Рыночная экономика представляет собой систему, в которой функционируют субъекты различных форм собственности. Основной формой организации производства в развитых странах являются национальные и многонациональные корпорации. Они подтверждают свою жизнеустойчивость и являются основными производителями товаров и услуг. Важное направление в управлении корпорацией - финансовый менеджмент. Финансовые ресурсы крупнейших корпораций по своим размерам могут конкурировать с государственными бюджетами, от них во многом зависит финансовое положение страны в целом.
Функционирование финансов негосударственных предприятий, а это. как уже отмечалось, крупные корпорации, подчинено принципам: централизация ресурсов, финансовое планирование, формирование крупных денежных ресурсов, безусловное выполнение финансовых обязательств, использование всех законных источников формирования денежных ресурсов.
Принимающие решения в области управления финансами корпорации исходят из того, что необходимо объяснять образование и использование различных денежных фондов, их планирование таким образом, чтобы стимулировать повышение эффективности производства, роет активов корпораций, увеличивать прибыль.
Главным синтетическим показателем, определяющим финансовое состояние корпораций является курс акций. Его повышение свидетельствует о благоприятной финансовой перспективе, и наоборот, понижение курса акций сеть свидетельство финансовых проблем, а возможно и банкротства.
Большое значение для обеспечения успешного функционирования корпораций имеет финансовое планирование, включающее как долгосрочные, так и краткосрочные финансовые планы. Корпорации планируют текущие и капитальные расходы на много лет вперед, учитывая при этом общеэкономическую конъюнктуру, положение дел на фондовом рынке, ставки по кредитам и другие финансовые инструменты. Принимая во внимание интернационализацию мирохозяйственных связей, корпорации просчитывают конъюнктуру не только на национальном рынке, но и на международном.
|
Ежегодно корпорации публикуют свой годовой отчет, который должен быть заверен независимыми аудиторскими фирмами. Законодательство развитых стран устанавливает обязанность концернов прибегать к услугам аудиторов.
Естественно, что аудиторская деятельность находится под пристальным государственным контролем. Аудитор по окончании ревизии баланса составляет детальный отчет, резюме которого содержит объективную оценку состояния дел корпорации. Эта заключительная часть подлежит обязательной публикации вместе 2 годовым балансом.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) разработала международные учетные стандарты, охватывающих все стороны производственной и финансовой деятельности корпораций. Следование этим стандартам способствует интернационализации хозяйственной деятельности, облегчает приток иностранного капитала.
В посткоммунистических странах, в том числе в Беларуси, также существуют предприятия негосударственной формы собственности. Свое право на жизнь они завоевывали в конкурентной борьбе с госпредприятиями. Руководителям этих предприятий приходится осваивать науку управления финансами у своих западных коллег. Негосударственные предприятия практически лишены финансовой поддержки, на которую могут рассчитывать госпредприятия. Однако и на них распространяется государственное регулирование, в части: размера уставного фонда: особого порядка начисления амортизации для малых предприятий. Белорусское законодательство предусматривает особый режим налогообложения для предприятий с участием иностранного капитала. Так если доля иностранного участника превышает 30 процентов, то такое предприятие на три года освобождается от уплаты налога на прибыль. Мелкие собственники представляют значительную прослойку в современных развитых странах. Как правило, они заняты в сфере услуг. С переходом к рынку в самостоятельную разновидность финансов субъектов хозяйствования можно выделить финансы частного предпринимательства. В одном лице соединены работник и собственник, и это определяет особенности финансов частных предпринимателей. Во многих странах на период становления собственного бизнеса граждане получают различную помощь от государственных органов, созданных специально для этих целей. Среди западных кредитных учреждений есть специализирующиеся на работе с гражданами-предпринимателями. Для них могут устанавливаться более льготные режимы налогообложения.
|
Частный предприниматель является налогоплательщиком, к этому в основном сводятся его взаимоотношения с финансовой системой. У предпринимателя в результате его деятельности образуется доход, который является источником для финансирования расходов, связанных с его профессиональной деятельностью, выполнением обязательств перед государством и личными потребностями. При определении налогооблагаемой базы учитываются только расходы, связанные с производственной деятельностью.
В Беларуси для субъектов малого предпринимательства и частных предпринимателей введен упрощенный порядок налогообложения, они уплачивают подоходный налог, исходя из годовой суммы доходов авансовыми платежами. В конце года производится перерасчет уплачиваемых сумм.
Частные предприниматели обязаны открывать счета в банках, использовать в расчетах преимущественно безналичные деньги. Таким образом, можно сделать вывод о том, что организация финансов частного предпринимательства приближается к организации финансов юридических лиц.