Обеспечение исполнения отдельных конституционных обязанностей личности в Российской Федерации




 

Обеспечение исполнения обязанности уплаты налогов и сборов

 

Конституционно закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Данная обязанность каждого человека и гражданина в конституциях советского типа не закреплялась, что объясняется тем, что в условиях господства социалистической собственности, когда государство воплощало в себе единственного собственника, подавляющая часть государственного бюджета формировалась за счет поступлений от социалистических предприятий и организаций; налоги с населения составляли очень малую величину.

Обязанность граждан платить налоги была конституционно закреплена впервые с переходом страны к рыночной экономике, что вполне закономерно, поскольку развитие частной собственности, свобода предпринимательства, значительное сокращение сферы государственной собственности связаны с новыми подходами к налоговой системе, когда число налогообязанных субъектов качественно меняется, расширяются виды налогообложения. В связи с этим значение налогов с граждан и других лиц, подлежащих налогообложению, в государственном бюджете кардинально меняется.

В современных условиях, когда существуют свобода предпринимательства, многообразные формы экономической деятельности, различные не контролируемые и не учитываемые государством источники доходов, уплата налогов уже связана с инициативой человека, обязанного сообщать о своих доходах в налоговые службы, заполнять декларации о доходах. Поэтому обязанность платить налоги в Конституции РФ закрепляется как одна из важнейших.

От добровольного исполнения этой обязанности в значительной мере зависят выполнение государством своей социальной роли, иных видов государственной деятельности, охрана его суверенитета, обороноспособность, в чем заинтересован каждый гражданин.

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы - это элементарное требование к человеку и гражданину, который живет в обществе и пользуется благами государственной деятельности. Однако устанавливаться налоги и сборы могут только законами, а не подзаконными правовыми актами.

Налоговым кодексом РФ установлено, что налоги подразделяются на федеральные, субъектов Федерации и местные. Они уплачиваются в определенных размерах и в заранее указанные сроки. За уклонение от уплаты и нарушение порядка уплаты налогов налогоплательщики несут административную, а в отдельных случаях и уголовную ответственность.

Однако обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы сочетается с определенными правами налогоплательщиков, установленными в законе (знакомиться с материалами проверок, обжаловать решения налоговых инспекций и т. д.). Конституция добавляет к этому, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Таким образом, в условиях свободы предпринимательства, различных форм экономической деятельности, наличия различных не контролируемых и не учитываемых государством источников доходов уплата налогов связана с инициативой человека, обязанного сообщать о своих доходах в налоговые службы, заполнять декларации о доходах. От добровольного исполнения этой обязанности в значительной мере зависят возможность выполнения государством своей социальной роли, иных видов государственной деятельности, охрана государственного суверенитета, обороноспособности.

Общие принципы налогообложения и сборов относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в Российской Федерации, а меры административной и уголовной ответственности за нарушение налогового законодательства - средством обеспечения исполнения конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы.

 

Обеспечение защиты Отечества

 

Конституция РФ закрепляет обязанность по защите Отечества. В данном случае правовая обязанность соединяется с моральной категорией (долгом), тем самым образуя непреложный закон гражданского поведения. Защита Отечества предполагает обязанность каждого военнообязанного гражданина «встать под ружье» в случае агрессии против России, официального объявления войны и всеобщей мобилизации.

Гражданин Российской Федерации несет воинскую службу в соответствии с федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», определяющим условия прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил РФ, порядок призыва, льготы по призыву, сроки службы, условия ее прохождения и другие факторы. Указанный закон регламентирует воинский учет, подготовку к военной службе, поступление на военную службу, прохождение военной службы, пребывание в запасе (резерве), военное обучение в военное время.

Гражданин, не явившийся по повестке о призыве на военную службу или военные сборы в указанный срок без уважительной причины или получивший путем обмана незаконное освобождение или отсрочку от призыва, подлежит уголовной ответственности за уклонение от призыва.

Однако существует много граждан, убеждениям которых или их вероисповеданию противоречит несение военной службы. Конституция РФ также устанавливает возможность замены военной службы альтернативной гражданской службой в случае, если убеждениям лица или его вероисповеданию противоречит несение военной службы (ч. 3 ст. 59 Конституции РФ). Обязанность, касающаяся военной службы, является единственной, где конституционно предусмотрена возможность замены ее формы. Конкретизация данного конституционного права осуществлена Федеральным законом «Об альтернативной гражданской службе», где определено, что альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если: несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

Ответственность за уклонение от очередного призыва на действительную военную службу может быть распространена только на лиц, подлежащих призыву на такую службу, и не касается правоотношений, связанных с прохождением альтернативной гражданской службы. Действия граждан, реализующих свое конституционное право на замену военной службы альтернативной гражданской службой, не могут расцениваться как уклонение без уважительной причины от военной службы и, следовательно, не подпадают под признаки уголовного правонарушения.

На альтернативную гражданскую службу не направляются граждане, которые имеют основания для освобождения от призыва на военную службу; не подлежат призыву на военную службу; имеют основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу.

Таким образом, в соответствии с конституционным принципом равенства обязанностей все российские граждане являются носителями конституционной обязанности по защите Отечества, при этом правовую необходимость возложения воинской обязанности на различные категории граждан определяет государство посредством издания соответствующего закона. Обеспечением исполнения конституционной обязанности по защите Отечества можно назвать уголовную ответственность за уклонение от прохождения действительной военной службы для лиц, подлежащих призыву, а также возможность замены военной службы альтернативной гражданской службой для лиц, чьи убеждения или вероисповедания противоречат несению военной службы.

 

Обеспечение исполнения прочих конституционных обязанностей

 

Конституция РФ закрепляет обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Природа как внешняя среда обитания человеческого общества в век научно-технического прогресса требует особых мер охраны. За последнее время принят ряд законов об охране природы, атмосферного воздуха, животного мира. К их числу, к примеру, можно отнести Федеральные законы «Об охране атмосферного воздуха», «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне», «О животном мире», Водный кодекс РФ и т. д.

Конституция РФ также содержит такие обязанности, которые основаны на обеспечении индивидуального интереса. Прежде всего в Конституции РФ (ч. 2. Ст. 38) указывается на равное право и обязанность родителей заботиться о детях и воспитывать их.

Одним из главных назначений семьи является создание условий для нормального развития и надлежащего воспитания детей, поскольку интересы ребенка являются предметом заботы прежде всего его родителей. Права ребенка, закрепленные в ст. 54 Семейного кодекса РФ, обеспечиваются обязанностями его родителей. Принцип ответственности родителей за воспитание несовершеннолетних детей закреплен и в законодательстве некоторых субъектов РФ; в ряде регионов также устанавливается, что труд по воспитанию детей приравнивается ко всякому другому труду и является основой для достойного социального обеспечения.

Гарантией обеспечения конституционных требований, относящихся к воспитанию детей, является установление уголовной ответственности за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, соединенное с жестоким обращением, предусмотренное ст. 156 Уголовного кодекса РФ.

Конституционная обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях включает в себя обязанность детей поддерживать родителей, а при необходимости - и содержать их. При отказе в помощи необходимые средства (алименты) могут быть взысканы по суду, а при злостном уклонении от уплаты алиментов наступает уголовная ответственность. Однако суд может принять решение об освобождении детей от этой обязанности, если будет установлено, что родители уклонялись от родительского долга.

Индивидуальными интересами обусловлено также конституционное установление обязательности основного общего образования, которое в настоящее время составляет девять классов общеобразовательной школы или приравненного к ней другого образовательного учреждения.

Конституционная обязанность по обеспечению получения детьми основного общего образования возлагается на родителей или лиц, их заменяющих. Следовательно, принимая во внимание роль образования в формировании личности и его значимость для общества, в Конституции РФ использован особый прием правового регулирования: обязанность гражданина получить основное общее образование усиливается обязанностью родителей или лиц, их заменяющих, принять все необходимые меры, чтобы дети получили такое образование одновременно такое усиление означает запрет для родителей препятствовать детям в приобретении образования названного уровня.

К индивидуально-ориентированным конституционным обязанностям российских граждан также относится мера должного поведения, определенная ч. 3 ст. 44 Конституции РФ. Обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры выступает гарантией права на пользование достижениями культуры.

Историческое наследие является частью наследия культурного. Забота о сохранении культурного наследия означает совершение конкретных действий, не допускающих его утрату или бесхозяйственное содержание. Закон обязывает граждан заботиться о сохранении памятников истории и культуры. Граждане, в собственности которых они находятся, обязаны соблюдать правила охраны, использования, учета и реставрации памятников.

Граждане, причинившие вред памятнику истории и культуры или его охранной зоне, обязаны восстановить их в прежнем состоянии, а при невозможности - возместить причиненные убытки. Восстановление памятника или его охранной зоны осуществляется с соблюдением установленного порядка реставрации памятников истории и культуры. За нарушение гражданами правил охраны и использования памятников истории и культуры установлена также административная ответственность. Утрата какой-либо части культурного наследия часто бывает невосполнимой. Поэтому уничтожение или повреждение памятников культуры влечет уголовную ответственность по ст. 243 Уголовного кодекса РФ.

Таким образом, конституционные обязанности граждан Российской Федерации, обусловленные индивидуальными интересами, установлены в тесной взаимосвязи с правами граждан и выступают, по сути, гарантией обеспечения последних. Содержание индивидуализированных конституционных обязанностей раскрывается в соответствующем федеральном законодательстве, нормы которого, в свою очередь, отражаются в подзаконных актах. Исходя из конституционного перечня предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, по вопросам реализации данных обязанностей могут приниматься законы субъектов РФ.

Поскольку обязанностью гражданина является соблюдение установленных правил, активное противодействие их нарушениям со стороны других лиц, это само по себе уже является средством обеспечения исполнения конституционных обязанностей. Установление пределов ответственности за нарушение рассмотренных мер должного поведения, закрепленных в Конституции РФ, также можно рассматривать как обеспечение исполнения конституционных обязанностей Российской Федерации.

 


 

Заключение

 

Рассмотренные в данной работе вопросы позволили нам сделать следующие выводы.

Конституционные обязанности, под которыми понимаются конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, предъявляемые человеку и гражданину и связанные с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан, являются составной частью правового статуса личности, тесно связанной с правами и свободами человека и гражданина.

Отличительными чертами публичных конституционных обязанностей являются: их адресат; содержание публичного интереса; механизм реализации; возможность замены формы осуществления; преобладание интереса общества или государства; учет интересов обязанных лиц; деление на однократно исполняемые, периодически исполняемые, ситуационно исполняемые, перманентно исполняемые, чрезвычайно исполняемые.

Конституция Российской Федерации закрепляет общий, конституционный статус, вследствие чего в него не входят многочисленные права и обязанности. Установленные в Конституции РФ конституционные обязанности составляют отдельную группу без привязки каждой к конкретному праву. Одновременно с этим критерии для классификации конституционных обязанностей в настоящее время отсутствуют, несмотря на предпринимаемые попытки их разграничения.

Общие принципы налогообложения и сборов относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в Российской Федерации, а меры административной и уголовной ответственности за нарушение налогового законодательства - средством обеспечения исполнения конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с конституционным принципом равенства обязанностей все российские граждане являются носителями конституционной обязанности по защите Отечества, при этом правовую необходимость возложения воинской обязанности на различные категории граждан определяет государство посредством издания соответствующего закона. Обеспечением исполнения конституционной обязанности по защите Отечества можно назвать уголовную ответственность за уклонение от прохождения действительной военной службы для лиц, подлежащих призыву, а также возможность замены военной службы альтернативной гражданской службой для лиц, чьи убеждения или вероисповедания противоречат несению военной службы.

Конституционные обязанности граждан Российской Федерации, обусловленные индивидуальными интересами, установлены в тесной взаимосвязи с правами граждан и выступают, по сути, гарантией обеспечения последних. Содержание индивидуализированных конституционных обязанностей раскрывается в соответствующем федеральном законодательстве, нормы которого, в свою очередь, отражаются в подзаконных актах. Исходя из конституционного перечня предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, по вопросам реализации данных обязанностей могут приниматься законы субъектов РФ.

Поскольку обязанностью гражданина является соблюдение установленных правил, активное противодействие их нарушениям со стороны других лиц, это само по себе уже является средством обеспечения исполнения конституционных обязанностей. Установление пределов ответственности за нарушение рассмотренных мер должного поведения, закрепленных в Конституции РФ, также можно рассматривать как обеспечение исполнения конституционных обязанностей Российской Федерации.


 

Глоссарий

 

№ п/п Понятие Определение
  Должное поведение Должное поведение российского гражданина проявляется в различных лексических формах; касается его правового статуса; характеризует содержание обязанности; означает выбор гражданина РФ в конкретных процессуальных условиях; определяет, от каких деяний российский гражданин обязан воздерживаться; устанавливает адресатов обязанного поведения российских граждан
  Конституционные обязанности Составная часть юридических обязанностей, направленных на охрану, защиту и развитие важнейших социальных ценностей, служащих как личным, так и общественным интересам; имеющих важную общественную и государственную значимость
  Конституционный статус личности в РФ Роль и место человека (личности) в государстве, закрепленные в Конституции
  Конституция Основной закон государства, выражающий действительное соотношение общественных сил на определенном этапе исторического развития
  Конституция РФ Источник высшей юридической силы
  Основные конституционные обязанности человека и гражданина Мера должного поведения человека в обществе -также входят в правовой статус человека и гражданина и необходимы для поддержания жизнеспособности государства и обеспечения других прав и свобод
  Основные права и свободы человека Права и свободы, закрепленные в Конституции Российской Федерации
  Права и свободы человека Мера возможного поведения человека в обществе; возможность делать все, что не наносит ущерба другим людям, что не запрещено законом
  Принципы правового статуса человека и гражданина в РФ Признаваемые и охраняемые государством начала, на основе которых человек пользуется своими правами и свободами
  Юридические обязанности Мера объективно необходимого, должного поведения человека в общественных отношениях



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: