданина Российской Федерации. Как пишет, Б.С. Эбзеев, «обязанности человека имеют естественное происхождение, они вытекают не из факта гражданства, а из естественного сочленства индивида в обществе, в котором только и возможно его становление как личности, и в этом смысле являются атрибутивными свойствами человеческой личности». Принимая во внимание эту классификацию, к конституционным обязанностям человека в Российской Федерации можно отнести: уважение прав и свобод других лиц; заботу о детях и нетрудоспособных родителях; заботу о памятниках истории и культуры; уплату налогов и сборов; сохранение природы и окружающей среды.

В отличие от обязанностей человека обязанности гражданина вытекают из сочленства индивида в государстве, представляя собой отражение государственно-правового качества личности. Ряд обязанностей, согласно Конституции РФ относящихся к гражданину, предполагает, что в процессе их осуществления он выступает от имени государства, а само такое осуществление носит характер государственной деятельности. С формально-юридической точки зрения к конституционным обязанностям гражданина РФ можно отнести: соблюдение Конституции РФ и законов; защиту Отечества.

В остальных случаях обязанности, соответствующие правам и свободам, специально закрепляются в нормах Конституции Российской Федерации совместно с этими правами и свободами. К примеру, в Конституции РФ говорится: «Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей», а также: «Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях».

Одновременно с названными некоторые статьи Конституции РФ специально посвящены только обязанностям граждан: платить законно установленные налоги и сборы; защищать Отечество; сохранять природу и окружающую среду.

Таким образом, Конституция Российской Федерации закрепляет общий, конституционный статус, вследствие чего в него не входят многочисленные права и обязанности. Установленные в Конституции РФ конституционные обязанности составляют отдельную группу без привязки каждой к конкретному праву. Одновременно с этим критерии для классификации конституционных обязанностей в настоящее время отсутствуют, несмотря на предпринимаемые попытки их разграничения.

конституционный обязанность личность государство




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: